Папа столкнулся с массой критики за свою позицию в отношении Украины. Но может ли его нейтральный подход положить конец жестокому конфликту?
Responsible Statecraft, September 5, 2022>>В недавнем публичном заявлении Папа Франциск выразил сожаление по поводу разрушений в результате войны в Украине, подчеркнув влияние, которое конфликт оказал на гражданское население во всем мире.
«Я думаю о такой жестокости, о стольких невинных, которые платят за безумие, безумие всех сторон», - сказал Фрэнсис. «Я думаю о той бедной девочке, которая взорвалась бомбой, которая была под ее автомобильным сиденьем в Москве. Невинные платят за войну, невиновные!»
Этот, казалось бы, безобидный комментарий вызвал резкий упрек со стороны сторонников Украины, многие из которых возражали против того, что Дарья Дугина - известная российская сторонница войны - может быть представлена как «невиновная». В необычно резком заявлении посол Киева в Ватикане назвал комментарий «разочаровывающим».
«Нельзя говорить об агрессоре и жертве, насильнике и изнасилованном в одних и тех же категориях», - написал в твиттере Андрей Юраш. «[Как] вы можете называть одного из идеологов русского империализма невинной жертвой?»
По словам Тимоти Бирнса из Университета Колгейт, ответ «вероятно, ошеломил» Фрэнсиса. Папа часто выражал сожаление по поводу всех смертей, вызванных войной, но, добавил Бирнс, недавно его подтолкнули «более четко заявить о своем неприятии России, а не просто или просто о своем неприятии войны как явления». ”
Этот эпизод подчеркивает сложную роль, которую Папа Франциск играет в украинском конфликте. С февраля понтифик избегал осуждения России и одобрения санкций, предпочитая вместо этого подчеркивать трагедию войны и призывать обе стороны немедленно сложить оружие.
Логика этой стратегии проста: католическая церковь учит, что человеческая жизнь священна, а это означает, что война, которая по своей сути является эффективным способом массового убийства людей, должна быть остановлена любой ценой. С практической точки зрения нейтралитет Франциска означает, что он может использовать свое значительное влияние, чтобы выступать в качестве посредника между противоборствующими сторонами.
“Очевидно, что ваши шансы на посредничество равны нулю, если вы действительно назовете главного виновника”, - сказал Джерард О'Коннор, журналист, который десятилетиями освещал Ватикан.
Поскольку война заходит в кровавый тупик, Фрэнсис, возможно, как раз тот дипломат, который нужен Украине и России. Когда дело доходит до международных дел, в распоряжении папы Римского есть целый ряд инструментов. Ватикан имеет дипломатические отношения с большинством государств и является государством-наблюдателем при ООН с 1964 года. Возможно, самое главное, что у понтифика необычно большой микрофон.
Возьмем, к примеру, разговоры об убийстве Дугина. После упрека Украины Франциск опубликовал краткое заявление, в котором он лично заявил, что Россия впервые начала войну (его министр иностранных дел в последние месяцы высказался яснее, высказавшись в поддержку права Киева на территориальную целостность во время визита в Украину). В течение нескольких часов почти все крупные новостные издания Америки опубликовали заявление из 150 слов.
“Папа уникален”, - сказал Бирнс. “Я просто не думаю, что есть религиозный деятель, который был бы близок к тому, чтобы получить такое освещение в средствах массовой информации, которое он получает”.
Война уже давно является сложной проблемой для Ватикана. Несмотря на свой небольшой размер и ограниченную светскую власть, Святой Престол представляет более миллиарда католиков, разбросанных по всему миру. Это делает папу участником практически каждого вооруженного конфликта, а его последователи часто стоят по обе стороны линии фронта.
Учитывая философию церкви, выступающую за жизнь, папы обычно сосредоточивались на прекращении кровопролития и смягчении последствий войн с помощью благотворительности и дипломатии. Папа Бенедикт XV, как известно, отчаянно призывал положить конец Первой мировой войне,
сетуя что «день за днем земля залита только что пролитой кровью и покрыта телами раненых и убитых». Но он избегал обвинять в конфликте какое-либо отдельное государство.
Два десятилетия спустя Папа Пий XII упорно боролся, чтобы предотвратить начало Второй мировой войны, и, когда его усилия не увенчались успехом,
написал энциклику, осуждающую расизм и тоталитаризм.
В спорном решении Пий последовал примеру Бенедикта и избегал называть Адольфа Гитлера и Бенито Муссолини по имени. Его недоброжелатели утверждают, что нацистская Германия была исключительно злой и, таким образом, заслуживала однозначного осуждения. «Нацистская агрессия и жестокость должны были быть однозначно осуждены», -
пишут Кэрол Риттнер, Стивен Д. Смит и Ирена Штайнфельдт, резюмируя взгляды критиков Пиуса. «Римские католики, возможно, были бы вдохновлены сделать больше для евреев и других жертв преследований, которые, по крайней мере, имели бы утешение, зная, что мир не безразличен к их судьбе».
Но сторонники Пия утверждают, что нейтральная позиция была необходима, чтобы защитить священников и позволить церкви продолжать свою благотворительную деятельность - в конце концов, нацисты
убили тысячи членов католического духовенства, а выжившие религиозные деятели
помогли спасти более 700 000 евреев от вероятной бойня.
С тех пор политический нейтралитет стал основным аспектом игры пап во время войны. В то время как Папа Иоанн Павел II
протестовал против марша к войне в Ираке, он тщательно избегал осуждения Джорджа Буша-младшего или Саддама Хусейна по имени.
«Война не всегда неизбежна. Это всегда поражение человечества», - сказал он в своей речи в начале 2003 года. «Международное право, честный диалог, солидарность между государствами, благородное проявление дипломатии: это методы, достойные отдельных людей и народов в урегулировании их разногласий».
Когда Россия вторглась в Украину, Франциск в значительной степени продолжил то, на чем остановились предыдущие папы. В месяцы, предшествовавшие российскому вторжению, он часто
призывал к диалогу вместо войны и
призывал «мировых лидеров» (не называя конкретных имен) сделать все, что в их силах, чтобы избежать кровопролития.
Когда начались боевые действия, Ватикан сразу же начал двойную стратегию, публично призывая к прекращению войны и тихо работая за кулисами, чтобы подтолкнуть Киев и Москву к переговорам. В отличие от многих других мировых лидеров, Франциск
решил оставить свою дипломатическую миссию в Украине открытой, позволив своему посланнику
поддерживать тесный контакт с Киевом и помогать облегчать страдания на местах, в то время как другие дипломаты действовали на расстоянии. (Он сделал то же самое в других раздираемых войной странах, включая Сирию.)
Через день после начала войны Папа лично посетил посольство России в Ватикане, чтобы умолять Москву остановить вторжение - весьма необычный шаг, который, по словам О'Коннелла, подчеркнул его возмущение решением президента России Владимира Путина. Фрэнсис быстро последовал за этими усилиями, позвонив президенту Украины Владимиру Зеленскому. Хотя он не разговаривал с Путиным с тех пор, как началась война, с тех пор он поддерживает связь как с Киевом, так и с Москвой, постоянно призывая обе стороны к переговорам о прекращении войны.
Франциск также пытался наладить отношения с патриархом Кириллом, главой Русской православной церкви и главным защитником путинского вторжения. Во время телефонного разговора в марте Фрэнсис
предупредил Кирилла, чтобы он не сводил себя к роли путинского «служки в алтаре». Папа также назвал вторжение «кощунственным» в недавнем заявлении, которое некоторые
интерпретировали как тонкую критику патриарха.
В комментариях подчеркивается, насколько ослабли связи между двумя религиозными деятелями за последние месяцы. Христианские лидеры потратили десятилетия, пытаясь смягчить враждебность между католической и православной церквями, которая восходит к расколу 1054 года. В исторически значимом сдвиге Франциск и Кирилл встретились в Гаване еще в 2016 году и в значительной степени ладили когда-либо. поскольку. Хотя это сближение вызвало критику со стороны украинских католиков, папа усердно работал над тем, чтобы сбалансировать поддержку своей паствы с целью религиозной терпимости. Но война нарушила этот осторожный баланс.
Суть нынешней напряженности заключается в подходе каждого прелата к политике. Для Франциска решение Кирилла отказаться от нейтралитета затрудняет выполнение его моральных обязательств как пастыря для всех детей Божьих. Другими словами, религиозному лидеру неправильно быть чьим-то прислужником.
Этот нейтральный подход вызвал гнев многих на Западе, заставив некоторых зайти так далеко, что поставил под
сомнение моральный авторитет папы. В ироничной статье для Daily Beast журналист Эллисон Куинн
напала на епископа Рима за предположение, что Запад мог что-то сделать, чтобы остановить Путина от вторжения.
«Похоже, он наконец вспомнил о бедственном положении украинцев позже в разговоре, отметив, что российские военные «просчитались» в своей первоначальной оценке быстрого захвата страны», - написал Куинн.
В конце концов, Папа сталкивается с теми же моральными вопросами, что и все мы: правильно ли призывать к немедленному прекращению войны, даже если это может привести к несправедливому исходу? Можно ли оправдать гибель людей ради возвращения украденной территории? Имеет ли право на самооборону приоритет над правом на жизнь?
В этих вопросах Франциск начал отходить от своих предшественников. В отличие от многих предыдущих пап, нынешний понтифик
скептически относится к католической «теории справедливой войны» - философской доктрине, которая определяет, когда и как вести войну праведно. Официальное церковное учение
утверждает , что войны можно вести в целях самообороны, хотя оно и советует против гонки вооружений и осуждает нарушения прав человека в условиях конфликта. Но Франциск избегал ссылаться на эту доктрину в случае с Украиной, предпочитая вместо этого подчеркивать все те смерти и разрушения, которые сопровождают конфликт.
«Для Фрэнсиса просто не существует такой вещи, как справедливая война, - сказал О'Коннелл.
Этот подход коренится в уникальном прошлом Папы. Франциск - первый современный папа, родившийся и выросший за пределами Европы. Его родная страна Аргентина сильно пострадала от диктатуры, которую Соединенные Штаты
тихо поддерживали во время холодной войны, что придало ему - как и многим другим на Глобальном Юге - здоровый скептицизм в отношении западных претензий на моральное превосходство. Этот взгляд согласуется с основной направленностью католического мировоззрения, которое советует против самодовольства, учитывая, что все (включая папу) являются грешниками.
Этот фон также определяет подход Фрэнсиса к ядерному оружию и торговле оружием, которые он считает принципиально аморальными. В то время как каждый папа на каком-то уровне выступал против ядерного оружия, нынешний понтифик пошел еще дальше,
утверждая , что даже обладание такой смертоносной бомбой является тяжким грехом. Когда речь заходит о поставках оружия, Папа считает опасным нерациональное использование ресурсов - тратить миллиарды долларов на ведение войны вместо того, чтобы бороться с изменением климата или кормить бедняков.
«Некоторые варианты выбора не являются нейтральными: выделять большую часть расходов на оружие - значит отнимать его у чего-то другого, а значит, продолжать отнимать его у тех, кому не хватает самого необходимого», -
сказал в мае. - И это возмутительно.
По мере того, как конфликт затягивается, Ватикан, несомненно, продолжит сталкиваться с резкой критикой за в основном нейтральный подход Франциска. Но пока остается хоть капля надежды на то, что папа сможет выступить в качестве посредника и помочь положить конец жестокой войне, он вряд ли изменит свою позицию.
Написано
Коннор Эколс