Dec 25, 2015 23:42
Вся френдлента буквально завалена репортажами со вчерашней встречи с Нарендрой Моди в Экспоцентре. Внесу-ка и я свою лепту.
Сразу оговорюсь: Нарендру Моди я очень уважаю и к Индии питаю самые тёплые чувства.
Будь я совсем умным, я бы всё понял заранее и туда вообще не пошёл бы. Как сделал, кстати, один очень известный и уважаемый индолог (имя называть не буду, но инициалы РБР), сказавший (сам не слышал, но мне передавали) примерно следующее: "Да в гробу я это видел".
Будь я не совсем, но всё-таки чуть-чуть умным, я бы развернулся на дальних подступах к Экспоцентру, увидев, как многосотенная (и даже немноготысячная) толпа индийских студентов (а их было большинство) пытается пробиться в здание сквозь узенькую дверцу.
Нет, подумал я, это только первый рубеж - дальше будет легче.
Ха!
Дальше была регистрация. Несколько стоек, окруженных всё той же многосотенной толпой. Регистрация была по номерам на приглашении. Номера были написаны где-то внизу и, естественно, заслонялись десятками студенческих тел.
У меня номер был, если я правильно помню, 1664-й, но толпа меня вынесла к ближайшей стойке, где регистрировались номера с 1001 по 1500-й. Когда выяснилось, что я попал не по адресу, встала задача: как выбраться из одной части толпы и перебраться в другую такую же. В конце концов, потеревшись о пару десятков студенческих тел (что в мои годы уже как-то во всех смыслах неприлично), мне это сделать удалось и я получил заветный штампик на приглашении.
Тут возник другой вопрос: а куда дальше?
Какая-то девушка из числа организаторов, видимо, признав во мне регулярного участника разных околоиндийских тусовок, пообещала провести без очереди. Но пообещала не одному мне, а потому её постоянно дёргали в разные стороны - она то исчезала, то ненадолго появлялась вновь.
В следующем зале был контроль почище, чем в международном аэропорту: несколько рамок металлоискателей и к каждой - длиннющая очередь из тех, кому уже посчастливилось обзавестись штампиком. Очередь двигалась медленно, а девушка, обещавшая "провести", куда-то исчезла. Но всё проходит, как сказал царь Соломон. Прошёл и я (сквозь рамку).
Дальше началось самое интересное.
Как было объявлено заранее, вход в зал начинается в 16:00, заканчивается в 17:30. Простой подсчёт подсказывал, что Нарендру Моди надо ждать не раньше 18:00. Естествено, мероприятие предполагало и какую-то культурную программы, но я (как я уже говорил, я оказался не только не совсем, но даже и не чуть-чуть умным) рассчитывал, что собрание начнётся с торжественной части, и я спокойненько послушаю Моди, вспомню полузабытый хинди и так же спокойненько слиняю с концерта.
Ха!
Было уже 18:30 и никаких признаков скорого приезда Моди не просматривалось.
"Ты где-нибудь видел такой бардак?" - спросил меня сидящий рядом мой друг, известный индолог-журналист. "Видел", - ответил я. - "В Индии".
Но индийский бардак, перенесённый на российскую почву - это не сумма 100+100, и даже не произведение 100х100, а где-то возведение 100 в сотую степень.
Организаторы решили начать с культурной части.
Мой друг (как и ещё несколько коллег) опять оказался умнее, чем я, и вскорости слинял. А у меня возник "эффект ожидания автобуса": чем дольше его ждёшь, тем больше жалеешь, что не пошёл пешком, и тем меньше желания сделать это сейчас - ведь теперь-то автобус наверняка скоро приедет.
Индийские танцы в исполнении белокурых русских девушек, видимо, должны смотреться так же смешно, как выступления индианок в сарафанах и кокошниках, поющих "Во поле берёзонька стояла". Но индийцы тащатся. Я же, посмотрев за свою жизнь подобные танцы 358 тысяч раз, решил, что меня не убудет, если посмотрю в 358 тысяч первый.
Наконец объявили, что Моди "скоро" прибудет. И тут же на сцену выскочила какая-то пара - россиянские мущщина и женчина, которые начали на мотив русских народных песен петь какие-то восхваления Нараяны и других индусских богов, перемежая это фразами про "соловушку" и "головушку".
Мне бы уйти в этот момент, но я ждал Моди.
И вот - о радость! Появился Моди - где-то около 20 часов, т.е. за несколько минут до того времени, когда мероприятие по изначальному плану должно было бы уже завершиться. Я-то по наивности думал, что вот сейчас он выйдет на сцену и скажет что-нибудь содержательное про переговоры с российским руководством и бизнес-кругами. Нет, он уселся в первом ряду и стал смотреть продолжение концерта.
А происходящее на сцене достигло своей кульминации!
Четверо или пятеро музыкантов в чёрном взяли в руки какие-то псевдоиндйиские инструменты, а в центре воссела Сати Казанова (кстати, Сати - имя индийское: так звали первую жену бога Шивы, восшедшую на костёр в знак протеста против обиды, которую её отец нанёс её мужу; сейчас в Индии этим словом называют вдов, восходящих на погребальный костёр мужа, а также сам обряд самосожжения).
И началось: пошли песнопения на санскрите в честь бога Ганеши.
Этого вынести я не мог, сорвался с места и покинул зал, так и не дождавшись выступления Моди.
Впрочем, похоже, я немного потерял. Судя по тому, что я прочитал в СМИ и в публикациях фейсбучных друзей, выступление Моди было посвящено восхвалению Сати Казановой, а ещё он озвучил её просьбу посодействовать строительству в Москве индусского храма. Так что я считаю, что отделался малой кровью - слушать такое было бы хуже самой изощрённой пытки.
Тут необходимо пояснение. "Строительство индусского храма" звучит красиво, но на деле это обернётся строительством храма "Общества сознания Кришны", каковое к индуизму имеет примерно такое же отношение, как сайентология к христианству. В своё время Лужок этим долбанутым кришнаитам что-то пообещал, но новые власти Москвы одумались. И вот теперь, похоже, всё заворачивается по новой.
Единственный положительный момент, который я вынес из всего вчерашнего приключения, состоит в том, что через два года, когда состоится новый государственный визит Моди, я буду умнее - как говорится, наашипках учюцца.