В продолжение предыдущего поста. Расшивка тем - только моя.
Ни на кого не ссылаюсь. Если кто-то узнал свои мысли, значит, я их принимаю.
От "я - в мире" - к "мир - во мне"
Мир фрагментируется и процессы в нем ускоряются. Это общемировой процесс. В России - есть, как всегда, своя специфика, которая (в данном случае) усугубляет фрагментацию и ускорение всех процессов. Многие видят в происходящем «конец света».
Сохранение собственной идентификации и своей культурной ниши - задача тем более актуальная, чем больше внешних попыток разрушить эту идентификацию и эту нишу.
Для того, чтобы опереться на «мир в себе» надо обладать минимальными рефлексивными навыками. (Отвечать на элементарные вопросы - кто я? зачем я сейчас говорю это? этим людям? какова ситуация сейчас? как я изменяю ее своими словами?).
Не бояться видеть внутри себя и свет и тьму. Различать их. Это дает возможность опереться на «конструкцию себя» в исследовании мира. Но том простом основании, что он состоит из людей, а модель «человека» и его поступков - всегда с тобой. Это - ты сам.
Откуда видно свет и тьму и направление движенья?
Конечно, «тьма» - это в чем-то открытие для описания повседневности. Образования - в частности
«Свет» - это то, чему посвящена вся жизнь. И всё образование. А «тьма» - структурирована в лучшем случае «Дневным дозором». Хотя структура ее, похоже, должна быть равновесной свету. На основании того, что каждый предмет на свету отбрасывает тень.
Когда мир находится в точке перелома (можно почитать
что-нибудь про «фазовый переход», но не увлекаться), для сохранения идентификации (или «спасения» - кому как нравится) полезно видеть всё, что происходит. И свет. И тьму. И их устройство.
А всё ли ты видишь? Ответить на этот вопрос можно, лишь поняв, куда забрался - откуда, из какого места видно свет и тьму одновременно.Что это за место? Кто ты в нем? Что можешь (хочешь, должен ) сделать? Чем отвечаешь за свои действия?
Про процесс
Прямо на глазах роль количества знаний падает. Флешка
бесконечного объема на кончике твоего пальца и
очки Google - приговор системе передачи знаний. Это не «через 50 лет». Это «уже есть».
Общий тренд - сокращение длины информационного сообщения. Т.е., если посмотреть на весь процесс - информационное сообщение стремится к нулю. И нелинейно - всё быстрее. Что там - за точкой перелома?
Чему учить тех, кого мы искренне любим? Тому, что им не будет нужно? Или тому, что им пригодится в первую очередь? Именно они будут расплачиваться за наши ошибки. Чему надо учиться сейчас, если мир «Кин-дза-дза» - спокойно рассматривается серьезными экспертами как один из реальных вариантов будущего? Высокой поэзии? Или способам добычи чистой воды?
Или всё-таки высокой поэзии - как фрагменту «Основания» А.Азимова? Кто будет учить? Если этот разговор некому поддержать - все заняты делом... Я диагнозы не ставлю, но меня, например, порвало.
Про само образование
Скажи «образование» - и сбегутся педагоги. У них профессиональная травма - они не задают вопросы, а отвечают на них.
Идеальный педагог - у которого есть ВСЕ ответы.
Продвинутый - у которого есть ВСЕ вопросы.
Что такое в образовании
непонимание,
поступок здесь и сейчас,
опыт здесь и сейчас,
образ здесь и сейчас?
Есть гипотеза, что это фрагменты образовательного процесса. Прочем, если всё вместе, то какого-то другого, чем то, что есть сегодня в образовательных учреждениях.
Картина жизни - вообще, не задача сегодняшнего педагога. Или карта её, описанная смыслами. Карта, на которой есть любовь, добро, разум, творчество, праведность. Ненависть, зло, безумие, имитации, грех. И, что, этим педагогом дан инструменты отделения одного от другого?
Кто говорит о том, что любое профессиональное оснащение - дипломы, компетенции, - это лишь средство перемещения по этой карте жизни? Ну и где же сталкеры?
Про время
Очевидно, что можно управлять скоростью времени. Времени жизни. Своей и чужой. Не длительностью, а именно скоростью - количеством происходящего за единицу времени. При некотором навыке можно ускорять и замедлять процессы. В своей жизни и в чужой.
Из чужой жизни твое управление видится магией. Так как побочным эффектом изменения скорости является ещё и «предугадывание» (обычное планирование) событий.
Магия - порождает сильную эмоцию. Вроде бы можно использовать. (И используют). Но ее закрытое использование - это манипулирование. А минипулирование - это девальвация переданного тобой. Попытка «учить управлению временем» в нашей компании не приводила к устойчивым результатам, но имела странные мистические эффекты. Можно сказать, что устойчивые.
Похоже, что просто не хватает понимания, как оно живет, время. Но что-то страшно заходить к нему в клетку. Пробовали - кусается.
Но это все слова, как же «учебный план»? «Мы тут погуляем в саду и поговорим» - не катит. И ходить-то особо некому - какому количеству людей эти темы интересны? И не предусмотрено это никакими правилами. Ни государства, ни общества, ни малых групп.
Откуда возьмутся новые нормы?
Про имитации
Основной вред имитаций - в «загаживании поляны инноваций».
Имитации - дело умных и слабых. Умных настолько, чтобы выбрать важную тему. И недостаточно сильных, чтобы раскрыть её. Это порождает недоверие. Вот попробовал бы реальный гроссмейстер приехать в Н.Васюки после Бендера и прочесть там лекцию.
После имитации - значительно сложнее заходить на ту же тему, так как приходится начинать с недоверия. Поэтому, если на описанных темах кто-то порезвится - давая простые или общие ответы на все вопросы, можно спокойно «закрывать лавочку». На время.
К общим ответам относятся такие как: «надо любить собеседника», «будь искренним и всё приложится», «доверие подсказывает пути», «справедливость выше правил» и т.д.
Актуален вопрос - что делать организационно? В общеизвестной линейке: "Замысел - ситуация - цели - проблемы - задачи - ресурсы - средства - результаты - последствия". Азбука оргпланирования. Но пока непонятен предмет. Может, и не будет никогда понятен.
После (а вдруг? ) прояснения предмета и оргпланирования полезно зачистить от имитаций ещё не начатый проект. Так как ставки идут на смыслы. А они дорого стоят.
Да, и куда девать те процессы, быстрее которых твой проект разогнался? Для неактуального - актуальность - раковая опухоль. Отсюда - актуальный проект не может развиваться в неактуальной среде. Печально, конечно. Когда лев в клетке, то он свободен, а весь мир - за решеткой.
Остается надежда на то, что при глобальном кризисе малые , но точные действия могут иметь глобальный характер. Или или масштабный. Как минимум.
.