"Опять ходили по океанскому дну, смотрели рыбок и плантации кораллов, я в скафандре, - пишет 1-й секретарь ЦК РКСМ, член Совета и Исполкома Левого фронта Дарья Митина, - Я полетала с парашютом над островом - он зеленющий, а вода в море именно, что называется, аквамариновая! Сделали балийский массаж с ароматерапией жасмином и перечной мятой".
Ну что ж, были и другие комсомолки в скафандрах. Правда, кораллов и ароматерапии не было. Была работа на благо страны.
Когда тридцатилетняя Нина Соколова, хрупкая девушка-водолаз, предложила протянуть по дну Ладожского озера бензопровод, чтобы по нему дать блокадному городу тепло, никто не верил, что такое вообще возможно. 35 километров трубопровода в военных условиях? Как? И кто будет это делать? «Я и сделаю», - сказала Нина. Это фантастика, но сделала. Не одна, конечно. - с отрядом. Но на ней было 70 килограммов водолазного снаряжения, а над головой бомбили и бомбили. Перед этим она летала в Москву, где докладывала о своей идее уполномоченному Государственного комитета обороны Косыгину. И понимала, что если малейший сбой в работе - головы не сносить. Это было весной 1942-го… Потом в город пошло горючее, и сколько жизней спасла Нина Васильевна - сейчас никто уже не скажет.
Она росла старшим ребенком в многодетной семье. Мать с ранних лет брала ее помогать, когда нанималась на поденные работы. После окончания школы уехала в Ленинград и поступила в институт водного транспорта. Выбрала гидротехнику. В 1936 году была направлена в Экспедицию подводных работ особого назначения, в Сочи, где строился новый порт.
Хрупкая 24-летняя девочка-инженер возглавила гидротехническую группу, которая готовила каменную «подушку» под бетонные массивы. Водолазы постоянно докладывали начальнице о состоянии дна. Руководить «вслепую» было трудно, и однажды Нина Васильевна сказала старшине водолазов:
- Готовьте меня на дно, опущусь вместе с вами!
- Как? - опешил старшина.
- Вы ведь женщина. И потом нужна специальная подготовка, разрешение.
- Делайте то, что вам приказывают!
За несколько месяцев погружения на дно стали для Соколовой привычным делом. Она могла теперь руководить стройкой, не пользуясь чужой информацией.
Через полгода главный специалист из управления ЭПРОНа задал ей за подобную «самодеятельность» взбучку. Но удовлетворил просьбу: направил на курсы водолазов в Балаклаву, после которых Нина получила
разрешение на спуски в тяжелом снаряжении на глубины до 20 метров. А через два года Нину Соколову послали на Северный флот в качестве специалиста-гидротехника. Там она обследовала под водой побережье и готовила площадки для посадки-высадки десанта.
Затем была работа на Баренцевом море - Нина руководила строительством десантного причала в Полярном. На Тихом океане прокладывала нитку нефтепровода с острова Сахалин на материк. Во время блокады Ленинграда 27-й отряд ЭПРОН под ее руководством восстанавливал подводные коммуникации и причалы после бомбежек, а когда по Дороге жизни пошли машины, ЭПРОН поднимал со дна озера затонувшие оружие и технику.
Нина Васильевна готовила основания для причальных свай. Конструкции регулярно бомбили, и водолазам постоянно приходилось их восстанавливать под огнем. Именно Нине Соколовой принадлежала идея провести разведку дна Ладоги и проложить по дну бензопровод. Она же и летала в Москву докладывать этот беспрецедентный на тот момент в мировой практике проект уполномоченному Государственного комитета обороны СССР А. Н. Косыгину.
Работали в чрезвычайно трудных условиях, под непрерывными ударами авиации. Место строительства трубопровода было выбрано в районе Ладожского озера недалеко от Осиновецкого маяка в начале мая 1942 года. Ладожский трубопровод для снабжения Ленинграда жидким топливом в условиях блокады был проложен за 43 дня (с 5 мая по 16 июня 1942) от мыса Кареджи до Осиновца и далее шёл до железнодорожной станции Борисова Грива Всеволожского района Ленинградской области. Протяжённость 35 км (в том числе 27 км по дну Ладоги). Пропускная способность - около 150 тонн в сутки. С июня 1942 года по март 1943-го по Ладоге поступило свыше 40 тысяч тонн горючего. И этот подвиг за полтора месяца совершили тысячи людей - специалисты, солдаты, водолазы.
Соколова в те суровые дни проводила разведку дна в составе специальной группы водолазов. Неделями ночевала в землянке, спускалась под воду. Первый орден Красной Звезды вручили ей за талантливое предложение и за участие в прокладке трубопровода. Работы проводились скрытно, чаще всего под покровом ночи. Осенью 1942 года её ранило в ногу и плечо, контузило. Отлежалась в госпитале, и снова - в свой отряд.
Пережившие блокаду ленинградцы помнят о том, как в их домах зажёгся настоящий электрический свет. Это произошло в канун 25-й годовщины празднования Великой Октябрьской революции. Водолазы 27-го отряда ЭПРОНа вместе с другими специалистами сумели провести в осажденный город волховскую электроэнергию не по высоковольтным наземным проводам, а по дну Ладоги. Нина с боевыми товарищами пять раз прошла по 25 подводных километров трассы, чтобы уложить по дну озера электрокабели. По ночам, в темноте, наощупь, принимая из рук в руки фидеры, сцепляя их муфтами, водолазы протягивали кабели ровно, «в струнку», под носом у фашистов.
В середине августа 1943 года Нина Васильевна была назначена главным инженером Ленинградского отряда подводно-технических работ.
После прорыва блокады разбирала затор прохода по Неве, решала проблемы, связанные с разминированием турбины Свирской ГЭС. Войну 38-летняя Соколова закончила инженером - полковником ВМС. А последние восемь лет службы эта удивительная женщина преподавала в высших военно-морских училищах Ленинграда, а в 1958 году вышла в отставку. В личной водолазной книжке первой женщины-водолаза России есть запись, которая гласит, что под водой она провела в общей сложности 638 часов.
...Пока активистки левого движения бродят по океанскуому дну в поисках ощущений, я спокоен за крыс, пристроившихся у власти. Крысам ничего не угрожает.