Написал об июльской поездке в Оренбург в газете «Первое сентября».
В интернете две статьи, но на самом деле одна, из двух частей.
Первая часть -
http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201101525.
Вторая -
http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201101526 Между ними должно помещаться вот это фото: «высотка» местного университета.
Внутри здание оформлено грубовато, никакого сравнения с помпезными потрохами МГУ.
*
Вторая часть оренбургской статьи метафизическая. Скажем так: это первая попытка сформулировать (географические) принципы теории сознающего поля. Так, прикидки. Все больше меня занимает эта отвлеченная дорожная теория.
Суть ее проста (проекции сложны).
Сообщество - творящее, тут возможен выбор: академическое, проектное, литературное - раздвигает рамки своего ментального пространства дробно-коллективным усилием.
Пример: Россия усилием пушкинского поколения присочиняет себе оренбургскую степь.
Это не административное или военное присоединение, это культурное освоение нового пространства.
Поэтому непременно коллектив, который может действовать дробно, всяк по себе, но в итоге все равно достаточно целостно.
Поэтому не один Пушкин, но перед ним Даль и многие еще из команды Василия Перовского - картографы-конкистадоры, первопроходцы науки.
Они действуют вместе, между ними возникает сознающее поле.
Пушкин его маркирует.
Это происходит почти мгновенно; Пушкин по Оренбургскому краю проносится аки молния, в три дни.
Так же быстро пишется (и читается) «Капитанская дочка». Но в итоге именно это завершающее усилие «проторачивает» к культурному пространству России эту степь - пред-киргиз-кайсацкую, пугачевскую.
После этого данная степь оглашена, вписана и вчитана в большой русский атлас.
В помещение сознания , в пределы сознающего поля.
Здесь грань между индивидуальным и общим творчеством тонка и взаимопроникновенна.
Но тем и интересна.
Сознающие поля России разнообразны. Их счет можно начать с Москвы (поле, сложнейшее из всех наших), противопоставить ей Петербург и его особое поле и так далее.
Не поняв их сложное взаимодействие, трудно принять Россию как ментальное целое, как мир и Рим.
Здесь прослеживаются исторические, богословские ,военные сюжеты. В итоге это может поместиться в общую историю России (которая по сей день не написана). Но такое возможно только после того, как мы признаем этапы пространственного развития сознания как историческую конструкцию не менее важную, нежели известную схему смены строев и классов и т.п..
В общем, все просто.
*