Флотские традиции новой России

Jan 11, 2013 23:30


Команда большого десантного корабля
Черноморского флота «Саратов»,
направляющегося в восточную часть Средиземного моря
на межфлотское учение,
начала ремонт вышедшего из строя дизель-генератора,
сообщает в пятницу Минобороны России.

«В 1996-м году флот был уже в жутком состоянии. Но надо было как-то достойно отметить трехсотлетие российского флота. В Кремле решили в ознаменование годовщины совершить поход на "Кузнецове" в Средиземное море и обратно. Обыденное дело для советских времен. Но теперь это было чрезвычайно сложным и опасным мероприятием.

К началу февраля положение с котлами сложилось вообще критическое. Число работающих упало сначало до четырёх, а затем - до трёх! (Всего на ТАКР восемь котлов). Несколько раз мы стояли перед выбором: продолжать опасный поход или возвращать неисправный корабль домой. Решили идти дальше, вернуться - означало бы опозорить всю трехсотлетнюю историю российского флота.

Я помню, как сейчас. Сидим мы на приеме у министра обороны Мальты во дворце, и тут мне офицер связи докладывает: "Ветер усиливается до тридцати метров в секунду. А на "Кузнецове" не работает ни один котел!" Корму медленно несло на скалы, а мы с матюками и молитвами возились с самым близким к исправности котлом. В итоге его кое-как запустили. Один котёл дает мощи всего на полтора узла хода. Этого мало, но наше приближение к скалам хотя бы замедлилось. Наконец, ввели в строй еще один котел. Слава Богу и матросам из БЧ-5, катастрофа не состоялась. Я не знаю, как бы я потом жил, если б угробил "Кузнецов", после такого лучше вообще не жить...

С грехом пополам на двух котлах медленно потащились в Северодвинск. Шли обратно почти два месяца...

Я привел корабль домой, вернулся в Москву, и написал рапорт на увольнение.

...Вы не можете себе представить стоянку авианосца на севере. Авианосец - это десятки тысяч тонн стали, сотни тысяч квадратных метров палуб, кают, ангаров, отсеков. Обогреть это всё своими силами в условиях северной зимы просто нереально! Там на четвертую-пятую палубу ступи, по колено воды из-за отпотевания. Он же весь замерзший. Один раз в жизни "Кузнецов" более-менее отогрелся - в Средиземном море. Вот тогда он был настоящим красавцем. А так он постоянно с замерзшими иллюминаторами. Не должен авианосец зимовать на севере. Он там погибает.

К тому же корабль стоит без дела. Боевой работы нет. А ведь на нём служат почти две с половиной тысячи человек. Две с половиной тысячи человек мерзнут там в ограниченном пространстве и ничего не делают, скучают. Там каждый день то повесится кто-то из экипажа, то порежут друг друга, то убьют».

Из воспоминаний адмирала Селиванова.

флот, разруха, на честном слове

Previous post Next post
Up