Newsweek:Через несколько часов после того, как президент России Владимир Путин открыл новую фазу продолжающейся войны на Украине с частичной общенациональной военной мобилизацией, его давний высокопоставленный дипломат, министр иностранных дел Сергей Лавров, поговорил со Newsweek Томом О'Коннором о состоянии конфликт и его последствия для отношений Москвы с международным сообществом, в том числе с другими ведущими державами США и Китаем.
Дипломатическая карьера Лаврова насчитывает полвека, в разгар холодной войны, распада Советского Союза и прихода к власти Путина, назначившего его министром иностранных дел в 2004 году. С тех пор Лавров является самым высокопоставленным представителем внешней политики Кремля как в Москве, так и почти во всех уголках Земли, где он побывал.
Сейчас он в Нью-Йорке, чтобы принять участие в 77-й сессии Организации Объединенных Наций , которая проходит в особенно трудное время для международного порядка. Главной среди многих ключевых областей глобальных разногласий является украинский конфликт, который Лавров защищал как необходимое усилие для защиты интересов национальной безопасности России, даже несмотря на то, что Вашингтон и его союзники продолжают оказывать поддержку Киеву, пытаясь изолировать Москву на мировой арене.
Лавров сказал, что подход России будет включать поддержку недавно объявленных референдумов в оспариваемых частях Украины, таких как самопровозглашенные Донецкая и Луганская народные республики, которые стремятся присоединиться к России, как это сделал Крым на референдуме, оспариваемом международным сообществом, когда в 2014 году впервые вспыхнули беспорядки.
Чтобы противостоять давлению Запада, Россия налаживает более тесные связи с другими державами, особенно с Китаем, поддерживая растущие двусторонние отношения, которые Лавров назвал приоритетом для Москвы, поскольку обе страны стремятся продвигать многосторонний порядок в отличие от системы, основанной на правилах. поддержанный США. Он предупредил, что растущая дистанция между этими двумя взглядами угрожает глобальной стабильности и даже прямым конфликтом между самыми могущественными странами мира.
Эта стенограмма была слегка отредактирована для ясности.
Newsweek: Российская военная операция на Украине продолжается, и многие опасаются, что конфликт может продолжаться бесконечно. Достигла ли Россия прогресса в достижении заявленных целей «деназификации» и «демилитаризации» Украины, и стали ли обе стороны ближе к урегулированию путем переговоров, чем они были 24 февраля?
Ответ: Своими действиями по взращиванию на Украине русофобского неонацистского режима, размещению военной техники и превращению ее территории в плацдарм для сдерживания России Запад не оставил нам иного выбора, кроме проведения специальной военной операции. Его цели известны: защита населения Донбасса, устранение угроз безопасности России, демилитаризация и денацификация Украины. Все они остаются актуальными и будут достигнуты, сколько бы времени это ни заняло.
К настоящему времени освобождена вся ЛНР, значительная часть ДНР, Херсонская и Запорожская области. На этих территориях налаживается мирная жизнь. Несмотря на обстрелы и диверсии, на объектах гражданской инфраструктуры и в жилом секторе ведутся ремонтно-восстановительные работы. Строятся новые дома, школы, больницы, учреждения культуры.
Хочу подчеркнуть, что коллективный Запад во главе с США открыто стремится победить Россию «на поле боя». США и их союзники готовы пожертвовать Украиной ради своих геополитических целей. Для их достижения они накачивают страну оружием, а это приводит к обострению и затяжному конфликту. Это отдаляет перспективы ее урегулирования.
Вашингтон не заинтересован в установлении мира и спокойствия в Украине. Это стало ясно еще в марте, когда Москва и Киев вплотную подошли к достижению взаимных договоренностей. Такой поворот событий явно напугал американцев и британцев, поэтому они фактически запретили Украине вести дальнейший диалог с Россией. С тех пор украинские власти уклоняются от переговорного процесса.
Сирия и Северная Корея стали первыми странами, кроме России, признавшими Донецкую и Луганскую Народные Республики независимыми государствами. Рассматривает ли Россия эти образования как государства с фиксированными границами, или Россия поддержит усилия по расширению их суверенитета за счет включения других территорий, на которых в настоящее время действуют российские войска в Украине? В качестве альтернативы, поддержала бы Россия отдельные меры независимости на этих территориях или даже референдумы о присоединении к Российской Федерации, как это было в случае с Крымом в 2014 году?
Первым государством, признавшим независимость ДНР и ЛНР, была не Россия, а Южная Осетия. А вслед за Россией это сделали и Абхазия, Сирия и Северная Корея.
Россия признала независимость республик Донбасса в границах, указанных в их конституциях - фактически это административные границы Донецкой и Луганской областей бывшей Украинской ССР.
Что касается других украинских территорий, освобожденных от ига упомянутого вами неонацистского киевского режима, то мы исходим из того, что их жители имеют право самостоятельно определять свою судьбу. Мы видим желание людей быть вместе с Россией, а потому с уважением относимся к их выбору. Соответствующие намерения недавно озвучили руководители ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Все они имеют право на самоопределение в соответствии с Уставом ООН.
Президент Джо Байден еще на начальном этапе конфликта подтвердил, что в американо-российских отношениях произошел «полный разрыв». На каких уровнях страны все еще общаются? Ведутся ли разговоры о проверке ядерных вооружений, урегулировании конфликтов в таких регионах, как Черное море и Сирия, или о судьбах граждан США, задержанных либо в уголовном суде, либо на поле боя?
Российско-американский межгосударственный диалог практически заморожен благодаря США. Объективно невозможно поддерживать нормальную связь с Вашингтоном, заявляющим о стратегическом поражении России как о цели.
В равной степени это относится и к прекращенным американской стороной консультациям по стратегической стабильности и контролю над вооружениями. Естественно, мы отмечаем некоторые отрывочные сигналы администрации США и лично Джо Байдена о возобновлении диалога по СНВ, но что стоит за этими сигналами, еще предстоит выяснить.
Американцы избегают какого-либо предметного взаимодействия по региональной деконфликтности.
Что касается задержанных граждан США, то мы неоднократно предупреждали, что выносить этот вопрос на всеобщее обозрение контрпродуктивно. Им должны профессионально заниматься компетентные органы в формате, согласованном Москвой и Вашингтоном.
Что касается американцев, попавших в плен в ходе боевых действий, то следует обращаться к властям в Киеве, а также к высшим должностным лицам Донецкой и Луганской Народных Республик по официальным дипломатическим каналам.
Санкции, введенные США и их союзниками в отношении России, стали шоком для мировой экономики, и одна из областей серьезного удара была в энергетическом секторе, где в США и ряде других стран цены на газ и другие товары резко упали. стал основным источником беспокойства. Надеется ли Россия на то, что внутренние издержки этих санкций скоро перевесят их выгоды и разрушат коалицию стран, ведущих экономическую войну против России?
Запад вводит односторонние ограничительные меры под предлогом нанесения вреда России. Однако им не удалось разрушить российскую экономику. Более того, санкции оказались обоюдоострым оружием: во многих странах Европы наблюдается рост цен и снижение доходов населения, а также дефицит энергоресурсов и угроза социальных потрясений. Рутинные блага цивилизации становятся привилегией богатых. Это цена, которую платят простые граждане за антироссийскую политику правящих элит.
Целые отрасли европейской экономики (в том числе металлургическая и химическая) десятилетиями процветали благодаря стабильным поставкам недорогих российских энергоресурсов. Это позволило ЕС успешно конкурировать, в том числе с американскими компаниями. Похоже, что так больше не будет, и это не было нашим выбором.
Если они хотят действовать в ущерб своим интересам на Западе, мы не можем их в этом удержать.
Взаимное недоверие, возникшее после начала конфликта, привело многих к мысли о том, что прежний уровень экономической интеграции между Россией и Западом не может быть достигнут в течение какого-то времени, если вообще когда-либо, даже в случае разрешения конфликта. Готова ли Россия к такому сценарию в долгосрочной перспективе, и если да, то что это означает для экономического и геополитического будущего России? Можем ли мы увидеть больше инвестиций в альтернативные структуры, такие как БРИКС и Шанхайская организация сотрудничества?
Бешеная реакция США и их союзников на спецоперацию России фактически подвела черту под целой эпохой взаимодействия нашей страны и Запада. Те, кого мы считали надежными экономическими партнерами, выбрали нелегитимные санкции и односторонний разрыв деловых связей.
Россию это не устраивает: то, что создавалось десятилетиями упорного труда, было разрушено практически в одночасье. Что ж, выводы из поведения наших западных коллег сделаем сами - не думаю, что в обозримом будущем им удастся восстановить свой авторитет как деловых партнеров.
Будем и дальше работать с теми партнерами, которые готовы к равноправному взаимовыгодному сотрудничеству, кого не затронула антироссийская истерия. И они составляют подавляющее большинство международного сообщества. Мы видим широкую заинтересованность в расширении сотрудничества с нами со стороны стран Евразии, Африки и Латинской Америки, членов и участников ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, ШОС, БРИКС и многих других незападных стран.
Мы будем продолжать адаптироваться к новым внешнеторговым и финансовым реалиям, активизировать импортозамещение. Вместе с друзьями мы будем снижать долю доллара США во взаимной торговле и использовать национальные валюты во взаиморасчетах. Мы намерены использовать все имеющиеся возможности и инструменты для защиты наших интересов. Я не сомневаюсь, что Россия выдержит любое санкционное давление.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что отношения его страны с Китаем являются «абсолютным приоритетом» и что в результате санкций, введенных США, он не верит, что большинство западных стран «смогут восстановить свой авторитет в качестве деловых партнеров» для « обозримом будущем». Министерство иностранных дел России
Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что отношения его страны с Китаем являются «абсолютным приоритетом» и что в результате санкций, введенных США, он не верит, что большинство западных стран «смогут восстановить свой авторитет в качестве деловых партнеров» для « обозримом будущем». Министерство иностранных дел России
Россия и Китай годами укрепляли свое всестороннее стратегическое партнерство, и обе стороны заявляют, что будут продолжать делать это даже в условиях конфликта на Украине, во время которого некоторые крупные китайские компании и учреждения проявляли осторожность, чтобы не вызвать санкции США, имея дело с российскими рынками. Что означают события 24 февраля для отношений между Москвой и Пекином и многополярного международного порядка, который оба правительства стремились продвигать?
Стратегическое партнерство с Китаем остается безусловным приоритетом внешней политики России. Он является устойчивым, долгосрочным и не зависит от изменчивости международной среды. Отношения между Россией и Китаем характеризуются глубоким взаимным доверием, взаимной поддержкой в защите коренных национальных интересов друг друга, готовностью к расширению взаимовыгодных связей.
Интенсивный и доверительный диалог лидеров - президента Путина и председателя Си - играет ключевую роль. В феврале этого года российский лидер посетил Пекин, а 15 сентября в Самарканде на полях заседания Совета глав государств ШОС состоялись переговоры на высшем уровне.
В условиях обострения международной напряженности все более актуальным становится ответственный подход России и Китая - постоянных членов Совета Безопасности ООН - к актуальным вопросам. Вместе с нашими китайскими друзьями мы будем и впредь работать над оздоровлением мировой обстановки, содействовать созданию справедливой многополярной системы, основанной на Уставе ООН и, прежде всего, на основополагающем принципе суверенного равенства государств.
В этом году исполняется 50 лет со дня окончания Вами Московского государственного института международных отношений, и с тех пор Вы занимаетесь дипломатией своей страны. Оглядываясь на полувековой опыт, как бы вы оценили риск конфронтации между крупными державами сегодня? Неужели народы мира, в том числе и мы, американцы и русские, переживают особенно опасное время?
К сожалению, ситуация в мире продолжает ухудшаться. Главная причина, и мне неоднократно приходилось о ней говорить, - упорное стремление Запада во главе с США обеспечить свое глобальное доминирование, хотя по понятным причинам это невозможно. Тем не менее Вашингтон и его сателлиты делают все, чтобы затормозить процесс демократизации международных отношений. Они хотят заменить ориентированную на ООН архитектуру, сформированную после Второй мировой войны и международного права, неким «порядком, основанным на правилах». Действуя в худших колониальных традициях, они делят мир на «демократии» и «авторитарные режимы». На тех, кто не согласен с этим курсом, кто проводит независимую политику и руководствуется национальными интересами, пытаются «надавить», используя односторонние санкции, шантаж и откровенную силовую игру.
Сегодня западные государства поставляют оружие и военную технику неонацистскому режиму в Киеве и тренируют украинские вооруженные силы. НАТО и США используется для обстрела территории России, граничащей с Украиной, убивая там мирных жителей. Пентагон
скрывает факт передачи Киеву разведывательных данных и целеуказаний для нанесения ударов. Фиксируем присутствие американских наемников и советников «на поле боя». США, по сути, балансируют на грани превращения в сторону конфликта. Это к Вашему вопросу о риске прямого столкновения ядерных держав.
К сожалению, Вашингтон, похоже, до сих пор живет позавчерашним днем, мыслит категориями однополярности. Они не могут смириться с тем, что современный мир больше не ориентирован на Запад. И больше никогда не будет. Сегодня появились сильные независимые игроки из развивающихся стран, и они становятся все более заметными. Эти государства и их интеграционные объединения не желают участвовать в антироссийском «крестовом походе», инспирированном из Вашингтона.
Хотя мы знаем, что российские официальные лица заявляли, что они не участвуют во внутренней политике США, это правда, что внутренняя политика оказывает влияние на внешнюю политику. Отслеживает ли Россия, как предстоящие промежуточные выборы и президентские выборы 2024 года могут повлиять на политику США в отношении России и другие вопросы внешней политики, затрагивающие интересы России?
Еще раз хотел бы подтвердить нашу принципиальную позицию невмешательства во внутренние дела иностранных государств. Соединенные Штаты не являются исключением. Мы не вмешиваемся, но, конечно, внимательно следим за подготовкой к ноябрьским промежуточным выборам в Конгресс . Это не прихоть, а долг дипломатов, журналистов, ученых.
Однако сразу могу сказать, что мы не преувеличиваем значение результатов этих выборов в контексте улучшения российско-американских отношений, учитывая стойкое неприятие в Капитолии самой идеи равноправного диалога с Москвой. О президентской кампании 2024 года в США говорить еще рано, поскольку она еще толком не началась.