Норвежское судно «Норнбьерн» 10 июля доставило в российский поселок Баренцбург, расположенный на архипелаге Шпицберген, 20 тонн критически важного груза. До этого норвежская сторона, ссылаясь на европейские санкции, запрещающие вход российских судов в свои морские порты, блокировала эти поставки. Из-за этого спикер Думы Вячеслав Володин даже предлагал денонсировать договор с Норвегией о разграничении морских пространств и о сотрудничестве в Баренцевом море. До разрыва договора дело не дошло, в Осло нашли способ обеспечить поставку российского груза, не нарушая санкций - наши контейнеры были перегружены на судно под норвежским флагом и доставлены до пункта назначения. «Из-за санкций контейнеры с грузом не могли прибыть на судне с российской регистрацией, - объяснила ситуацию пресс-секретарь МИД Норвегии Ане Хаавардсдаттер Лунде, - норвежский перевозчик доставил его в Тромсё».
Правовой статус архипелага Шпицберген определен договором от 1920 года. Он закрепляет суверенитет Норвегии над островами, но дает право другим странам-подписантам, включая Россию, беспрепятственно вести там хозяйственную и научную деятельность. Население Шпицбергена составляет 2,2 тыс. человек, из них в российском Баренцбурге около 500 человек. Жители заняты добычей угля (с нашей стороны ведет «Арктикуголь»), рыболовством, научной деятельностью. В последнее время активно развивается сфера туризма.
Чем обусловлен возникший конфликт, объясняет руководитель центра «Департамент государственного консалтинга» Григорий Добромелов: «Правовой статус Шпицбергена достаточно скользкий для Норвегии, если они будут создавать нам такие мелкие пакости, то мы денонсируем все договоры с ней по этому архипелагу. Вряд ли Осло умышленно шло на обострение, скорее это проявление неповоротливости бюрократической машины. Механически запретили вход в территориальные воды Шпицбергена российского судна, ссылаясь на санкции, и успокоились. Но когда российская сторона отреагировала достаточно жестко, норвежские власти поняли, что может возникнуть угроза для них самих, и тогда быстро нашли взаимоприемлемое решение, доставив наши грузы на судне под норвежским флагом.
Но нужно понимать, что Арктика - это потенциальная точка обострения. Сейчас инцидент случился по бюрократической вине, но в будущем Канада, Норвегия, другие арктические государства будут создавать напряженность в этом стратегически важном регионе».
Плохо, что даже элементарная доставка двух контейнеров с продуктами и медикаментами превращается в дипломатический кризис. Хорошо, что в этот раз политики сумели быстро найти выход из ситуации. Но смогут ли они в будущем так же оперативно разрешать проблемы - большой вопрос.>
Чем важен Шпицберген для России?
Стратегический пункт в Арктике
Арктика - зона стратегических интересов РФ. На этой территории сконцентрировано до 25% мировых запасов углеводородов, таяние ледников же в будущем может позволить России использовать новые судоходные маршруты. Освоение труднодоступного региона немыслимо без сети населённых пунктов, которые бы позволили осуществлять логистику по воздуху и воде, а также выступали в качестве мест отдыха для специалистов, работающих в Арктике.
Добыча ресурсов
На Шпицбергене залегают 10 млрд тонн высококалорийного каменного угля (это всего в пять раз меньше, чем на всей территории России). Также на архипелаге можно вести добычу полудрагоценных камней. РФ намерена в будущем провести работы по разведке и оценке запасов минеральных ресурсов Шпицбергена.
Рыболовство
В районе архипелага находятся рыбопромысловые районы. Добывается треска, сельдь, морской окунь, зубатка, камбала, палтус и др. Существуют проекты по строительству на архипелаге фабрики по переработке рыбы и завода по добыче и обработки водорослей (в том числе для нужд птицеводства).
Туризм
Туристический бизнес на Шпицбергене в последнее десятилетие демонстрирует стабильный рост. Так, в конце 2000-х годов количество пассажиров круизных судов выросло с 20 тысяч в 2005 до 30 тысяч человек в 2008 году. В гостиницах архипелага было зарегистрировано 93 тыс. постояльцев при достаточно высокой стоимости гостиничных номеров (от 120 долларов США).
Большинство туристов прибывает на архипелаг с марта по август. Весной наиболее популярны снегоходные маршруты и лыжные маршруты, а в июле - августе - пешие экспедиции. Летом в Баренцбург часто заходят суда из Лонгйира, туристы останавливаются в местной гостинице. В окрестностях города есть крупные источники минеральной воды, это даёт возможность превратить район в рекреационную зону для полярников.
*«Северный полюс-2015» - российская дрейфующая станция, которая занимается изучением Арктики. Она начала работать 19 апреля 2015 года и будет функционировать несколько месяцев.
**Баренцбург (норв. Barentsburg) - второй после Лонгйира по величине населённый пункт на архипелаге Шпицберген - 435 жителей. Своё название получил в честь голландского мореплавателя Виллема Баренца, посетившего Шпицберген в 1596-1597 гг. Располагаясь на территории Норвегии, Баренцбург находится в подчинении Российской Федерации. Большинство жителей города занимаются научной деятельностью и рыболовством.
*** Шпицбергенский трактат - документ 1920 года, согласно которому Шпицберген находится под суверенитетом Норвегии, но при этом имеет особый международный статус. Все участники трактата (более 50 государств) имеют равные права на эксплуатацию ресурсов архипелага и на свободный доступ. Тем не менее, фактически экономическое присутствие на Шпицбергене на сегодняшний день поддерживают лишь Норвегия и Россия.
АиФ