Сильное государство? Слабое государство?

Mar 06, 2014 17:31

Вопрос ставится именно так - государство должно быть сильным или мягким, слабым? При этом люди умудряются делиться на государственников и либералов. А альтернатива-то - ложная. То, что государственники называют "сильным государством" есть государство слабое, как и то, о котором мечтают либертарианцы.

Основных признаков государства - ровно три:
1. механизм управления и принуждения;
2. наличие права;
3. территория, на которой действует п.1 в соответствиями с п. 2.

Право - обязательные правила поведения, установленные, закрепленные, исполняемые и защищаемые государством. Право определяет и порядок общественных отношений, и структуру и порядок деятельности государственного механизма.

Слабость государства может крыться в любом из трех его компонентов. Например, в сильном, на первый взгляд, государстве существует территория, глава которой открыто отрицает право государства: "По моему личному мнению, шариат стоит над законами Российской Федерации". Значит, третий пункт хромает, и государство - слабое.

Есть государство, в котором отменно, вроде бы, работает механизм управления и принуждения. Но когда один иностранец не может получить гражданство этого государства уже 18 лет, а другим выдают едва спросив фамилии, когда убийцам дают условные сроки, а "сколовшего эмаль на зубе" сажают в колонию, наблюдаем явную слабость в пункте 2 - право не работает.

Наконец, если государство позволяет проникнуть на свою территорию чужим вооруженным силам, а криминальный авторитет становится главой региона, как это случилось с Украиной, то слаб механизм управления и принуждения.

Но вернемся к спору. Какое же государство лучше для граждан? Сильное. Только сильное. Даже могучее. Свободы, о которых мечтают либертарианцы, будут действительно свободами, если они обеспечены правом. Без права любая свобода - пустой звук, она ничем не защищена, она не может быть реализована, но может быть безнаказанно попрана каждым желающим.

Сильное государство - такое, в котором право одинаково работает в отношении всех граждан, и даже глава государства не может обкладываться золотыми батонами за казенный счет. Где за "кнопкодавство" в парламенте депутаты сразу расстаются со своим статусом, чтобы встретиться с полосатой робой. Где шкура судьи, вынесшего не соответствующий закону приговор, идет на обивку кресла для нового судьи. Где киселевы не информагентства возглавляют, а уходят откидывать навоз в коровнике после первой же лжи. Где солгавший президент долго, до скелетирования висит на центральной площади столицы. Где вор сидит в тюрьме, а не вора не посадят по ложному обвинению. Ну а посадят, так и сами посадившие безусловно сядут.

Ну а слабое... Каждое слабое государство тратит остатки своих сил на создание иллюзии своей силы. Каждая мразь, дорвавшаяся до власти и приватизировавшая ее кусочек, бьется только над тем, чтобы убедить в том, что именно она и является государством. И  лжет, лжет, лжет. А механизм принуждения заставляет работать не на обеспечение права, но на борьбу с правдой. И это верный симптом: как только начинают появляться законы, которые направлены на регламентирование сказанного, написанного подуманного - уже можно говорить о нарастающей слабости.

Увы, слабое государство обречено. Борьба с правдой, со словами - это агония. Если дошло до контроля мнений, значит все три элемента государства разрушены. Это онкология в терминальной стадии. Агония государства сопровождается не только ложью и затыканием ртов, обычно наблюдается полный набор предсмертных симптомов, складывающихся в синдром, именуемый фашизмом.

Если в государстве вызрел фашизм, ему недолго осталось. Вы видите наличие симптомов в каком-то государстве? Не забудьте попрощаться с ним, оно обречено.

очевидное, путинская Россия, государство

Previous post Next post
Up