Эр-Рияд и Тегеран соперничают практически во всем, но они оба поддерживают военные усилия России, направленные на то, чтобы поставить Вашингтону синяк под глазом.
По мере усиления агрессии России против Украины две ближневосточные державы, которые обычно находятся по разные стороны баррикад в большинстве конфликтов, помогают Москве. Сообщается, что Иран поставляет оружие, а именно беспилотные летательные аппараты и, возможно ракеты, в Россию, для его использования на Украине. Саудовская Аравия использует свою добычу нефти в качестве оружия таким образом, чтобы сохранить платежеспособность Москвы и причинить еще большую боль западным столицам в преддверии холодной зимы. Эр-Рияд (давний западный партнер) и Тегеран (давний враг Запада) в значительной степени мотивированы одним фактором : Соединенными Штатами.
Энергетический кризис, возникший из-за вторжения России на Украину, значительно повысил геополитический статус Саудовской Аравии. А Эр-Рияд ведет наступательную игру. В этом месяце Эр-Рияд удвоил эту стратегию, заставив ОПЕК + (состоящую из членов ОПЕК плюс других производителей, которые не являются членами, таких как Россия) сократить коллективную добычу на целых 2 миллиона баррелей в день.
Это происходит в то время, когда Соединенные Штаты и Европа призывают к увеличению производства для снижения цен таким образом, чтобы одновременно истощить российскую казну и облегчить кризис стоимости жизни на Западе. Санкции вынудили Россию продавать свою нефть, в том числе Саудовской Аравии, по ценам ниже рыночных. Таким образом, более высокая базовая цена является основным способом для Москвы по-прежнему получать прибыль от своих энергоносителей и поддерживать свои дорогостоящие и провальные военные усилия. Собственный предварительный бюджет Эр-Рияда на 2023 год, включающий хороший профицит примерно в 2,4 миллиарда долларов, был рассчитан с учетом цены в 76 долларов за баррель, что сводит на нет необходимость срочного вмешательства в цены около 90 долларов за баррель, как это было в начале октября. По крайней мере, ОПЕК + могла бы подождать еще месяц, как об этом попросили официальные лица Белого дома наследного принца Саудовской Аравии Мохаммеда бен Салмана, чтобы сокращения не вступили в силу непосредственно перед промежуточными выборами в США.
С иранской стороны, несмотря на продолжающиеся официальные заявления о том, что Иран является нейтральным действующим лицом и не поставлял оружие на Украину, очевидно, что конфликт стал новым театром военных действий, где Тегеран чувствует, что может укрепить свои связи с Россией, чтобы ослабить Соединенные Штаты. Украинские официальные лица утверждают, что Россия развернула на Украине большое количество беспилотных летательных аппаратов иранского производства со смертельным исходом. Есть также сообщения США об иранских военных инструкторах в Крыму и о том, что Тегеран согласился поставить России ракеты класса «земля-земля» для использования на Украине.
Понятно, что и Иран, и Саудовская Аравия используют украинский конфликт для ослабления интересов Запада. Что менее ясно, так это то, как Запад может наиболее эффективно изменить свою позицию.
Ряд факторов движет Эр-Риядом и Тегераном, но самая большая мотивация заключается в том, чтобы укрепить свои позиции против Соединенных Штатов во все более многополярном мировом порядке. После десятилетий давления и диктата со стороны западных держав региональные игроки, такие как Иран и Саудовская Аравия, сигнализируют мировым гигантам, что их отношения теперь стали улицей с двусторонним движением, и все чаще стремятся укрепить связи с незападными акторами, чтобы подтвердить свою свободу действий. действие.
В этом контексте отказ Саудовской Аравии сотрудничать с США в нефтяной политике вовсе не означает встать на сторону России. В отличие от Ирана, Саудовская Аравия голосовала против России во всех ключевых резолюциях Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, касающихся Украины, предоставила Украине помощь в размере 400 миллионов долларов и поддержала сделку по освобождению западных граждан, захваченных Россией во время боевых действий на стороне Украины. Недавние шаги Саудовской Аравии больше направлены на то, чтобы не встать на сторону Вашингтона, который, по ее мнению, больше не является надежным партнером.
Фундаментальная предпосылка многолетнего американо-саудовского партнерства - нефть в обмен на безопасность - была окончательно нарушена администрациями Обамы и Трампа. Бывший президент США Барак Обама подписал ядерный пакт с Ираном, а бывший президент США Дональд Трамп умалчивает о том, что в 2019 году ключевые инфраструктуры Саудовской Аравии были поражены ракетами и беспилотниками, запущенными поддерживаемыми Ираном силами. Если бы не необходимость противостоять России в энергетическом рынке президент США Джо Байден, вероятно, продолжал бы подвергать остракизму Мохаммеда бин Салмана в течение многих лет.
Тем временем Иран диверсифицирует свои возможности действовать в качестве системы безопасности, поскольку отношения с Западом ухудшаются, а перспектива восстановления ядерной сделки 2015 года выглядит все более призрачной. Если ядерные переговоры провалятся, Тегеран ожидает дальнейшего политического, экономического и военного давления Запада (и Израиля). Иран удваивает свое военное партнерство с Россией, добиваясь более тесных экономических связей с Китаем и углубляя дипломатию со своими соседями по Персидскому заливу и Азии. Выстраивая эти отношения, Тегеран стремится лишить Запад возможности изолировать его так же, как это удалось сделать администрации Обамы с помощью санкций и объединения международного сообщества против ядерной программы Ирана.
Тегеран также искал все возможности, чтобы ослабить способность Соединенных Штатов изолировать Иран и противостоять ему. Один из способов добиться этого - установить более тесные связи с Россией в сфере безопасности - в частности, следуя решению Москвы начать военные действия в Сирии, когда Иран обратился к ней за помощью в 2015 году, чтобы спасти режим Башара Асада.
Сейчас, в трудное для России время, трудно представить, чтобы Иран отклонял просьбы Москвы о поставках вооружений, которые влекут за собой финансовые стимулы и геополитическое влияние на мировой арене. Украина также представляет Ирану исключительный случай, чтобы продемонстрировать свои собственные возможности вооружений, несмотря на десятилетия санкций, выступая в качестве предупреждения собственным региональным противникам Ирана, что он может нанести значительный ущерб, используя свое собственное оружие.
Чтобы восстановить влияние и рычаги воздействия как на Саудовскую Аравию, так и на Иран, Соединенным Штатам следует признать, что эти тенденции связаны с окончательным формированием многополярного мирового порядка. На самом деле Вашингтону следует пересмотреть свои парадигмы мышления, основанные на устаревшей предпосылке американской гегемонии на Ближнем Востоке.
Как обычно в случае с Ираном, большое внимание уделяется введению санкций. Европа и США ввели новые санкции против физических и юридических лиц из-за дронов, поставляемых в Россию для использования на Украине. Но Иран остается одной из стран, подвергшихся самым жестким санкциям в мире; особенно сильно пострадали его вооруженные силы. Помимо сигналов добродетели, очевидно, что новые западные санкции не изменят поведение Ирана. Вместо этого Европе и Соединенным Штатам следует сосредоточиться на том, как они могут воспрепятствовать и противодействовать иранскому оружию, используемому на Украине, а также увеличить ощутимые издержки для Ирана с его собственной общественностью.
Общественное измерение особенно важно, учитывая, что руководство Ирана борется с общенациональными протестами, которые продолжаются уже второй месяц и вызваны десятилетиями недовольства и вызваны смертью молодой женщины Махсы Амини во время содержания под стражей в полиции. Эти протесты еще больше подорвали легитимность государственной власти в Иране. И в то время, когда протестующие призывают к ответственности и смене режима, Запад должен продолжать разоблачать роль Ирана в поддержке российского вторжения на Украину. Это особенно чувствительная тема в иранских публичных дебатах, учитывая ту роль, которую Запад сыграл в поддержке тогдашнего иракского лидера Саддама Хусейна во время ирано-иракской войны, которая привела к гибели тысяч людей в Иране и заставила многие общины столкнуться с длительной - долгосрочные последствия применения Саддамом химического оружия. Этот опыт продолжает бросать тень на репутацию Запада в глазах широких слоев населения Ирана, включая членов Корпуса стражей исламской революции и Басидж, которые находились на передовой. Публичное разоблачение поддержки Ираном России заставляет иранские власти ответить перед собственной общественностью, почему они предпочитают поддерживать агрессора. И в отличие от Сирии, где Иран защищает свои действия поддержкой государственных субъектов в борьбе с терроризмом и агрессией США, сейчас Иран помогает России ослабить государственного актора в Украине.
Судьба переговоров о восстановлении ядерной сделки также может быть использована для влияния на Иран в отношении Украины. Хотя ясно, что многие в Тегеране скептически относятся к новой сделке, также ясно, что возможные экономические выгоды заставили Иран вернуться к переговорам и могут стать большим стимулом, чем когда-либо, учитывая растущее внутреннее давление.
Франция и Великобритания, обе стороны ядерной сделки 2015 года, назвали поставки иранских беспилотников в Россию нарушением обязательств Ирана в соответствии с резолюцией 2231 Совета Безопасности ООН. Они утверждают, что эта резолюция запрещает Ирану (до 2030 года) передавать системы доставки, такие как беспилотники, способные доставлять ядерное оружие. Это важно для того, чтобы показать Тегерану, что чем глубже Иран взаимодействует с Россией в Украине, тем больше он может загрязнить курс ядерной дипломатии. Даже если ядерная сделка будет восстановлена, Иран не может ожидать, что европейский рынок примет его с распростертыми объятиями, когда Тегеран объединится с Москвой в Украине.
Западные политики также должны предупредить Иран, что его позиция в Украине может открыть дверь для нового непредсказуемого марионеточного фронта с Израилем. Несмотря на деликатное управление отношениями Израиля с Москвой, Израиль, как сообщается, предоставил Украине разведданные об иранских беспилотниках. Теневая война между Ираном и Израилем может усилиться в Украине подобно тому, как Израиль нацелился на иранский персонал и активы в Сирии. Например, Израиль может помочь украинским силам атаковать объекты с иранскими военными советниками, которые сотрудничают с Россией.
С саудовской стороны высокопоставленные американские политики и Белый дом открыто обвинили Эр-Рияд в сговоре с Россией. Учитывая двухпартийное нежелание США вернуться к доминирующей позиции в области безопасности на Ближнем Востоке, Вашингтону следует принять допущение о том, что его отношения с Саудовской Аравией нуждаются в перезагрузке, скорректировав их таким образом, чтобы они сосредоточились на четко определенных основных интересах обеих сторон. За исключением (маловероятного) полного принудительного подхода, полуобоснованные карательные меры против Эр-Рияда не окажут структурного воздействия, в котором нуждается Вашингтон, и еще больше погрузит отношения в нисходящую спираль, а цены на энергоносители - в восходящую. Идеальный курс действий - быть конкретным и нацеленным на отношения между Саудовской Аравией и Россией.
Во-первых, Соединенным Штатам следует принять творческие меры для повышения собственной устойчивости по отношению не только к Саудовской Аравии, но и ко всем производителям углеводородов. Ограничение цен G-7 на российскую нефть, которое должно вступить в силу в декабре, теперь должно быть перенесено на ноябрь. Европе и Соединенным Штатам также следует активизировать сотрудничество по долгосрочным поставкам сжиженного природного газа (СПГ) и переходу с нефти на СПГ, особенно координируя вопросы ценообразования, инвестиций, стимулов и правил. Во-вторых, идея о том, что республиканцы будут намного снисходительнее относиться к саудовско-российскому взаимодействию, как только они вернутся к власти, ослабляет Соединенные Штаты. Вместо этого в национальных интересах активизировать двухпартийные усилия перед промежуточными выборами в США, сосредоточив внимание на пересмотре Закона NOPEC (или о запрещении картелей, производящих и экспортирующих нефть), чтобы нацелить его только на иностранных участников, сохранить энергетическую отрасль США и начать аудит с голубой лентой. российско-саудовских финансовых связей, особенно между двумя суверенными фондами благосостояния.
Наконец, наиболее эффективной стратегией остается поиск творческих способов напомнить Тегерану и Эр-Рияду о том, что Москва в первую очередь является конкурентом, используя то, как Россия предлагает все большие и большие объемы нефти со скидкой традиционным саудовским и иранским рынкам в Китае и Азии.
Иран и Саудовская Аравия решили прямо или косвенно поддержать Россию в ее военных действиях на Украине. При оценке того, как управлять региональными державами, Соединенным Штатам следует отказаться от традиционного мышления, что они могут сделать стратегическую ставку на Саудовскую Аравию или что политика сдерживания является решением всех областей конфронтации с Ираном.
Западу нужна новая, более инновационная и более эффективная политика, чтобы реагировать на региональные силы в многополярном мировом порядке, который ускорился из-за столкновения с Россией.
Элли Геранмайе - заместитель директора программы Ближнего Востока и Северной Африки Европейского совета по международным отношениям. Твиттер:
@EllieGeranmayeh Чинция Бьянко - приглашенный научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям, где она занимается Аравийским полуостровом и отношениями с Европой. Она является внештатным научным сотрудником Института Ближнего Востока.