В частности, политика, проводимая президентом Токаевым. Я даже не буду особо вспоминать январь 2022 года, когда Россия фактически спасла режим Токаева от неминуемого свержения и расправы, стабилизировав ситуацию.
Позже Токаев цинично заявил, что его спасла не Россия, а ОДКБ:
0💬 Подчеркиваю, не Россия, а ОДКБ. В России некоторые лица перевирают эту ситуацию, утверждая, что Россия спасла Казахстан, а Казахстан должен теперь вечно служить и кланяться в ноги России. Я считаю, что это совершенно неоправданные рассуждения, далекие от реальности
Вечно служить и кланяться в ноги нам не надо, но вести себя в текущей геополитической ситуации как союзник, о чём неоднократно заявлялось в ходе российско-казахстанских переговоров на высшем уровне, необходимо. Да и с январскими беспорядками. Понятно, что без инициативы и решения России никакое ОДКБ ни в чем бы участие не принимало.
Увы, но Казахстан начал тормозить и процессы интеграции внутри ЕАЭС, о чём недавно заявил посол МИД России по особым поручениям, старшее должностное лицо России в АТЭС Кирилл Барский:
💬 Казахстан в последнее время начал притормаживать работу по интеграции в проекте большой Евразии и свое участие в ЕАЭС - нужно понять, чего не хватает стране в этих проектах и вернуть ее в "общее русло"
Политика Казахстана, действительно, является странной. У Астаны нет ни малейшего шанса пройти между капель. Даже сугубо географическое положение не позволяет сделать подобное. Казахстан расположен между Россией и Китаем.
Если быть политически хитрым, то Москве, понятно, ещё можно всячески выкручивать руки, не опасаясь ответной реакции. Увы, на постсоветском пространстве наша страна так и не научилась политически отстаивать свои интересы. Всегда идут какие-то ненужные компромиссы с теми, с кем необходимо разговаривать совсем в другом тоне.
Это абсолютно нормальные отношения, когда одно государство обладает бОльшим геополитическим весом, чем другое. Всегда так было в мировой истории и всегда так будет. А попытки разговаривать на равных менее сильные государства воспринимают как слабость, начиная требовать всё больше и больше.
Но ладно Россия. Рядом находится Китай, который имеет свои геополитические амбиции в Средней Азии. Действия Пекина являются прагматичными и нацеленными на конечный результат. Нужно ли Китаю под боком такое государство, которое с удовольствием пускает на свою территорию и США, и Британию в момент острейшего геополитического противостояния с Россией? Что можно ожидать от Казахстана, когда Астана ищет всяческие варианты неформальной поддержки рестрикций, наложенных на Россию, лишь бы самим не попасть под западные ограничения?
Китай сделает выводы и впредь будет вести себя по отношению к Казахстану соответствующе.
Понятно, что сейчас России не до Казахстана. И на ту, мягко говоря, недружественную риторику и действия Москва в настоящий момент не реагирует. Появление проблемной зоны в Средней Азии нам сейчас точно ни к чему. Поэтому и приходится, скрепив зубы, ждать.
Однако думать как выстраивать отношения с Казахстаном в будущем, необходимо уже сейчас. Очевидно, что прежняя модель сотрудничества себя не оправдала. Казахстан в самый важный в современной истории России момент плечо не подставил, заняв позицию нейтралитета. Да, о враждебной позиции говорить пока что не приходится, но нейтралитет, учитывая относительно неплохие ранее отношения Москвы и Астаны, является, если угодно, предательством.
Здесь можно вспомнить Лукашенко, который, несмотря на все сложные моменты, споры и, даже, конфликты, в нужный момент без колебаний занял наш окоп.
Я не являюсь специалистом по Средней Азии и не могу определить контуры будущей политики России в отношении Казахстана. Однако вывод очевиден: она требует пересмотра.
Константин Двинский Z