Сегодняшнее отношение американской элиты к России имеет своё историческое измерение, уходящее корнями в конец XIX - начало ХХ в. Интерес к России стали активно проявлять в Америке такие корифеи американской геополитической мысли как популярный протестантский пастор Дж. Стронг, историк Г. Адамс, адмирал А. Мэхэн.
Стронг считал, что главным препятствием для торжеству «англосаксонской расы» на земле являются славяне. По его мнению, славянские народы представляют «абсолютизм» как в религии, так и в политике, в то время как англосаксы являются сторонниками религиозной и политической свободы. Он считал, что последняя смертельная борьба между «абсолютизмом и свободой» будет проходить между славянами, с одной стороны, и англосаксами - с другой (это повторение прогноза Данилевского о предстоящей войне с объединённым Западом). Но из всех славянских народов Стронг выделил русский как главное препятствие англосаксов в их «исторической миссии», которое жизненно необходимо устранить.
Стронг считал, что предназначение «англосаксонской расы» - ассимилировать не принадлежавшие к ней народы, лишить их собственности и сформировать англосаксонское человечество. Его книга стала бестселлером и разошлась рекордным для Америки тиражом в 175 тыс. экземпляров.
Потомок двух американских президентов Г. Адамс после посещения России в 1901 г. писал: «Россия была слишком огромной силой, чтобы не думать о ней… разрыв между нею и Европой, казалось, представляет бездну… непреодолимость русской инерции означает провал идеи американского лидерства».
Адмирал А. Мэхэн считал, что, обладая незначительным количеством незамерзающих портов, Россия будет стремиться «выбраться к южным морям». Здесь всегда будут сталкиваться интересы России, Великобритании, США и Японии. Для противодействия «российской агрессии» необходимо, по его мнению, сотрудничество «тевтонских» (германских) наций: англосаксов и немцев.
Антироссийский вектор политики США, основанный на «расовом» (или, говоря современным языком, цивилизационном) факторе, получил не только теоретическое, но и практическое воплощение. Незадолго до начала Первой мировой войны, в декабре 1913 г., американская дипломатия решила примирить Германию и Англию в надежде противопоставить их России. Советник президента В. Вильсона Э. Хауз выдвинул идею «Пакта четырёх»: США, Великобритании, Германии и Японии, который был необходим, чтобы окружить Россию кольцом враждебных государств.
Главная цель пакта - примирить германские народы, не дать им столкнуться между собой, т.к. от этого в первую очередь выиграют славяне. Надо признать, что советник президента был прав: в результате Первой мировой войны возродились государства западных славян, укрепились балканские славянские государства, а Россия, пройдя через горнило революций и гражданской войны, стала главным экономическим и политическим конкурентом Запада. План Хауза потерпел крах из-за недооценки существовавших на тот период англо-германских противоречий. Германский кайзер не видел перспектив такого сотрудничества, не получив твердых гарантий от Англии, хотя и всеми силами хотел избежать с ней войны.
Американская враждебность к России не имеет чисто политического обоснования, когда при изменении политической обстановки легко сменить союзников и противников. Эта враждебность обусловлена геополитическими и цивилизационными мотивами, следовательно, она не просто носит долговременный характер, а уже давно превратилась в константу американской политики.
В США приветствовали Февральскую революцию, потому что видели в ней способ ослабления международных позиций России. К Октябрьской революции американцы вначале отнеслись настороженно, а затем и вовсе приняли активное участие в интервенции и в помощи антибольшевистским силам. Более того, Соединённые Штаты оказались главным инвестором интервенции в России. Представители демократической партии в окружении президента В. Вильсона откровенно говорили, что Америка стремится изолировать советскую Россию от всего остального мира, чтобы сохранить за американскими аграриями монополию на международном рынке в области торговли сельхозпродуктами.
После окончания Гражданской войны СССР смог урегулировать проблему дореволюционных долгов со всеми европейскими странами. Однако США заняли резко антисоветскую позицию. Формальные претензии США сводились к требованию покрытия долгов царского и Временного правительств. При этом Вашингтон категорически отказывался признавать контрпретензии советской стороны на конфискованные российские активы и компенсацию ущерба от интервенции на том основании, что Советский Союз не был официально признан американским правительством.
Отношения между Западом и Советской Россией обострились с началом Великой депрессии в США и началом индустриализации в нашей стране. Уже в 1930 г. ограничение на импорт в СССР ввела Франция, а в 1933 г. её примеру последовала Великобритания. Но в авангарде, как всегда, находилось американское правительство. Американская федерация труда вышла в правительство с инициативой объявления «торговой войны» Советскому Союзу. Главной причиной таких действий была не столько «опасность коммунистической пропаганды» (которая, впрочем, фигурировала везде в качестве главной причины антисоветских настроений в американской элите), сколько осознание того факта, что СССР превращается в мощнейшего экономического конкурента США. Американский Минфин обвинил Советский Союз в том, что он пытается разорить США продажей за бесценок своих товаров и американская безработица вызвана советским демпингом. На деле же ситуация была прямо противоположной: США имели огромный профицит в торговом балансе с СССР, т.е. фактически Советский Союз финансировал сохранение рабочих мест в Соединённых Штатах. Тем не менее США ввели в 1930-1931 гг. санкции на торговлю с СССР.
Надо признать, что отдельные американские промышленники в то время умели обходить эти санкции, ибо во времена американской Великой депрессии им надо было как-то выживать. Изучение советского опыта сотрудничества с отдельными западными бизнесменами в условиях санкционной блокады могло бы очень пригодиться современной России.
Даже после формального признания нашей страны и установления дипломатических отношений в 1933 г. США устроили настоящую финансовую блокаду СССР. Когда американский посол У. Буллит узнал, что Франция и СССР договорились о займе в миллиард франков, он приложил все силы, чтобы сорвать сделку, которая в итоге не состоялась. Так что американские санкции в отношении России, как и давление на Европу - это изобретение не сегодняшнего дня. Только последствия Великой депрессии и надвигающаяся Вторая мировая война заставили США с середины 30 гг. на время отложить свою антироссийскую деятельность и пойти на сотрудничество с нашей страной.
В чём же причина подобного отношения США к нашей стране в 20- начале 30 гг.? Становясь лидерами Западной цивилизации, американцы видели в нашей стране главную опасность для сохранения мировой гегемонии Запада, тем более что СССР возглавил борьбу с мировой колониальной системой, что де-факто являлось борьбой незападных цивилизаций за своё выживание. Естественный процесс превращения Соединённых Штатов и Советского Союза в главных противников, стоящих в авангарде борьбы соответственно Запада и не-Запада был заторможен Второй мировой войной. Однако после её окончания, став безусловным лидером Западной цивилизации, США немедленно начали Холодную войну против нашей страны, которая продолжается до сих пор.
@Россия не Европа