По какому событію учрежденъ праздникъ?
I. Нынѣшнее празднество въ честь чудотворной Казанской иконы Богоматери установлено въ память избавленія русскаго государства въ 1612 году заступленіемъ Царицы небесной отъ власти и владычества поляковъ. Пользуясь тѣмъ, что тогда царскій родъ нашъ совсѣмъ было пресѣкся и явилось совершенное безначаліе со всѣми ужасными его послѣдствіями, поляки задумали тогда завладѣть, и едва не завладѣли русскимъ царствомъ.
Москва и съ нею едва не до полцарства были уже въ ихъ рукахъ. Къ счастію русскаго народа, города Нижній, Казань и другіе были еще свободны отъ всѣхъ невзгодъ и неустройствъ тогдашнихъ, и руководимые незабвенными въ исторіи лицами, Мининымъ и Пожарскимъ, не замедлили явиться на помощь погибавшему отечеству. Въ это время казанцы, собравъ ополченіе и отправляясь въ походъ противъ поляковъ, подняли съ собою и чудотворную свою (Казанскую) икону Богоматери, не задолго предъ тѣмъ обрѣтенную и прославившуюся. Когда ополченцы съ низовыхъ городовъ приблизились къ Москвѣ, здѣсь, по распоряженію духовной власти, назначенъ былъ всему войску и народу трехдневный постъ съ молебствіемъ предъ чудотворнымъ Казанскимъ образомъ Пресвятой Богородицы о помилованіи погибающаго отечества. Милосердый Господь услышалъ молитву ихъ. Преподобный Сергій извѣстилъ въ сонномъ видѣніи архіепископа Арсенія, бывшаго въ плѣну у поляковъ въ занятомъ ими московскомъ Кремлѣ, что Господь по молитвамъ Божіей Матери и святителей московскихъ Петра, Алексія и Іоны, въ слѣдующій день низложитъ враговъ и первопрестольный градъ россійскій возвратитъ въ руки соотечественниковъ. Ободренные симъ извѣстіемъ, воины наши въ 22-й день октября, съ упомянутой иконой Богоматери впереди, безъ особеннаго труда взяли Кремль московскій и полонили всѣхъ враговъ своихъ, въ немъ бывшихъ. Вскорѣ и все отечество наше очищено было отъ нашествія поляковъ. Въ память сего и установлено съ того времени празднованіе въ честь Казанской иконы Богоматери въ нынѣшній день.
II. Кстати обратите ваше вниманіе, братіе, на то, какъ жилось въ старые годы предкамъ нашимъ. То татары нѣсколько столѣтій не давали имъ покоя; то поляки, шведы и наконецъ французы. И не погибла Русь, напротивъ еще окрѣпла и какъ бы закалилась въ бою со врагами.
Умѣли дѣды наши и биться со врагомъ, умѣли находить себѣ и союзниковъ. Союзники тѣ - Царица небесная, Сергій преподобный и другіе угодники Божіи.
Умѣли они и собой жертвовать для блага и спасенія отечества. Хоть бы упомянутый выше нижегородецъ Мининъ, простой торговецъ, съ какими словами обратился къ согражданамъ своимъ въ тяжкую для отечества годину? «Если захотимъ помочь московскому государству, говорилъ онъ, такъ не жалѣть намъ имѣнія своего, не жалѣть ничего: дворы продавать, дѣтей закладывать!» И дѣйствительно, многіе отдавали послѣднее для «великаго земскаго дѣла». Такъ пришла одна вдова къ Минину и говоритъ: «осталась я послѣ мужа бездѣтна и есть у меня 12,000 рублей: 10,000 рублей отдаю я въ сборъ, а 2,000 рублей оставляю себѣ». Не даромъ тогда такъ часты бывали и чудотворенія. Стоили ихъ дѣды наши. Благодушно и мужественно переносили они тяготы жизни.
А мы во время тишины и благоденствія иногда бываемъ недовольны житьемъ своимъ. Чего хотимъ, и сами не знаемъ. Пусть нѣкоторымъ и въ правду тяжело живется, но не сами ли они тому причиною? Богу молиться - лѣнь и работать - лѣнь. А жить хотимъ не такъ, какъ жили предки наши, а въ роскоши и изобиліи. Отъ себя, братіе мои, тяжело живется намъ. А что касается до новыхъ порядковъ и распоряженій, то за нихъ намъ слѣдуетъ только благодарить Господа, да великаго Государя нашего.
III. Да поможетъ намъ Заступница рода христіанскаго молитвами Своими избавиться отъ всѣхъ бѣдъ и напастей и жить въ страхѣ Божіемъ, въ христіанскомъ довольствѣ своимъ положеніемъ, и въ мирѣ и любви съ ближними. (Сост. по поуч. прот. Бѣлоцвѣтова).
О чемъ мы должны молиться къ Божіей Матери?
I. Россія видѣла надъ собою, въ продолженіе всего своего существованія, непрестанное попеченіе Матери Божіей. Съ самыхъ первыхъ временъ озаренія отечества нашего православною вѣрою, Царицѣ небесной угодно было избрать его въ мѣсто селенія славы Своей, - и съ тѣхъ поръ, по мѣрѣ распространенія вѣры Христовой въ предѣлахъ нашего царства, распространялся и чудодѣйственный покровъ Владычицы, и наконецъ объялъ собою все лицо русской земли, такъ что нынѣ, можно сказать, нѣтъ ни одного, сколько-нибудь замѣчательнаго въ лѣтописяхъ отечественныхъ, града, гдѣ бы не было видимаго знаменія благодатной Ея помощи. Что значатъ многочисленныя чудодѣйственныя иконы Божіей Матери, на всемъ необъятномъ пространствѣ земли русской, источающія спасительную благодать всѣмъ, съ вѣрою притекающимъ къ нимъ, - какъ не явные знаки особеннаго благоволенія Богоматери къ намъ, недостойнымъ? И вѣрные сыны Россіи не напрасно во всѣхъ нуждахъ отечества, притекая въ храмы съ теплою молитвою, прославляютъ Царицу небесную усердною Заступницею своею.
Нынѣ въ приснопамятный день торжества вѣры и отечества нашего, не умолчимъ о заступленіи Божіей Матери, оказанномъ нашимъ предкамъ. 1612-й и предыдущіе годы были самымъ бѣдственнымъ временемъ нашей народной жизни. Пресѣкся у насъ тогда царствовавшій домъ Рюрика; неповинно пала послѣдняя царственная отрасль сего дома; престолъ русскій сталъ колебаться. Настали самозванцы и страшное междуцарствіе; мятежъ распространился по землѣ русской. Самая столица скоро подпала власти враговъ и, къ довершенію бѣдствій, къ вѣнцу царскому простиралась уже враждебная рука иноземца. И вотъ Россія, какъ тѣло безъ главы, государство безъ державы, царство безъ царя, отечество безъ сыновъ!.. Въ это время, когда, казалось, никакая земная сила не могла спасти погибавшей Россіи, - явилась помощь небесной Заступницы рода христіанскаго. Движимые чувствомъ благочестія, предки наши заповѣдали трехдневный постъ и слезно молились подъ стѣнами московскаго Кремля предъ Казанскою иконою Богоматери объ избавленіи отъ враговъ. Отъ небесной Заступнйцы скоро явился вѣстникъ избавленія преподобный Сергій. «Ваши и наши молитвы услышаны, сказалъ онъ въ видѣніи архіепископу Арсенію, - предстательствомъ Богоматери судъ Божій объ отечествѣ преложенъ на милость». Радостная вѣсть о заступленіи Преблагословенной распространилась среди православнаго воинства. Дерзая о имени взбранной Воеводы, народная рать побѣждаетъ враговъ, освобождаетъ царствующій градъ, а съ нимъ и всю Россію.
II. Да будетъ благословенъ воспоминаемый нынѣ нами день сей въ вѣчные роды для насъ и для всего отечества нашего и да будетъ благословенно предстательство и заступленіе Пресвятой Богоматери! «Не умолчимъ никогда, Богородице, силы Твоя глаголати недостойніи! Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы насъ избавилъ отъ толикихъ бѣдъ? Кто же бы сохранилъ донынѣ свободны?» Поистинѣ, достойно и праведно отъ глубины всей души и отъ всего сердца пѣть и величать Заступницу нашу небесную, тѣмъ болѣе, что Она не въ ту только тяжкую годину отечества нашего явила Себя покровительницею и защитницею отечества нашего, но всегда, какъ только оставляли предковъ нашихъ силы и средства естественныя, какъ только приближались они къ самому краю бѣдствій и теряли всякую надежду, кромѣ упованія свыше, Богоматерь, по пламеннымъ молитвамъ ихъ, являла дивную Свою помощь, такъ что исторія прошедшей судьбы отечества нашего есть вмѣстѣ и лѣтопись чудесъ, совершенныхъ для него Матерію Божіею.
Да, братіе, - благочестивые предки наши въ годину бѣдствій общественныхъ и частныхъ всегда обращались съ теплою, усердною молитвою къ Божіей Матери и по сей мѣрѣ получали отъ Нея заступленіе и спасеніе. По примѣру предковъ да поступаемъ имы.
а) О чемъ же мы должны молиться Богоматери и какія у насъ могутъ быть нужды? О, много, много у каждаго изъ насъ нуждъ, бѣдствій и скорбей, а еще болѣе грѣховъ: немощствуетъ тѣло, немощствуетъ же и душа наша отъ множества прегрѣшеній: объ избавленіи отъ нихъ и надлежитъ съ сокрушенныхъ сердцемъ и со слезами молиться всѣмъ намъ.
б) Но кромѣ нуждъ и грѣховъ частныхъ, есть у насъ нужды и недуги общіе, современные. Первый и самый тяжкій недугь въ современномъ обществѣ - это есть оскудѣніе вѣры и упадокъ нравственности. Предки наши сильны были вѣрою и находили въ ней спасеніе, отраду и утѣшеніе въ годины испытаній. Слово Божіе было главнымъ и любимымъ предметомъ ихъ занятій, а пребываніе въ церкви за богослуженіемъ - самою священною и непремѣнною обязанностію. Въ нынѣшнее же время многіе совершенно холодно и неохотно слушаютъ то, что содержится въ словѣ Божіемъ, или вовсе не слушаютъ сего небеснаго ученія, не вѣрятъ многому въ немъ и готовы сомнѣваться въ самыхъ явныхъ чудесахъ и таинствахъ. Отъ такого невѣрія - и пороки самые тяжкіе считаются маловажными; священныя же преданія нарушаются безбоязненно, такъ что постъ, свято хранимый нашими предками, остается нынѣ у многихъ извѣстенъ только по имени, безъ исполненія. При такомъ оскудѣніи и упадкѣ вѣры и нравственности надлежитъ крѣпко молиться: «Заступнице усердная, приложи намъ вѣру, уврачуй наши недуги общественные и спаси насъ!»
в) Такая же необходимость въ общихъ усердныхъ молитвахъ открывается изъ наблюденія и надъ тѣмъ, что нынѣ происходитъ въ природѣ видимой. За уклоненіе наше отъ путей правды, правосудный Богъ уклоняетъ и порядокъ въ теченіи природы, - затворяетъ небо отъ своевременнаго тепла и свѣта, или отъ своевременнаго холода и снѣга, и наказуетъ насъ долговременнымъ безведріемъ и другими подобными бѣдствіями. И небо, и земля внушаютъ намъ, что мы нарушеніемъ порядка нравственнаго измѣнили порядокъ и во внѣшней природѣ. Земля, отягченная грѣхами нашими, перестаетъ въ довольствѣ произращать хлѣбъ и другія произведенія на службу людямъ; отсюда происходитъ оскудѣніе насущныхъ жизненныхъ потребностей, а затѣмъ - голодъ съ его губительными бѣдствіями. Отъ такого голода и губительства, Заступнице усердная, сохрани и помилуй насъ!
г) Къ этому молитвенному воззванію должно присовокупить еще сокрушенное сердечное прошеніе къ Божіей Матери объ избавленіи насъ отъ находящихъ разныхъ эпидемическихъ болѣзней, смертоносныя язвы и напрасныя смерти. Мы нерѣдко видимъ вокругъ себя страшныя болѣзни, поражающія старыхъ и юныхъ, крѣпкихъ и немощныхъ, воздержныхъ и особенно невоздержныхъ. Отсюда мы должны поучаться осмотрительности, воздержанію, особенно преданности Божественному Провидѣнію и молитвѣ. А повторяющаяся надъ ближними и знаемыми нашими преждевременная смерть вразумляетъ насъ и внушаетъ горячо молиться съ умиленіемъ сердца и со слезами: Заступнице усердная, спаси и сохрани насъ отъ болѣзней, смертоносныя язвы и напрасныя смерти! И Она, Премилосердая, какъ Матерь Божія и Матерь всего рода христіанскаго, всегда можетъ умолить Сына Своего, Господа и Спасителя нашего, объ избавленіи и спасеніи нашемъ: много бо можетъ моленіе Матернее ко благосердію Владыки! И поистинѣ, кому мы должны приписать безпредѣльное снисхожденіе къ намъ грѣшныхъ Всемилостиваго? Кому, какъ не Ея непрестанному о насъ ходатайству и заступленію? По Ея только предстательству, праведный Судія небесный за многое множество прегрѣшеній нашихъ не предаетъ насъ крайней совершенной погибели. И что было бы съ нами, если бы мы лишились Ея матерняго заступленія? Тогда давно бы погибли мы подъ тяжестію грѣховъ нашихъ, бѣдъ и скорбей.
III. Имѣя столь великую и усердную Заступницу, прилежно къ Ней притецемъ, грѣшніи и смиренніи. Она, Царица небесная, готова выну ходатайствовать о насъ, только бы мы прибѣгали къ Ея предстательству съ теплою и усердною молитвою, съ твердою вѣрою и упованіемъ. И тогда Она Сама не отступитъ и отъ насъ Своимъ благосердіемъ, а будетъ сохранять и спасать насъ отъ всякаго зла, внимая молитвамъ нашимъ. (Извлеч. Изъ «Словъ и рѣчей» Палладія, еписк. рязанскаго и зарайскаго, нынѣ митр. с.-петербургскаго, стр. 134-139).
О любви Богоматери къ роду христіанскому и въ особенности къ православной Россіи.
I. Нынѣ, въ честь Богоматери, съ сего святаго мѣста, прилично побесѣдовать, братія, о неизмѣримой любви Ея къ міру христіанскому, или частнѣе, къ православному отечеству нашему. О, не даромъ святая православная церковь непрестанно взываетъ къ Ней: не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, развѣ Тебѣ, Владычице! Обращаться такъ можно только къ любви, никогда неистощимой, и къ милосердію, всегда готовому на помощь, на изліяніе дарованій, на проявленіе милости и благодѣяній.
II. Да, неизмѣримо велика Богоматерняя любовь къ намъ, грѣшнымъ!
Какъ море отъ берега до берега охватываетъ своею водною стихіею все необозримое, занимаемое имъ пространство, такъ и неистощимая любовь Ея отъ края до края наполняла и наполняетъ своими благодатными попеченіями все православное отечество наше.
а) Возведите окрестъ очи ваши, и вы увидите, что суша и вода, горы и юдолія въ православномъ отечествѣ нашемъ исполнены памятниковъ благодатныхъ Ея попеченій. Не грады только престольные и не тѣ грады историческіе, гдѣ созидалась судьба нашей церкви и государства, но и дебри и пустыни тщательно блюдутъ записи о Ея благодатныхъ посѣщеніяхъ, о Ея небесной промыслительной помощи, и изъ рода въ родъ передаютъ свидѣтельство, что сердцу Ея одинаково близки: и горе народное, и одиночный вздохъ бѣдняка, и мольба матери о страждущемъ дитяти, и вопль грѣшника, познавшаго свои заблужденія.
б) Возведите очи ваши и на другое, одинаково извѣстное и церкви и государству, умилительное зрѣлище: отъ Аракса до моря Бѣлаго, отъ Балтійскихъ водъ до громадныхъ льдовъ Сѣвернаго океана, въ отечествѣ нашемъ, тамъ и сямъ, на всемъ пространствѣ его, не только благолѣпно хранятся, но и благоговѣйно чтутся чудотворныя иконы Царицы небесной. Что означаетъ это явленіе? Конечно, это не историческіе только памятники бывшихъ уже промыслительныхъ попеченій Царипы небесной о общемъ или частномъ благѣ православнаго отечества нашего, или не знаменія только нѣкогда бывшихъ Ея небесныхъ вразумленій, утѣшеній и подкрѣпленій, хотя и это несомнѣнно такъ: нѣтъ, тутъ содержится много больше. Святыя чудотворныя иконы, это вмѣстѣ - и присно текущіе источники Божественной любви Ея и силы, это - видимое и какъ бы постоянно осязаемое присутствіе Ея среди насъ, какъ Матери посреди Своихъ дѣтей; ибо чудотворныя иконы Пресвятой Дѣвы не напоминаютъ только намъ о Ней, Святѣйшей, пречистымъ ликомъ Ея, но неоскудно, въ благопотребной мѣрѣ, источаютъ и доселѣ исцѣленія съ вѣрою приходящимъ къ нимъ, проявляя такимъ образомъ собою, какъ бы орудіемъ, силу своего первообраза.
И нечего удивляться этому. Если тѣнь св. апостоловъ Христовыхъ, въ силу сошедшаго на нихъ Духа Святаго, чудодѣйствовала; если чудодѣйствовала и милоть пророка Божія Иліи, освященная Божественнымъ призваніемъ Его на пророческое служеніе и вѣрностію его сему служенію предъ лицемъ Всемогущаго; если, наконецъ, даже потъ святыхъ, вызванный ихъ трудами и молитвенными воздыханіями, подавалъ нерѣдко исцѣленія: удивляться ли тому, что чудодѣйствуетъ святый ликъ Матери Христовой, - ликъ Той, въ Которой обитала не сила только Христова - благодатная, но Самъ Христосъ, источное начало всякой силы и благодати, Которая выше всѣхъ небесъ и чище всѣхъ свѣтлостей солнечныхъ и потому несравнима не только съ пророками, съ апостолами и всѣми святыми, но и съ первѣйшими чинами ангельскими? Удивляться ли и тому, если отечественныя лѣтописи наши представляютъ намъ неисчетное число случаевъ, бывшихъ въ нашемъ прошедшемъ, бывающихъ отъ времени до времени и въ нашемъ настоящемъ, когда, напримѣръ, у святой иконы Ея всѣмъ извѣстный слѣпой вдругъ прозрѣвалъ, всѣмъ извѣстный глухой сталъ слышать, хромой ходить, разслабленный всталъ и укрѣпился, прокаженный очистился? Все это по отношенію къ Богоматери такъ же должно быть естественно, какъ естественно силѣ производить дѣйствіе, соотвѣтственное величинѣ ея, или истинной любви раскрываться въ многообразномъ проявленіи милосердія и помощи для нуждающихся въ нихъ, въ мѣру широты ея, или, наконецъ, державной власти разрѣшить узника отъ узъ, личнымъ ли то присутствіемъ и повелѣніемъ, или письменною, чрезъ кого-либо другого, только хартіею, въ мѣру державства ея. Запиши это, Русь православная, запиши на сердцѣ своемъ и не вѣрь отрицателямъ, кощунствующимъ надъ святыми иконами.
в) Обратите ваше вниманіе и еще на зрѣлище: на наши отечественныя иноческія обители. Когда прочитаете со вниманіемъ лѣтописныя сказанія о нашихъ обителяхъ, васъ поразятъ особенно сказанія о томъ, какое близкое и какое теплое участіе принимала и принимаетъ Матерь Божія въ судьбахъ ихъ, по крайней мѣрѣ, главнѣйшихъ изъ нихъ. Всѣмъ извѣстно, что первосѣменемъ иноческой жизни и питомникомъ высшихъ образцовъ ея послужила унасъ св. Кіевопечерская лавра. Какъ солнце между звѣздами, такъ между всѣми обителями въ отечествѣ нашемъ красуется и сіяетъ она: сіяетъ и славою своей древности, какъ праматерь нашихъ иноческихъ обителей; сіяетъ и великимъ сонмомъ въ нетлѣніи почивающихъ въ ней святыхъ мужей, прославленныхъ за подвиги на небѣ и на землѣ; сіяетъ и внѣшнимъ благолѣпіемъ своимъ. Но кто, спрашивается, положилъ ей начало? Кто заботился о устроеніи ея? Кто поддерживалъ и поддерживаетъ въ ней духъ подвижническій? Кто, наконецъ, велъ и ведетъ ее отъ славы къ славѣ и донынѣ? На эти вопросы одинъ отвѣтъ, именно, что все это сдѣлала и дѣлаетъ Царица небесная, Матерь Божія. Отъ св. апостольскаго жребія своего, - съ горы Аѳонской, - въ уроченный свыше часъ, посылаетъ Она въ Кіевъ преподобнаго инока - Антонія, чтобы во градѣ семъ, а чрезъ него и во всей землѣ русской, гдѣ жизнь христіанская, вслѣдствіе недавняго озаренія страны свѣтомъ Христовымъ, колебалась еще, явилъ онъ въ себѣ примѣръ истиннаго христіанина и образъ инока, образъ искателя единаго на потребу, искателя царствія Божія и высшихъ духовныхъ совершенствъ. Въ потребный часъ Она же строила чудодѣйственно и первый, небеси подобный, храмъ печерскій. Она, наконецъ, и доселѣ пребываетъ въ св. лаврѣ, въ лицѣ чудотворной иконы Своей, обильно подающей и доднесь съ вѣрою приходящимъ къ ней блага духовныя и точащей исцѣленія. Что же? Неужели и теперь, послѣ столькихъ свидѣтельствъ Богоматернихъ попеченій о св. обители, спрашивать, подъ чьею рукою воспиталось въ ней и препрославлено столько великихъ подвижниковъ, имена которыхъ благоговѣйно и молитвенно призываетъ на помощь вся православная земля русская? Неужели спрашивать разъясненія и того, почему въ ней и доселѣ хранится еще иноческое благочестіе; есть пустыня и пустынники, есть схимничество и отшельничество, а временами бываетъ и затворничество? Для имѣющихъ очи видѣти ясно, какъ день, что судьбы великой обители хранились и хранятся въ крѣпкой рукѣ, пекущейся о ней, Царицы небесной. Запиши и это на сердцѣ твоемъ, Русь православная, и не вѣрь хулителямъ иноческихъ учрежденій: они подъ покровомъ Царицы небесной, какъ учредительницы въ землѣ нашей иноческаго житія. Вѣрь, несомнѣнно вѣрь, что среди ихъ пустынь, въ ихъ горахъ и вертепахъ есть и нынѣ такіе, ихъ же нѣстъ достоинъ весь міръ.
г) Вспомнимъ, наконецъ, и нынѣ празднуемый нами день въ честь Пресвятой Богородицы. Торжество настоящаго дня, какъ извѣстно, есть торжество всероссійское. Оно напоминаетъ намъ о помощи Царицы небесной не частнымъ какимъ лицамъ, или учрежденіямъ, а всему нашему государству и всей нашей православной церкви. Давно было это, это правда; но плодами этой помощи пользуется и доселѣ вся церковь и все государство. Было это въ самое тяжкое для насъ время, - во время междуцарствія. Родъ царскій въ землѣ русской тогда пресѣкся. Бояре раздѣлились на партіи и внутри государства шла страшная неурядица. Враги иноземные заняли Москву и мечтали: или поработить себѣ землю русскую, или же на престолъ русскій посадить своего царевича - иновѣрца. Не было у насъ тогда въ достаткѣ ни войска, ни денегъ. Въ довершеніе всего, и между воеводами не было согласія, а кипѣла вражда изъ-за первенства. Ни откуда не ожидалось тогда посторонней помощи!... Исчезала тогда всякая человѣческая надежда на спасеніе!... О, воистину, это было такое время, тяжелѣе котораго едва ли и переживала земля русская. Открыто ставился тогда грозный вопросъ: быть, или не быть государству русскому самостоятельнымъ? Рядомъ съ нимъ стоялъ и другой вопросъ, не менѣе роковой: быть, или не быть и нашей церкви православною? Кто же разрѣшилъ эти вопросы роковые ко благу церкви и государства? По общему признанію церкви и государства, разрѣшила ихъ Царица неба и земли, Пресвятая Дѣва Марія: «въ сей день празднуемъ мы пресвятѣй, пречистѣй и преблагословеннѣй Владычицѣ нашей Богородицѣ и Приснодѣвѣ Маріи, въ оньже избави царствующiй градъ Москву отъ Литвы чудотворныя ради иконы Своея, нарицаемыя Казанскія»: такъ написано въ нашихъ лѣтописяхъ церковныхъ и государственныхъ послѣ того, какъ нижегородское ополченіе, ради дома Владычицы положившее побѣдить или умереть, двинулось къ Москвѣ и, предводимое Царицею небесною въ лицѣ Казанской чудотворной иконы Ея, по соединеніи съ остатками воинства московскаго, поразило иноземныхъ враговъ и изгнало ихъ изъ отечества. Такимъ образомъ праздникъ настоящаго дня представляетъ намъ торжественное признаніе всею церковію и государствомъ явленной Царицею небесною чудодѣйственной помощи отцамъ нашимъ въ роковое для нихъ время. Это - первое.
Далѣе, праздникъ нынѣшняго дня внѣдряетъ вмѣстѣ съ симъ въ сознаніи нашемъ и ту, особенно дорогую и священную для насъ, мысль, что не только отечество наше спасло тогда политическое самостоятельное бытіе свое, избавившись, помощію Владычицы, отъ враговъ, что не только и церковь, Ея же заступленіемъ, спасла свое православіе, которому сильно угрожали унія и даже латинство, но что и избранъ былъ тогда и возсѣлъ на престолъ русскій единоплеменный и единовѣрный намъ Государь изъ дома Романовыхъ не безъ Ея же помощи, не безъ Ея же благоволенія къ благословенному Дому сему. Вѣдь, спасеніе отечества отъ враговъ и избраніе царя, это были тогда два неразрывныхъ событія.
III. Помни же, страна родная, помни, Русь православная, Кто - твоя Заступница, Кто - твоя помощь и надежда, и не порывай съ Нею союза твоею вѣрою, твоею жизнію и упованіемъ. Помышляя, что православные христіане составляютъ достояніе Сына Ея и пользуются особымъ покровительствомъ Ея, не забывай вмѣстѣ съ симъ и того, что истинное свойство православныхъ христіанъ въ томъ собственно и состоитъ, чтобы во всемъ послѣдовать Христу, какъ единственному верховному Законодателю, и безъ конца любить Его, какъ единственнаго нашего Спасителя. Воспряни, воспряни же, Русь святая, и не будь легкомысленна. Не вдавайся въ наученія странна, противныя евангелію, какія распространяютъ современные отрицатели. Не вступай на проповѣдуемый ими и широкій путь. На этомъ пути ты не найдешь ничего, кромѣ растраты твоихъ духовныхъ силъ и скотоподобія. Держись крѣпко того пути, какимъ шли твои православные предки, какимъ вела тебя твоя исторія, какой указалъ тебѣ I. Христосъ, какой указываетъ и св. церковь. Не улыбайся легкомысленно и не рукоплещи тому, что достойно горькихъ твоихъ слезъ, какъ враждебное истинному благу государственному и семейному, и какъ недостойное человѣка, созданнаго по образу Божію для жизни вѣчной. Учись, учись, Русь православная, всему полезному; почерпай полезныя знанія и изъ стихійныхъ источниковъ, но при этомъ не забывай никогда, что полезнѣе всѣхъ наукъ, это - евангеліе, и превыше всѣхъ учителей, это - I. Христосъ, какъ единый въ собственномъ смыслѣ Учитель нашъ и какъ Свѣтъ всему міру. Это - завѣтъ тебѣ и твоей исторіи и св. церкви православной. Не соблюдешь этого завѣта? Отступишь отъ него? Отступитъ отъ тебя и твоя Заступница, Царица небесная. Въ союзѣ со врагами Сына Своего, попирающими Его ученіе, Его заповѣди и кровь завѣтную, быть Она не можетъ, какъ и Христосъ, Сынъ Ея, не можетъ быть въ союзѣ съ веліаромъ. Аминь. (Извлеч. въ сокр. изъ «Словъ, бесѣдъ и рѣч.» прот. В. Розаліева).
Священникъ Григорій Дьяченко. Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ.