СТРАТЕГИЯ 2020. «Кто всё это будет делать?»

Mar 13, 2011 17:10

   Понятно, что для начала - главный вопрос - а что стране-то надо?

Так на площадке, где дают такие ответы, на мой взгляд - пустовато. Одинокие эксперты складывают свои аргументы кучками…

Общественного мнения там нет - люди занимаются личной жизнью. Потому лица, принимающие решения (ЛПР) видят только своё мнение и эти кучки. И, соответственно, либо прислушиваются, либо нет. Жизнь идет своим чередом и все необнаруженные проблемы усугубляют ситуацию.

Ниже - попытка найти очевидный среднесрочный приоритет. Такой, чтобы сегодня действий в соответствии с ним практически не предпринималось. Т.е. «обнаружить дырку» и предложить способ починки.

Что надо стране?

1.     1. Динамика показателей в отношении человеческого потенциала (ИРЧП).

2.     2. Исходя из реальности (из настоящего), а не из фантазий (из «будущего»).

Пока хватит.

Поехали:

Динамика развития общества предполагает приход в точки принятия решений нового поколения. Это поколение 90-х годов. Оно мыслит иначе и имеет ценности, отличающиеся от ценностей поколения, которое сегодня формирует стратегии развития страны.

Процесс смены поколений начался. Его этапные результаты не устраивают ни старших, ни молодых. Политическая активность «молодежи» сегодня крайне низка. По разным оценкам - количество молодых людей (до 35 лет), избранных в органы МСУ в последние годы - 2 - 4 %. (Есть данные).

Молодых же - не устраивают низкие стартовые условия для карьеры и профессиональная невостребованность. (Есть данные.)

Ситуация будет усугубляться даже при активных действиях, направленных на ее выправление. В случае же отказа от запуска системы специальных мероприятий уже на уровне 2012 года мы получим выраженные протестные настроения в самой активной части населения. Фрагментарные попытки исправить положение не дадут результатов, так как такие попытки в различных регионах уже есть, а общая ситуация ухудшается.

Это позволяет достаточно точно определить один из ПРИОРИТЕТОВ  развития страны (*) - необходимость передачи компетенций управления и смыслов развития от сегодняшнего поколения - поколению молодежи. (Далее - Приоритет (*)).

Для того, чтобы сформировать систему специальных мероприятий, необходимо понять - на что конкретно она будет направлена.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Представим себе фрагмент общества в виде взаимодействующих людей и пометим стрелками то, что мы называем общественными отношениями. Предполагается, что как и 10-20 лет назад люди, увидев новую инфраструктуру, узнав о новых общественных отношениях, примут «правильные» (предполагаемые разработчиками ) решения и ситуация будет развиваться близко к написанному на бумаге плану.
 Пример: В домах А и Б - не афишируя  подключаем Интернет. После подключения - в домах - В и Г - узнают сами, найдут куда позвонить, и их подключим.



То, что вокруг этих людей, назовем «информационным полем». Сегодня практически все рецепты формирования «правильного» будущего касаются совершенствования общественных отношений и инфраструктуры для этих общественных отношений. Но, изменилось время. И люди, для которых корректируются общественные отношения  - тоже изменились. Это привело к следующему (вернемся к схеме).

Сегодня замыслы, ожидания, и жизненные сценарии формируются не на основе фактически изменившихся общественных отношений, а на основе представлений о них. Не на основе фактической инфраструктуры, а она основе её информационного
позиционирования.




Аналогичный пример:  Собираемся подключать Интернет  в домах А, Б, В и Г - рассказываем об этом в домах А, Б, В и Г, собираем заявки, исходя из этого планируем перспективу.

Еще пример, ближе к жизни: Тезис в информационном поле: «В городе N в следующем году планируется начать  масштабное строительство домов для молодых семей за 1 млн.рублей - 1 дом. Город N известен тем, что жизнь там интересна, а планы развития перспективны». В этом утверждении - есть ТОЛЬКО работа с информационным полем. Сегодня подобный тезис может изменять жизненные сценарии молодых людей, в отличие от случая, когда уже идет реальное заселение в такие дома, но в информационном поле об этом  ничего нет.

Но это не всё. Люди настроены одинаково критично и к фактам реального изменения общественных отношений, и к происходящему в информационном поле.

Но. Основная часть усилий власти прикладывается к изменению реальности, а к созданию целевого информационного поля - усилий не прикладывается. На фоне этого существует -

ПРОБЛЕМА

Проблема - в остром противоречии между

- необходимостью политической и креативной мобилизации И

- размером поколенческих разрывов (в области замыслов, ожиданий и жизненных сценариев).

Усугубляет ситуацию и то, что большинство лиц, принимающих решения, не рассматривает этот фрагмент общей ситуации (связь перспектив с поколенческими разрывами), как один из самых важных. Доказательных возражений против того, что существует комплекс проблем подобного рода - нет.

Из моей практики - те, кто открывает для себя эту тему, как правило - в панике бросают её без должного анализа, так как очевидные угрозы из этого места сразу же делают ничтожными значительную часть сегодняшних стратегических построений.

ЦЕЛЬ

Необходимо изменить (встроить в геополитические интересы страны) значительную часть замыслов, ожиданий и жизненных сценариев молодежи для политической и креативной мобилизации.  «Значительная часть» - 10 - 20 %.

ЗАДАЧИ

Общий знаменатель задач - мобилизация доступных ресурсов под отмеченный ранее Приоритет (*) развития страны .

Организационно-финансовые ресурсы

Формирование команд из работников молодежной политики и спорта. Следствие - перестроенное содержание мероприятий  в регионах и региональных центрах (с уже имеющимися бюджетами) - в соответствии с Приоритетом (*).

Интеллектуальные ресурсы.

Подключить молодежь к описанию проблематики завтрашнего дня. Как автономно, так и, так и совместно с экспертным сообществом.

Нормативные ресурсы.

Принять нормативные документы, обеспечивающие реализацию федеральных программ на уровне муниципалитетов. Сегодня ГМП в муниципалитетах - личное творчество руководителей КДМ.

Информационные ресурсы.

Система массовых сетевых действий молодежи в соответствии с Приоритетом (*). Если эта задача не будет решена, объединение произойдет стихийно по произвольному поводу.

СРОК

Проект должен быть завершен в 2013 г. Срок связан не с выборами, а с динамикой развивающихся процессов.

СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ

Далее описан общий подход. Необходима детальная разработка последовательности действий.

Организационно-финансовые ресурсы

1. Подготовка и проведение Всероссийского съезда работников молодежной политики и спорта. Предварительно - проведение окружных совещаний по округам.
            2.  Принятие общих критериев эффективности для региональной и федеральной ГМП. Корректирование содержания и смыслов региональных мероприятий в соответствии с критериями.

Следствия: частичная переориентация уже обеспеченных людьми и деньгами направлений под Приоритет. Результат: запуск командообразования в регионах. Появление групп, которые могут находить решения в соответствии с общими интересами без дополнительных консультаций.

Интеллектуальные ресурсы.

Федеральный проект «РОССИЯ МОЕЙ МЕЧТЫ» - сеть форсайт-площадок для молодежи. От «Поселок моей мечты» и «Регион моей мечты» - до «Россия моей мечты» и «Мир моей мечты». Интернет - проект с аналитикой.

Результат: создание образа будущего как личного жизненного замысла на различных уровнях, привязанного к общему пониманию Приоритета (*).

Нормативные ресурсы.

Организовать лоббирование и принятие ФЦП «Молодежь России». Возможно широкое поле для компромиссов, кроме - ГЛАВНОГО: спуск на муниципалитеты с федерального уровня защищенных бюджетов под Приоритет (*).

Результат: появление правовых оснований для осмысленной ГМП.

Информационные ресурсы.

Разработка и реализация большой игры в Интернете и реальности. Например, «Молодежное самоуправление».
            Результаты: а) антикризисная «прививка», б) массовый запуск жизненных сценариев, работающих на Приоритет (*).

РЕЗУЛЬТАТ

Изменены и встроены в геополитические интересы страны до 20 %  (от 2011 г. ) замыслов, ожиданий и жизненных сценариев молодежи для политической и креативной мобилизации. Мониторинг проводится с помощью социологических исследований и аналитики открытых материалов.

ПОСЛЕДСТВИЯ

При решении задач проекта появляется возможность избежать социального взрыва, из-за последствий поколенческих разрывов. Появляется возможность передать новому поколению управленцев от старшего - часть смыслов, ожиданий и компетенций, достаточную для поступательного развития страны.

.

человеческий ресурс, ресурс, форсайт, Пермский край, что делаем, развитие человеческого потенциала, человеческий потенциал, Сапегин, молодежь, ответы, инновации, СТРАТЕГИЯ 2020, обсуждение, Пермь, будущее России, think tank, молодежная политика

Previous post Next post
Up