В своих попытках навязать миру модель однополярного мироустройства, где США отводят себе роль единственной мировой сверхдержавы, Вашингтон не останавливается на расширении границ и зон ответственности НАТО за счет приема все новых членов, а параллельно сколачивает новые, так называемые, мини-блоки - спутники НАТО в стратегически важных регионах мира.
Одним из ярких примеров этого процесса можно считать создание в Азиатско-Тихоокеанском регионе блоков
AUKUS (оборонный альянс, образованный Австралией, Великобританией и США) и
QUAD (альянс по безопасности с участием США, Австралии, Японии и Индии). И, если главной направленностью этих организаций является антикитайский акцент, то на Ближнем Востоке Вашингтон намерен не только поставить заслон дальнейшего проникновения Китая в регион, но сколотить также широкий антииранский фронт и, по возможности, вовлечь страны региона в свои санкционные игры против Российской Федерации. В подтверждение этого тезиса президент США Д. Байден заявил о своем стремлении не допустить создания вакуума западного влияния на Ближнем Востоке, поскольку его могут заполнить Китай, Россия или Иран.
Не случайно свой первый визит на Ближний Восток в середине июля 2022 года американский президент начал с проведения в Иерусалиме виртуального саммита нового регионального блока, ставшего известным под названием QUAD-2 (геополитический союз Израиля, Индии, ОАЭ и США). Как известно, в середине октября 2021 года прошли переговоры министров иностранных дел этих стран, на которых было решено запустить процесс создания форума многостороннего экономического сотрудничества. И хотя официально было заявлено, что новый альянс будет взаимодействовать пока в торгово-экономической и политической областях, исключать дальнейшего партнёрства его членов в сферах обороны и безопасности не следует.
Вашингтон не скрывает, что он стремится сохранить положение Китая в своего рода «состоянии морской блокады», так как Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря, по его мнению, прикрыты американскими военными базами, ограничивая китайцам выход в мировой океан. Примерно такую же концепцию США пытаются реализовать в акватории северо-западной части Индийского океана, Персидском и Оманском заливах, Аравийском и Красном морях - зоне ответственности 5-го оперативного флота ВМС США с пунктом базирования в Бахрейне (Манама). Вашингтон пытается осуществлять контроль за всеми важнейшими морскими коммуникациями региона, в первую очередь за Баб-эль-Мандебским проливом. В этой стратегии особое значение морские коммуникации Ближнего Востока приобретают для США в их необъявленной экономической войне с Россией.
Именно из этого региона Вашингтон планирует компенсировать странам ЕС и Великобритании потери от сворачивания сотрудничества с РФ в сфере поставок энергоресурсов. И, хотя сегодня арабские страны-экспортеры углеводородов весьма сдержанно отнеслись к настойчивым просьбам Байдена увеличить объемы экспорта нефти и газа на мировой рынок, предпочитая придерживаться договоренностей с Россией в рамках ОПЕК+, администрация США использует все возможные рычаги давления на правительства и деловые круги монархий Персидского Залива (ПЗ), чтобы изменить ситуацию в свою пользу.
Судя по итогам,
Байдену в ходе его визита в Израиль и Саудовскую Аравию не удалось заручиться поддержкой стран региона политики США по ситуации в Украине. Большинство стран региона ограничились поддержкой резолюции Генеральной ассамблеи ООН ES-11/1 от 2 марта 2022 г., несколько арабских стран при этом воздержалось, Сирия проголосовала против. Даже Израиль, стратегический союзник США в регионе, дальше предоставления гуманитарной помощи жителям Украины пока не пошел.
Что касается перспектив нового блока QUAD-2, то следует отметить, что его члены уже имеют довольно прочные двусторонние связи. Израиль является одним из крупнейших поставщиков вооружений и военной техники в Индию, в то время как ОАЭ обеспечивают энергетическую безопасность Дели за счет поставок крупных партий нефти. В ОАЭ проживают миллионы трудовых мигрантов из числа индийских граждан, что вносит значительный вклад в приток валютных средств в Индию. Установление в начале 2021 года дипломатических отношений между ОАЭ и Израилем открыло дорогу к более тесным связям и контактам и между этими двумя странами.
При участии администрации США Индия надеется на продвижение проекта так называемого арабско-средиземноморского коридора (India-ArabMed), который позволит отправлять индийские товары через израильско-арабские транспортные коридоры в Грецию, Египет, Турцию и другие страны. Очевидно, что данная инициатива является прямым конкурентом китайского «Пояса и пути» (BRI), переключая внимание на другого крупного азиатского игрока - Индию.
В свою очередь Израиль и Индия имеют большой опыт в двустороннем военно-техническом сотрудничестве. Индия стала одним из крупнейших покупателей вооружений и военной техники производства Израиля, в Дели поступает более половины всего израильского оружейного экспорта. При этом особый упор делается на обмен современными технологиями и производство оборонной продукции в Индии по израильским лицензиям. Одновременно представители израильского ВПК осуществляют апгрейд советских систем вооружений, находящихся в арсеналах индийской армии (модернизация самолётов советского производства типа МиГ-21 и др).
Одним из практических результатов QUAD-2 можно также считать начатое военное сотрудничество ОАЭ с Израилем в Йемене. Появляются сообщения об организации Израилем и ОАЭ совместной базы радиоэлектронной разведки на острове Сокотра, контролирующем Баб-эль-Мандебский пролив. Эта база может отслеживать движение кораблей ВМС КНР и Ирана, всех торговых судов, направляющихся в Европу, а также осуществлять разведку военной и гражданской инфраструктуры Пакистана. В мае 2020 года сообщалось, что ОАЭ намерены построить новую базу ВВС на острове вулканического происхождения Перим у побережья Йемена. Данная база будет включать в себя средства контроля танкеров нефти и коммерческого судоходства от южной оконечности Красного моря до Суэцкого канала. Можно ожидать, что появление QUAD-2 окажет определенное влияние на Саудовскую Аравию с целью дальнейшей нормализации её отношений с Израилем вслед за ОАЭ и Бахрейном.
Не оставляет администрация США и попыток сколотить на Ближнем Востоке на базе шести монархий Персидского залива и их региональной организации - Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива - так называемое арабское НАТО с привлечением Египта, Иордании, Марокко и других арабских государств. Уже сейчас этим странам поставляются современные вооружения из США и НАТО, на территории стран ПЗ размещены десятки военных баз этих государств. Одним из связующих звеньев нового альянса может стать региональная система ПРО по типу Евро ПРО. Не исключено, что Вашингтону со временем удастся наладить взаимодействие «арабского НАТО» с Израилем и Турцией под углом общей угрозы со стороны Ирана.
Таким образом, администрация США не только не оставляет намерений сохранить свои позиции на Ближнем Востоке, но и делает ставку на сколачивание все новых прозападных блоков и союзов в регионе, чтобы не допустить усиления здесь Китая, России или Ирана. Что из этого удастся - покажет время. На сегодня можно констатировать, что практически все партнеры США в регионе занимают нейтральную позицию по событиям на Украине и предпочитают воздерживаться от каких-либо шагов по присоединению к западным ограничительным санкциям против РФ или замещению ее на европейском рынке углеводородов.
Станислав Иванов, к.и.н., ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН