Многие аналитики и дипломаты предполагают, что зимой может быть пауза в крупных боевых действиях и даже в мирных переговорах, но после вытеснения русских из Херсона Украина не желает останавливаться.
Когда ликующие украинские войска водружают свой национальный флаг над Херсоном после масштабного отступления русских, они не подают никаких признаков того, что собираются прекратить наступление на зиму или позволить войне зайти в тупик.
На востоке украинские силы продолжают продвигаться вперед и отражали неоднократные попытки России захватить такие города, как Бахмут и Павловка, в результате чего, как сообщается, погибли сотни российских солдат. На юге они наносят удары глубоко в тылу русских, нанося удары по московским войскам до того, как они успевают обосноваться и построить оборону на восточном берегу Днепра, напротив Херсона.
И со стороны войск на местах и близких к ним добровольцев появляется все больше намеков на то, что украинцы готовятся к новому сухопутному наступлению между этими двумя фронтами на юг через Запорожье в сторону Мелитополя, бросая вызов России, удерживающей всю южную территорию, которую она захвачен во время вторжения, начавшегося в феврале.
«Логика войны заключается в том, чтобы не останавливаться и каким-то образом продолжать двигаться вперед», - сказал старший лейтенант Андрей Михейченко, командир противотанкового подразделения, обороняющего боевой город Бахмут на востоке Донбасса. «Думаю, будут контратаки и на других направлениях, чтобы противник не успел перебросить резервы и заблокировать удары».
Многие аналитики и дипломаты говорили о том, что война во время холодной зимы вступила в период застоя, когда обе армии нуждаются в восстановлении. Некоторые лидеры, в первую очередь генерал Марк А. Милли, председатель Объединенного комитета начальников штабов США, в четверг предположили, что затишье в боевых действиях было бы хорошим временем для переговоров.
Но правительство в Киеве, столице Украины, было непреклонно в том, что тупиковая ситуация просто закрепит достижения России, предполагая, что, даже если условия заставят Украину замедлить свои наступления, оно не планирует их останавливать. Военные аналитики и другие специалисты в Украине и за ее пределами выступают с противоречивыми прогнозами относительно того, чего ожидать дальше, и украинские солдаты часто восхищаются способностью военного командования скрывать свои намерения и заставлять всех гадать.
По мнению военных аналитиков, проведение новой линии фронта на южном берегу Днепра, когда обе стороны контролируют противоположные берега, по сути, остановит Херсонский фронт. Огромная ширина реки и дальнейший ущерб главному Антоновскому мосту отходящими российскими войсками делают для украинских войск чрезвычайно сложными и рискованными попытки преследовать отступающие российские войска по воде.
Имелись данные о том, что Украина продолжает наносить удары в глубоком тылу русских: сообщалось о ракетных ударах по российским войскам, перегруппировавшимся в нескольких точках на восточном берегу, а также об ударах в последние дни по южным городам Мелитополю и Геническу у Черного моря. побережья, более чем в 40 милях от фронта.
Украинский спецназ и партизанские отряды будут поддерживать постоянный темп мелкомасштабных атак в тылу России, заявил Джастин Бронк, старший научный сотрудник по военным наукам Королевского института объединенных вооружений, аналитической организации в области обороны в Лондоне.
Один лагерь комментаторов, состоящий из бывших западных военнослужащих, которые внимательно следят за войной и ссылаются на своих друзей среди тех, кто сражается, уже предсказывает, что Украина добьется новых успехов на юге по мере того, как боевой дух и организация России будут разваливаться.
«Добрый день, мой друг. Теперь переходим к другим картам и другим сражениям!» - написал в пятницу в твиттере бывший военнослужащий 'Морских котиков' США Чак Пфаррер, когда украинские войска ворвались в Херсон. Выступая на этой неделе в Твиттере популярной проукраинской организации Mriya Report, г-н Пфаррер сказал, что, по его мнению, город Мелитополь является следующей целью для наблюдения, и уверенно заявил о способности Украины использовать свое преимущество и отвоевать больше территории в ближайшие месяцы.
Состояние войны
Возвращение Херсона: 11 ноября украинские солдаты ворвались в южный город Херсон, который российские войска оккупировали более восьми месяцев, захватив важный символический и стратегический приз и нанеся сокрушительный удар президенту России Владимиру Путину.
Что дальше?: Ликующие толпы приветствовали украинские войска, когда они вошли в Херсон, но аналитики сходятся во мнении, что война далека от завершения. Вот взгляд на то, что может ждать нас впереди.
Надвигается зима: Многие аналитики и дипломаты предполагают, что зимой в крупных боевых действиях может наступить пауза. Но после вытеснения русских из Херсона Украина не имеет никакого желания останавливаться.
Мирные переговоры: В то время как ген. Марк А. Милли, председатель Объединенного комитета начальников штабов, заявил, что украинцы должны попытаться закрепить свои достижения за столом переговоров. Некоторые официальные лица США говорят, что мирные переговоры остаются отдаленной перспективой.
Другие аналитики были более осторожны. Г-н Бронк сказал, что он ожидает, что обе стороны возьмут оперативную паузу из-за трудностей с грязью, сыростью и холодом, а также из-за того, что боевые действия в Херсоне были чрезвычайно изнурительными.
Он предсказал, что полномасштабные боевые действия возобновятся весной. По его словам, следующими целями Украины, скорее всего, будут либо в направлении Мелитополя на юге, либо на востоке, продолжая наступление, которое выбило российские войска из Харьковской области, чтобы вернуть город Сватово в Луганской области, который был в центре боевых действий в течение последнего месяца..
Но он сомневался, что Украина располагает достаточной концентрацией сил для проведения крупномасштабных наступательных действий, которые, согласно военной конвенции, обычно требуют, чтобы нападающие значительно превосходили численностью обороняющихся.
“Я был бы удивлен, если бы у них были боеприпасы, топливо и оборудование, чтобы сделать это”, - сказал он, добавив: “На Херсонском фронте были огромные потери”.
Генерал Милли заявил в четверг, что Россия и Украина потеряли более 100 000 человек убитыми и ранеными менее чем за девять месяцев военных действий. Ни одна из сторон не опубликовала официальные данные о потерях в условиях строгого контроля информации.
Командир добровольческого батальона в Запорожской области подтвердил, что украинские потери были высокими. Он сказал, что знает об одном подразделении, которое теряет 20 человек в день на востоке Украины, и он подсчитал, что его страна все еще теряет от 100 до 200 человек в день в целом, как это было ранее в этом году, когда президент Украины Владимир Зеленский впервые упомянул об этом показателе.
Но солдаты на передовой не предвидят никакого отступления.
По словам солдат, возвращающихся на фронт, в Бахмуте продолжаются затяжные бои. 93-й бригаде, подразделению, оборонявшему город с лета, дали чуть больше недели на отдых, и с тех пор она вернулась в окопы.
Планируя вывод войск из Херсона, российское командование пыталось добиться победы на востоке, бросая вновь мобилизованных солдат в бои под Сватово на северо-востоке Украины и в Донецкой области в попытках захватить Бахмут и село Павловка.
Командир противотанкового подразделения в Бахмуте лейтенант Михейченко сказал, что битва за город может стать следующим решающим сражением. “Кто выживет в этой гонке, тот и победит”, - сказал он. “Это игра на истощение. Может быть, здесь наступит поворотный момент, потому что они не хотят сдаваться. Вводятся войска, и мы остаемся такими же”.
“Если мы сломаем им хребет здесь, останется только одна сильная группа - запорожье”, - сказал он о русских. “Он стоит отдельно, там, где бои средней интенсивности. Не так, как в Бахмуте, но и не так, как в Херсонской области. Мы знаем, что их довольно много. И как поведет себя эта группировка, и что мы будем делать, пока неизвестно”.
По мере приближения зимы обе стороны также сталкиваются с нехваткой боеприпасов. Россия обратилась к Северной Корее и Ирану за артиллерийскими снарядами и ракетами. Украинские военные, по словам человека, знакомого с требованиями украинских чиновников, хотят увеличить количество снарядов, которые они выпускают каждый день - около 3000 - на несколько тысяч.
По словам представителей министерства обороны США и военных аналитиков, несмотря на неудачи России на поле боя, российские военные продолжают вести эффективную кампанию с использованием ракет и беспилотников против инфраструктуры Украины, обнажая пробелы в сильно напряженной украинской сети противовоздушной обороны.
В одном аналитики сходятся во мнении: независимо от того, наступит пауза или нет, следующий этап снова будет крайне жестоким.
“Война не прекратится предстоящей зимой”, - написал Мик Райан, недавно вышедший в отставку генерал-майор австралийской армии, в статье для ABC of Australia.
“Но это будет происходить в другом темпе”, - добавил он. “И это дает политическим и военным лидерам возможность спланировать то, что, вероятно, будет жестоким и кровавым годом впереди”.
Карлотта Галл - старший корреспондент, в настоящее время освещающая войну в Украине. Ранее она была руководителем стамбульского бюро, освещала последствия Арабской весны из Туниса, вела репортажи с Балкан во время войны в Косово и Сербии, а также из Афганистана и Пакистана после 2001 года. Она была в команде, получившей в 2009 году Пулитцеровскую премию за репортажи из Афганистана и Пакистана.