Хартмут Рюсс Евпраксия-Адельгейда: биографический этюд

Jul 17, 2022 18:00





В статье анализируются свидетельства источников и жизни киевской княжны Евпраксии, дочери князя Всеволода и супруги императора Священной Римской империи Генриха IV, известной на Западе под именем Адель- хайды. Никакая другая немецкая королева и императрица эпохи Средневековья не получила столь негативной оценки в трудах историков. За ней не признавали другой роли, кроме пассивного орудия, которое враги императора использовали в своей политической борьбе против Генриха. Это связано с ее решением выступить против супруга в его конфликте с папой и выступить со скандальными разоблачениями на соборах в Констанце и Пьяченце. Древнерусские источники и вовсе полностью игнорировали тот факт, что она была императрицей Германской империи. Это объясняется отрицательным отношением к католической церкви, утверждающимся на Руси с середины XI в. Автор пытается пересмотреть ряд утвердившихся в литературе стереотипов и понять, что из себя представляла личность императрицы. Из-за ограниченной источниковой базы ряд выводов носит гипотетический характер.



Свадьба молодой киевлянки Евпраксии и 39-летнего императора Генриха IV состоялась летом 1089 г.1 в Кельне[1]. Предшествовала ей церемония коронации будущей императрицы [2] [3][4]. Следует отметить, что блестящее бракосочетание проводил ни кто иной, как магдебургский архиепископ Хартвиг, а местом для него была избрана церковь бенедиктинского монастыря Св. Пантелеимона. Факты эти имели глубоко символическое значение. Во-первых, Хартвиг до недавнего времени принадлежал к числу наиболее яростных саксонских противников императора, и после перемены лагеря пользовался особым благорасположением Генриха[5]. Во-вторых же, монастырь Св. Пантелеимона имел особые связи с восточно-христианской Церковью (к которой по рождению принадлежала и Евпраксия): не только из-за имени своего небесного патрона, великомученика Пантелеимона, но и потому, что именно там находилась могила императрицы Феофано, супруги Оттона II и племянницы византийского императора Иоанна I Цимисхия5 [6]. Впрочем, несмотря на глубоко продуманную символику венчания и коронации единственной Рюриковны, взошедшей на престол Священной Римской Империи, супружеская жизнь ее, как известно, сложилась весьма печально. Всего через несколько лет на синоде в Пьяченце Евпраксия выдвинула против своего царственного супруга тяжкие обвинения в аморальном поведении, и это означало полный разрыв отношений между супругами. Это публичное выступление во многом определило тот по преимуществу негативный характер, который приобрел в последующей историографии образ Евпраксии. Еще в 1929 г. С. П. Розанов был вынужден констатировать, что вторая супруга Генриха «даже в наше время не нашла еще спокойного научного отношения к себе в немецкой литературе»[7]. Ситуация эта во многом сохраняется до наших дней. Поэтому вполне оправданным представляется пересмотр сложившегося образа Евпраксии, созданного постоянным повторением негативных клише. Ну а необходимость в новой научной ее биографии определена уже тем, что предыдущая (и единственная) была написана более семидесяти лет назад. Она принадлежит перу, уже упоминавшегося выше, С. П. Розанова. Как ни странно, работа эта, представленная на заседании Отделения гуманитарных наук 11 января 1929 г., была на удивление далека от советско-сталинской историографии конца 20-х годов. Неслучайно к публикации ее представил никто иной, как академик С. Ф. Платонов, обвинявшийся в «буржуазности», но в то же время обладавший в научных кругах неоспоримым авторитетом. Сам исследователь своей целью определял «по возможности более объективно передать историю этой личности» на базе всех доступных источников, а также появившейся на рубеже веков новой литературы[8]. Несмотря на некоторый уклон в область психологизации[9], эта работа до сих пор остается наиболее обстоятельным исследованием жизни юной киевской княжны и германской императрицы. Она представляет собою яркий контрапункт немецкой историографии, чьи итоги были подведены в 1911 г. в диссертации Ганса Лоренца. Хотя историк и заявил о стремлении подвергнуть критическому анализу все выдвигавшиеся до него аргументы, на деле он не сумел преодолеть их влияние, продолжая противопоставлять добродетельную и кроткую Берту, первую супругу Генриха IV, «бесстыдной» Пракседис - использования имени Адельгейда он упорно избегает, - «напрочь лишенной какой бы то ни было нравственной чуткости» , ввергнувшей императора в пучину несчастья. Более нейтральный тон, как правило, можно найти в работах специалистов по киевско-немецким отношениям или истории средневековой Руси: они помещают историю Евпрак- сии в широкий контекст международных связей и династической политики киевских князей XI в[10] [11]. С другой стороны, это определяет и то, что в работах подобного рода интересы исследователей сфокусированы на более широкой тематики, а о Евпраксии в первую очередь повторяются лишь те скудные факты, которые хорошо известны из предшествующей историографии.

В свете всего вышесказанного, кажется уместным вновь кратко перечислить основные факты из жизни Евпраксии. Она была дочерью Всеволода, младшего сына Ярослава Мудрого[12], от его второго брака с половчанкой Анной и родилась после 1067 г. Ее первый брак с графом Штаденом и маркграфом Северной марки Генрихом III Длинным оказался недолгим и бездетным, - супруг скончался в 1087 г.[13] Уже на следующий год она упоминается как невеста императора Генриха IV и пребывает в Кведлинбургском монастыре под опекой аббатисы Адельгейды, сестры императора[14]. В 1089 г. в Кельне состоялись коронация и бракосочетание, начались супружеские отношения Евпраксии и Генриха[15]. После разрыва с мужем, императрица находится под строгим надзором в Вероне, откуда в 1094 г. бежит к Матильде Тосканской, которая принимает ее с большим почетом и предлагает покровительство папы Урбана II. Далее - знаменитые разоблачения преступлений Генриха на соборах в Констанце (1094 г.) и Пьяченце (1095 г.), а также дарованное папой римским полное освобождение от всех навязанных грехов[16]. После краткого пребывания у родни при венгерском дворе, она возвращается домой, в Киев, где в декабре 1106 г. принимает постриг. Умерла Евпраксия 10 июля 1109 г.[17] и погребена была в Киево-Печерском монастыре. Над ее могилой была воздвигнута часовня.

Происхождение. Воспитание. Образование.

Повесть временных лет не упоминает даты рождения Ев- праксии, и это скорее норма, чем исключение в отношении летописца к представительницам княжеского дома. Однако некоторые предположения относительно времени ее рождения сделать все-таки можно: нам известно, что она была дочерью Всеволода (1030 - 1093 гг.) от второго брака, а первая его супруга, гречанка[18], умерла, по сведениям В. Н. Татищева, в 1067 г. Родной брат Евпраксии Ростислав родился в 1070 г. Учитывая, что между смертью первой супруги Всеволода и его второй женитьбой должен был пройти какой-то период траура, едва ли есть убедительные основания считать Евпраксию первенцем, и относить ее рождение ко времени до 1070 г. К тому же, у нее была сестра Екатерина, которая также могла быть старшей из троих детей. Поэтому, вполне обоснованным можно считать мнение о появлении на свет княжны Евпраксии временем после 1070 г. Указания на 1071 г., содержащиеся в работе С. П. Розанова, и оттуда перешедшие в труды других ученых[19], убедительной аргументации не имеют. Все западноевропейские источники отмечают молодость невесты императора, но точного возраста ее при венчании с Генрихом не называют.

По данным Г. Ф. Миллера, ставшим наряду со свидетельствами В. Н. Татищева[20] и Н. М. Карамзина[21] «общим местом» всей последующей историографии, вторая жена Всеволода и мать Евпраксии Анна была половчанкой. Факт этот повлиял и на последующую оценку Евпраксии, вызвав к жизни яркую палитру самых фантастических характеристик, связанных с мифом о «неистовых половцах» [22] [23]. Постоянные упоминания о «темпераментности», «страстности» и «пылкости» полностью остаются на совести современных ученых , впрочем, равно как и «привлекательность» юной княжны, о которой пишет С. П. Розанов, несмотря на молчание источников: «может быть ее восточное происхождение выделяло ее среди немецких женщин, т.к. иначе вряд ли остановился бы на ней избалованный взор Генриха»[24]. Половчанки действительно славились на Руси своей красотой, недаром в Слове о полку Игореве сказано: «рассушясь стрелами по полю, помчаша красныя девкы поло- вецкыя»[25]. О том, сколь привлекательными для киевлян были половчанки, говорит уже тот факт, что не только Всеволод, но и его сын Владимир (Мономах) и племянники, Святополк Изяславич и Олег Святославич, были женаты на дочерях этого кочевого народа[26]. Едва ли единственной причиной, побудившей князей к этим союзам, были политические соображения: в конечном счете, все четверо, не смотря ни на что, вели тяжелую борьбу с половцами[27].

В западноевропейских источниках, кажется, есть и еще одно косвенное свидетельство половецкого происхождения матери Евпраксии. В Хронике Розенфельдского монастыря говорится, что дочь «короля Руси» прибыла в качестве невесты саксонского маркграфа «с большой пышностью, с верблюдами, нагруженными драгоценными одеждами и каменьями, а также бесчисленными богатствами»[28]. То, что этот экзотический и непривычный для земель Северной и Северно-Восточной Германии караван вызвал неподдельный интерес очевидцев, не в последнюю очередь объясняется использованием в качестве вьючных животных верблюдов. Они не были традиционной частью древнерусских свадебных ритуалов, зато вполне могли указывать на происхождение их хозяйки из района азиатских степей. По крайней мере, ни одного другого случая, когда в рассказах о свите какой-либо из древнерусских княжон прибывших на Запад упоминаются верблюды неизвестно. Зато почти всегда они появляются при описании восточных посольств[29]. Следовательно, можно предположить, что мать Евпраксии, княгиня Анна, принимала активное участие в подготовке дальнего путешествия дочери и выбором способа перевозки приданого и блестящей свиты дала нам еще один намек на свое - все еще не точно установленное - половецкое происхождение.

Семья Евпраксии по меркам своего времени была чрезвычайно образованной. Отец, Всеволод, по словам Владимира Мономаха, «дома седя», знал пять языков, так как «в том бо честь есть от инехъ земль»[30]. Дед, Ярослав Мудрый, к «кни- гамъ прилежа, почитая часто в день и вь нощи»[31]. Сводный брат, Владимир Мономах, сам приложил руку к формированию «образовательной программы» эпохи, так сформулировав в Поучении свое педагогическое кредо: «Егоже умеючи, того не забывайте доброго, а егоже не умеючи, а тому ся учите... Леность бо всему мати: еже умееть, то забудеть, а егоже не уме- еть, а тому ся не учить»[32] [33]. Единокровная сестра, Анна-Янка, стала настоятельницей основанного Всеволодом в 1086 г. Андреевского монастыря, где открыла особую школу для девочек, в которой «младых девиц, обучала. писанию, ремеслам, пению, швению и иным полезным занятиям» . По инициативе отца и киевских церковных иерархов она участвовала в дипломатической миссии, отправленной в Византию[34]. Широко известна собственноручная подпись тетки Евпраксии, Анны Ярославны, ставшей супругой французского короля Генриха I, - «Anna rejna»[35]. Учитывая все вышесказанное, едва ли можно принять положение С. П. Розанова об антагонизме двух семей Всеволода и его ничтожно малом влиянии на воспитание детей. Тезис о «розни на женской половине» и несуществующей семейной солидарности также остается недоказанным[36]. Однако именно из этих гипотетических предположений исследователь делает далеко идущие выводы о том, что в отличие от Янки Евпраксия была «совершенно равнодушна и к церковной и к какой бы то ни было политике», и переносит эти наблюдения на более позднее время, когда юная княжна стала германской императрицей[37] [38] [39].

Не говоря уже о том, что решение стать императрицей и вступить в (выражаясь словами Йоханнеса Галлера) «противостественный союз» с человеком значительно старше ее по возрасту, предполагало наличие собственной политической воли, и что, как мы уже видели, начиная с самой кельнской церемонии венчания она, вероятно, заявляла о своем влиянии подчеркиванием в символики последней восточнохристианского фактора. С. П. Розанов, в этом отношении, некритично следует за предшествующей историографической традицией, как правило, изображавшей Евпраксию пассивной марионеткой в руках папской курии . В то же время, кажется невероятным, чтобы набожный образ жизни отца, известный нам из Повести временных лет и Поучения Владимира Моно- маха, никак не повлиял на формирование Евпраксии. Его религиозность, равно как и глубокое почитание и внимание, проявлявшееся им к киевскому духовенству, особенно подчеркивались в известиях о его кончине в 1093 г. [40]. В Поучении Владимира Мономаха говорится: «Добре же творяще, не мозите ся ленити ни на что же доброе, первое к церкви: да не застанеть вас солнце на постели; тако бо отець мой деяшет»[41]. Случайно ли, что все три сестры, - Янка, Екатерина и Евпраксия - в конце концов, приняли постриг и предпочли монастырское затворничество жизни в миру?

Таким образом, видно, что формирование Евпраксии происходило в условиях высоких культурных и религиозных стандартов киевского княжеского двора, что должно было подготовить ее к осуществлению дальнейших, более сложных задач. О влиянии на нее половецких менталитета и образовательных моделей, связанных с личностью матери, нам остается только гадать. Источники ничего о них не сообщают. Вместе с тем, можно предположить, что, так как, ее мать, кажется, была довольно популярна среди киевского населения , она сумела приспособиться к своему новому социальному и культурному окружению, и не противилась тем образовательным принципам, за которые вполне в духе древнерусской традиции ратовал ее супруг Всеволод.

Примечания:

[1]  Датировка свадьбы 14 августа 1089 г. не может быть принята. О ней см.: Kirchner M. Die deutschen Kaiserinnen in der Zeit von Konrad I. bis zum Tode Lothars von Supplinburg. Berlin, 1910. S. 44. По сути дела, это не более чем нижняя граница возможного времени бракосочетания, так как именно тогда в первый (и последний) раз императрица упоминается в грамоте Ген-риха IV бамбергскому министериалу: «interventus et petitio conjugis nostrae Adelheit reginae». Цит. по: Knonau G. M. von. Jahrbuеcher des Deutschen Rei-ches unter Heinrich IV. und Heinrich V. Leipzig, 1903. Bd. 4: 1085 bis 1096. S. 252, прим. 10. О «манифесте по поводу его (Генриха IV. - Х. Р.) вступле-ния в брак» от 14 августа ошибочно пишет С. П. Розанов, см.: Розанов С. П. Евпраксия - Адельгейда Всеволодовна (1071 - 1109) // Известия Академии Наук СССР. Отделение гуманитарных наук. 1929. № 7. С. 617-646, здесь - с. 627. Участие в торжествах магдебургского архиепископа Хартвига, а не его родственника кельнского архиепископа Германа объясняется тем, что последний был посвящен в сан лишь 20 (согласно Розенфельдским анналам) или 25 (по Гильдесхаймерским анналам) июля. Это позволяет ограничить датировку свадьбы временем между 31 мая (смерть предшественника Герма-на, архиепископа Зигевина) и 20/25 июля. Ср.: Lorenz H. Bertha und Praxedis, die beiden Gemahlinnen Heinrichs IV. Halle a. d. Saale, 1911. S. 65-66.

[2] Annalista Saxo // Monumenta Germaniae Historica. Scriptores (далее - MGH SS). Hannoverae, 1844. T. VI. P. 726. См. также: Ekkehardi Chronicon Universale // Ibidem. P. 207.

[3] Как правило, она проходила в Майнце вскоре после помолвки и неза-долго до свадьбы. Но как раз в это время престол майнцского архиепископа оставался свободным, поэтому коронация Евпраксии была перенесена в Кельн. См.: Kirchner M. Die deutschen Kaiserinnen… S. 119. Ф. Браун оши-бочно пишет о том, что коронация происходила в Майнце. См.: Braun F. Russland und die Deutschen in alter Zeit // Germanica. Festschrift fuer E. Sievers. Halle, 1925. S. 678-727, здесь - с. 689.

[4] Как правило, она проходила в Майнце вскоре после помолвки и незадолго до свадьбы. Но как раз в это время престол майнцского архиепископа оставался свободным, поэтому коронация Евпраксии была перенесена в Кельн. См.: Kirchner M. Die deutschen Kaiserinnen... S. 119. Ф. Браун ошибочно пишет о том, что коронация происходила в Майнце. См.: Braun F. Russland und die Deutschen in alter Zeit // Germanica. Festschrift fuer E. Sievers. Halle, 1925. S. 678-727, здесь - с. 689.

[5] В 1088 г. Генрих вернул отлученному Хартвигу кафедру магдебург- ского архиепископа. Противники императора использовали это, как аргумент в пользу нелегитимности коронации Евпраксии, так как отлучение синода епископов с Хартвига снято еще не было. См.: Liber de unitate ecclesiae con- servanda // Monumenta Germaniae Historica. Libelli de lite (далее - MGH. Lbl). Hannoverae, 1892. T. II. P. 247-249. Хартвиг в 1088 г. выступил с войском против восставшего маркграфа Экберта, который незадолго до этого осаждал Кведлинбург, где находились сестра и невеста императора. См.: Krug P. Forschungen in der aеlteren Geschichte Russlands. S.-Peterburg, 1848. T. 2. S. 609.

[6]     Основанный около 957 г. кельнский монастырь св. Пантелеимона пользовался особым расположением императрицы Феофано. См.: Groten M. K^ln // Lexikon des Mittelalters (далее - LexMA). Stuttgart; Weimar, 1999. Bd.s. Sp. 1256-1257. О культе св. Пантелеимона на Руси и связях Рюриковичей с кельнским монастырем св. Пантелеимона в XI - XII вв. см.: Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX - XII веков. М., 2001. С. 585-616.

[7] Розанов С. П. Евпраксия-Адельгейда Всеволодовна... С. 618.

[8] Там же.

[9]     О теоретических проблемах и границах этого подхода см.: Weh- ler H.-U. Zum Verhadtnis von Geschichtswissenschaft und Psychoanalyse // Ge- schichte und Psychoanalyse / Hrsg. von H.-U. Wehler. Frankfurt am Мат; Berlin; Wien, 1974. S. 7-26.

[10]   Lorenz H. Bertha und Praxedis... S. 74.

[11] См.: Ediger T. Russlands aеlteste Beziehungen zu Deutschland, Frank- reich und der roеmischen Kurie. Halle a S., 1911; Leib B. Rome, Kiev at Byzance a la fin du XI siecle. Paris, 1924; Шайтан М. Э. Германия и Киев в XI в. // Летопись занятий постоянной историко-археографической комиссии за 1926 год. Л., 1927. Вып. 1 (34). С. 3-26; Bloch R. Verwandtschaftliche Beziehungen des sacchsischen Adels zum russischen Fucrstenhause im XI. Jahrhundert // Festschrift A. Brackmann. Weimar, 1931. S. 185-206; Hellmann M 1) Die Heiratspolitik Jaroslavs des Weisen // Forschungen zur osteuropaеischen Ges- chichte. 1962. Bd. 8. S. 7-25; 2) Deutsche und Russen in der Epoche des Kiewer Reiches und der Teilfuеrstentuemer // Tausend Jahre Nachbarschaft. Russland und die Deutschen. Hrsg. von der Stiftung Ostdeutscher Kulturrat. M^nchen, 1988. S. 13-24; 3) Westeuropaеische Kontakte der Alten Rus’ // Millennium Russiae Christianae. Tausend Jahre Christliches Russland 988 - 1988 / Hrsg. von G. Birk- fellner. Kodn; Weimar; Wien, 1993. S. 81-94; Widera B. Die politischen Beziehungen zwischen Byzanz, Deutschland und der Rus’ bis zur Mitte des 11. Jh. // Jahrbuch fur Geschichte der sozialistischen Laеnder Europas. 1976. Bd. 20. Nr. 2. S. 9-24; Назаренко А. В. 1) О династических связях сыновей Ярослава Мудрого // Отечественная история. 1994. № 4-5. С. 181-194; 2) Древняя Русь ...

[12]   Против восходящей еще к Я. Длугошу и В. Н. Татищеву гипотезы о том, что Евпраксия была дочерью брата Всеволода, Изяслава, говорят все известные нам факты. Тем не менее, Т. Эдигер все же считает ее возможной, см.: Ediger T. Russlands adteste Beziehungen... S. 62.

[13] Annalista Saxo // MGH. SS. T. VI. P. 724.

[14] Krug P. Forschungen in der adteren Geschichte Russlands. S. 609.

[15] См. выше прим. 1, 3.

[16] Bernoldi Chronicon // MGH. SS. Hannoverae, 1844. T. V. P. 458, 462.

[17]   Ипатьевская летопись датой смерти называет 9 июля, в то время как в Лаврентьевской указано 10 июля.

[18] О женитьбе Всеволода на внебрачной дочери византийского императора Константина IX Мономаха см.: Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1959. Кн. 1. Т. 1-2. С. 218; Розанов С. П. Евпраксия - Адельгейда Всеволодовна... С. 618; Handbuch der Geschichte Russlands. Stuttgart, 1981. Bd. 1. S. 427. (Далее - HGR). Автором соответствующего раздела в последнем издании является М. Хеллманн, который, однако, в другой работе пишет уже просто о некоей «византийской принцессе и близкой родственнице императора Константина IX Мономаха», см.: Hellmann M. Die Heiratspolitik Jaroslavs des Weisen. S. 23. О внебрачной дочери пишет также А. Поппэ, см.: Poppe A. Gertruda-Olislava (рукопись) (опубликовано:

Поппэ А. Гертруда-Олисава, русъская княгини: Пересмотр биографических данных // Именослов. Историческая семантика имени. М., 2007. Вып. 2. - прим. ред ). А. Каждан оспаривает это утверждение и пишет о том, что супругой Всеволода стала всего лишь племянница Константина. См.: Ka- zhdan A. Rus-Byzantine Princely Marriages in the Eleventh and Twelfth Centuries // Harvard Ukrainian Studies. 1988-89. Vol. 12-13. P. 414-429, здесь: P. 416417. См. также: Tinnefeld F. Byzantinische auswaеrtige Heiratspolitik vom 9. zum 12. Jahrhundert.         und Wandel der Prinzipien und der praktischen Ziele // Byzantinoslavica. 1993. Bd. 54. H. 1. S. 21-28.

[19]   См., напр.: Большая советская энциклопедия. М., 1952. Т. 15. Стб. 375; Slownik Starozytnosci Slowianskich. Wroclaw; Warszawa; Krakow, 1970. T. 4. (Автор статьи - А. Поппэ); HGR. S. 427. (Автор - М. Хеллманн) и др.

[20]   Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., 1961. Т. 1. С. 374: «Анна, княжна половецкая».

[21]   Карамзин Н. М. История Государства Российского. СПб., 1834. Т. 2. С. 58, прим. 156.

[22]   «Неистовая природа и отвага» половцев (Э. Доннерт) были переданы музыкальными средствами в знаменитых «Половецких плясках» А. Бородина.

[23]   Landgraf W. Heinrich IV. Macht und Ohnmacht eines Kaisers. Berlin, 1991. S. 287, 288; Lorenz H. Bertha und Praxedis ... S. 62. Последний пишет о «красоте» и «притягательности» Евпраксии. С. Фишер-Фабиан называет ее «страстной русской», см.: Fischer-Fabian S. Die deutschen Kaiser. Triumph und Tragocdie der Herrscher des Mittelalters. Wien, 2005. S. 256.

[24] Розанов С. П. Евпраксия - Адельгейда Всеволодовна. С. 626.

[25]   Aus dem alten Russland. Epen, Chroniken und Geschichten / Hrsg. von S. A. Zenkovsky. M^nchen; Wien, 1968. S. 147.

[26]   Нельзя исключать того, что третий брак Владимира Мономаха мог быть заключен не без влияния его мачехи или сводной сестры Евпраксии. Матримониальные связи были той частью политической жизни, в которой по традиции особенно ярко проявлялось именно женское влияние. См., напр.: Ruess H. Herren und Diener. Die soziale und politische Mentalitaet des russischen Adels 9.-17. Jahrhundert. Koeln; Weimar; Wien, 1994. S. 243.

[27] См.: Ruess H. Das Reich von Kiev // HGR. S. 328-334.

[28]   «Haec venit in istam regionem cum magna pompa, pretiosas vestes et gemmas camelis portantibus, divitiasque infinitas». См.: Chron. monasterii Rosen- feldensis seu Hassefeldensis / Hrsg. von J. Vogt // Monumenta inedita rerum Ger- manicarum praecipue Bremensium. Bremen, 1740. Bd. 1. S. 125.

[29]   Однако отметим, что на пасху 986 г. польский герцог Мешко I в знак особого уважения преподнес королю Оттону II в подарок именно верблюда. См.: Thietmar von Merseburg Chronik / Neu uеbertragen und erlac^eR von Werner Trillmich. Darmstadt, 1974. S. 125. В 956 г., когда к Оттону I прибыло многочисленное посольство, в которое входили, в том числе, и сарацины, среди его даров также упоминаются верблюды, «animalis Saxonibus antea invisa». См.: Widukind von Korvei. Rerum gestarum Saxonicarum lib. III / Hrsg. von P. Hirsch und H. E. Lohmann. Hannover, 1935. S. 135.

[30] Aus dem alten Russland ... S. 69.

[31] Ibid. S. 41.

[32] Ibid. S. 69.

[33] Татищев В. Н. История Российская. Т. 1. С. 138; Полное собрание русских летописей (далее - ПСРЛ). М., 1997. Т. 1. С. 217.

[34]   Ее предполагаемый брак с братом императора Михаила VII, Константином Дукой Старшим, не состоялся, так как жених насильственно был пострижен в монахи, см.: Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X - XIII вв. СПб., 1913. С. 159; Розанов С. П. Ев- праксия-Адельгейда Всеволодовна. С. 623. Как уже говорилось, после смерти митрополита Иоанна II она должна была доставить из Константинополя нового главу русской церкви. См.: Розанов С. П. Евпраксия-Адель- гейда Всеволодовна. С. 619.

[35] Под 1093 г., см.: Ноеъск E. Die Kultur des Ostslaven. Wiesbaden, 1977.

[36]   Розанов С. П. Евпраксия-Адельгейда Всеволодовна. С. 620. После поражения от половцев Ростислав Всеволодович утонул, переправляясь через реку Стугну. Это случилось на глазах его брата Владимира Мономаха. Последний пытался помочь родственнику, но сам чуть было не погиб в бурных водах реки. Воспоминания об этих событиях преследовали Мономаха до конца его дней. См.: Соловьев С. М. История России. Кн. 1. С. 375, 705-706.

[37] Розанов С. П. Евпраксия-Адельгейда Всеволодовна... С. 619.

[38]   Противоестественным русофоб Галлер считал не столько почти 20летнюю разницу в возрасте супругов, которая и в его время еще не являлась такой уж редкостью среди буржуазии, сколько сам выбор Г енриха. См.: Haller J. Das altdeutsche Kaisertum. Stuttgart, 1944. S. 91.

[39] Knonau G. M. von. Jabb^^er des Deutschen Reiches. Bd. 4. S. 444; Lorenz H. Bertha und Praxedis ... S. 78. Пример из новейшей историографии: Wahl R. Heinrich IV. Der Gang nach Canossa. Augsburg, 2000. S. 324.

[40] См.: Соловьев С. М. История России. Кн. 1. С. 367.

[41] Aus dem alten Russland ... S. 69.

Продолжение следует

история Руси

Previous post Next post
Up