Согласно Закону Черномырдина («хотели, как лучше»), в России все всегда получается «как всегда». Редкие, но нужные и хорошие начинания частенько заканчиваются fail’ом. Причем не просто fail’ом, а созданием новых проблем, которые тоже начинают ждать своего «как лучше». Ни я первый, ни я последний поднимаю этот вопрос. Этот феномен подмечали классики русской и зарубежной литературы. Советская эпоха породила большое количество примеров, красноречиво подпирающих тезис первого лица: «вот, у нас так всегда». Был у него еще один ныне бородатый тезис: «вот, у нас куда ни сунься - у нас везде Чечня». Разумеется, что в его высказывании Чечня была синонимом другого слова.
Как так получается, что все новые заговоры ложатся на «заколдованное место», не снимая с него первоначальные чары, и заканчивается всегда магический ритуал заклинанием «Господь, жги»? Почему в сухом остатке постоянно наблюдается какое-то непотребство? Из-за чего финальный результат математических операций оказывается с отрицательным знаком. Что же это за слагаемое, которое нивелирует и загоняет в минус продукт незамысловатых арифметических манипуляций? Если коротко, то этим отрицательным слагаемым является социум. Он, словно корова, своим шершавым языком слизывает вместе с сеном и цыплёнка и мышонка. Да, парнокопытные любят лакомиться теплокровными яйцекладущими и прочими млекопитающими грызунами. Но не в таких же объемах и не с такой завидной же постоянностью!
Описанию русского социума я уделил отдельную статью («Посещение бедных»), где приоткрыл завесу тайны террора от матушки природы. Я планировал выпустить продолжение той статьи, но решил не драконить корову лишний раз. Короче, за подробностями я отсылаю к имеющейся отдельной статье, а в данный момент нас интересует вот какая простейшая мысль: реформаторы и исполнители реформ - это люди, сделанные из одного общего с народом теста. Поэтому-то и получаются Ельцины, которые на бумаге пишут о борьбе с привилегиями, а в уме возводят ее в степень. Получаются Соловьевы, которые на голубом глазу обличают византийщину, а потом становятся ее столпом. И прочие Говорухины, умы, честь, совести наших эпох, утверждающие, разводя турусы на колесах, что, мол, «так жить нельзя», но позже добавляющие: «а, вообще, так жить можно и нужно».
Есть, однако, исторические примеры, где тесто было одно, да не одно. Во время реформ в Грузии в 2004-2011 годах, ключевую роль сыграло вливание в государственную систему свежей крови с опытом длительной работы, учебы, жизни за пределами Грузии. Эту свежую кровь я называю положительным мультипликатором. Его задача - амортизировать урон, наносимый инерцией старого общества. Не завязанные на схемах и кланах незапятнанные люди с жизненным опытом, отличным от большинства населения, способны вдохнуть новую жизнь в коматозное туловище исторической родины. Во время радикальных реформ большая часть населения находится, как обычно, в поисках низкого дверного проема, покрытого запекшейся кровью. Набирая разгон с мыслью «бились об этот косяк мой прадед, дед, отец - значит, теперь и моя очередь, ибо так надежней», отдают они дань традиционным ценностям. Гласит же народная мудрость: «не жили богато, не стоит начинать». Поэтому неудивительно, что население Грузии в целом неадекватно оценивало реформы, пыталось их саботировать. Предаваясь эмоциям, люди плохо вникали в суть происходившего, весьма поверхностно интересовались логикой перемен в долгой перспективе. Спасло лишь то, что страна была в плачевном состоянии и старой стабильности никто не хотел.
Тут уместно вспомнить процессы, происходившие в позднем СССР. Один из разработчиков приватизации Пётр Филиппов рассказывал, что на излете СССР, когда всем надо было думать о будущем, мало кто интересовался обсуждением переустройства страны. Залы, в которых обсуждалась и приватизация, привлекали единицы энтузиастов. Простой люд не могли туда и силком затащить. Люди были переполнены эмоциями и лозунгами. Общая установка была предельно ясна: кто не скачет, тот коммунист. В подворотнях ели партбилеты, запивая «Шипром» цвета «Тархуна». Не все, конечно. Были, так сказать, уникумы, которые вступали в партию. Их имена известны широкой общественности. Но факт остается фактом - население глядело на предстоявшие реформы, как на новые ворота. Реформы провалились, а ворота остались. Проржавели с тех пор только.
А в Грузии Саакашвили и его команда ломали грузин через колено. Преступность бежала из страны (в Россию). Орды коррупционеров остались на обочине, но остались. Полчища дармоедов остались без насиженных мест. Схемы были порушены, а люди остались. В результате вся эта массовка сейчас топчет грядки, т. е. реакционно сливает реформы. Сам Саакашвили сами знаете где. Там он тоже поломал схемы, поэтому «гастролера» быстро лишили гражданства, так как отрицательное слагаемое в Украине будет на порядок нулей больше. Нужно отметить, что откат происходит медленней, чем предсказывали злопыхатели. Это потому, что радикализм реформ был подобран реформаторами максимально возможный в тех условиях. Радикальные реформы работают, цепляются, а косметические тонут практически сразу. Что касается злопыхателей, то самые активные внесли свою лепту. Если в России постоянно гадит англичанка, то в Грузии гадит россиянка. Перед войной 08.08.08 в Грузии была попытка смести Саакашвили, но он, объявив досрочные выборы, переизбрался в первом туре. Еще ранее была череда странных событий и инцидентов в приграничных районах. Я не берусь совсем твердо утверждать, но Саакашвили и его команда не тянут на собирателей земель грузинских. С учетом антигрузинской истерии до войны, разумно предположить, что зачинщиком был Кремль.
Про реформы в Грузии можно прочитать в книге Л. Бураковой «Почему у Грузии получилось». Книга может вызвать приступ либерастии, поэтому рекомендую читать в содружестве с книгой-комментарием, в свою очередь вызывающую патриотизм мозга, Н. Мендковича «Почему у Грузии не получилось». Издатель последней книги - РИСИ (Российский Институт Стратегических Исследований). Это печально известная богадельня для престарелых, выживших из ума охранителей режима. Существует этот приют за деньги налогоплательщиков и пользуется поддержкой Путина.
Выводы.
Территория. Вот какая имеется мысль. Проводить реформы на всей территории страны одновременно в одинаковом объеме, как мне кажется, проблематично. Я мыслю, что реформы нужно разворачивать постепенно, подходя к регионам дифференцированно. Предварительно создав что-то вроде СЭЗ (специальных экономических зон). То есть вводить уголовную ответственность за дачу взятки сразу на всей территории страны будет неосмотрительно. Отправлять в тюрьму за принятие взятки - тоже. Полномасштабная дебюрократизация, т.е. массовое увольнение чиновников-дармоедов, приведет к волнениям. Сросшиеся с криминалитетом слуги народа начнут вести подрывную деятельность, распускать сплетни, собирать митинги, демонстрации, пиарить по-черному, заниматься шантажом, угрозами, подстрекательством, диверсиями. В рамках СЭЗ, которые станут локомотивами для страны, будет возможна своеобразная бюрократическая экспургация. Неблагонадежные персонажи будут отправляться если и не на «пляжи Индигирки и Колымы», то уж точно за пределы СЭЗ.
Массовка. Увы, это самый честный термин. Будет ломка. Будут примерять старый хомут. Будут тянуться к стоп-крану.
Кадры. Очень нужна свежая кровь. Новые кадры следует искать в русской диаспоре и, если понадобится, в мировом русофонском кадровом пуле. Грузинский опыт показал, что это задача нетривиальная, и успех в ее реализации будет означать половину успеха реформ (до слива, разумеется). Для всей страны кадров, скорей всего, не хватит, а вот для двух-трех СЭЗ - вполне. Если на ключевых местах встанут какие-нибудь простые «ребята с нашего двора», свои в доску Петя с Васей из уездного города Дно какой-нибудь Псковской области да Аркадий, Володя и Дима из деревни Недомерки той же области, то слив может произойти до начала реформ. А массовка поддержит это дело. Народ честной для разврата соберется в нужных объемах, и вместе они устроят забег в ширину и краковяк вприсядку.
Демократия. Никаких демократических процедур в это время происходить не может. Учитывая, что немолодое большинство страны будет парить ноги в тазиках с цементом и заниматься саботажем счастья своих детей и внуков. Грузинский опыт тоже это подтвердил, но слабину они дали много раз. Вот и результат. Правда, тут нужно учитывать братскую помощь от Кремля.
Время. На реформы уйдет много времени. Чем глубже могила, тем дольше выкарабкиваться. Грузины постарались сделать все сразу и с фейерверком, т.е. так, чтобы все сразу стало заметно всем. Это порочный путь. Так как петарды могут быстро закончиться, что станет сигналом к открытию шлюзов. Думаю, что минимальный срок для реформ - 15 лет. Надо быть реалистами. Это самый минимум миниморум.