Нехватка топлива распространяется по всей мировой экономике, угрожая рецессией и новой волной инфляции.
Война на Украине стала катализатором газового кризиса, уничтожив значительную часть поставок. Теперь борьба за заполнение этого пробела превращается во всемирную давку, поскольку страны спешат получить дефицитные грузы сжиженного природного газа. Фотограф: Дуэйн Сеньор/Bloomberg.
Однажды утром в начале июня
Вспыхнул пожар на малоизвестном объекте в Техасе, который берет природный газ из сланцевых бассейнов США, охлаждает его до жидкого состояния и отправляет за границу. Его потушили минут за 40. Никто не пострадал.
В лучшем случае это звучит как история для местной прессы, за исключением того, что более трех недель спустя финансовые и политические ударные волны все еще отражаются в Европе, Азии и других странах.
Завод СПГ в Фрипорте в 2020 году. Хотя пожар в начале июня был потушен примерно через 40 минут, три недели спустя финансовые и политические потрясения все еще ощущаются. Источник: Фрипорт СПГ
Это потому, что природный газ сейчас является самым ходовым товаром в мире. Это ключевой фактор глобальной инфляции, приводящий к экстремальным скачкам цен даже по меркам сегодняшних неспокойных рынков - около 700% в Европе с начала прошлого года, толкая континент на грань рецессии. Это сердце зарождающейся эры конфронтации между великими державами, настолько интенсивной, что в столицах по всему Западу планы по борьбе с изменением климата отодвигаются на второй план.
Короче говоря, природный газ теперь конкурирует с нефтью как топливо, определяющее геополитику. И на обход его не хватает.
Именно война на Украине вывела газовый кризис на новый уровень, уничтожив значительную часть поставок. Россия сокращает поставки по трубопроводу в Европу, что говорит о том, что она в любом случае хочет
прекратить закупки у Москвы, если еще не совсем. Борьба за заполнение этого пробела превращается во всемирную давку, поскольку страны спешат получить дефицитные грузы сжиженного природного газа в преддверии зимы в северном полушарии.
Новая нефть?
Германия заявляет, что нехватка газа может спровоцировать крах, подобный краху Lehman Brothers, поскольку европейская экономическая держава сталкивается с беспрецедентной перспективой того, что предприятия и потребители останутся без электричества. Магистральный газопровод «Северный поток», по которому российский газ поступает в Германию, должен быть закрыт 11 июля на десять дней на техническое обслуживание. Растет опасение, что Москва может не открыть его снова. Лидеры «Большой семерки» ищут способы обуздать газовые доходы России, которые помогают финансировать вторжение в Украину - и поддержка новых инвестиций в СПГ. И более бедные страны, которые построили энергетические системы на дешевом газе, теперь с трудом могут себе это позволить.
Кто зависит?
«Это 1970-е годы для природного газа, - говорит Кевин Бук, управляющий директор исследовательской фирмы ClearView Energy Partners LLC из Вашингтона. «Сейчас мир думает о газе так же, как когда-то думал о нефти, и важная роль, которую газ играет в современной экономике, и потребность в надежных и разнообразных поставках стали очень очевидными».
Раньше природный газ был сонливым товаром, который переходил из рук в руки на фрагментированных региональных рынках. Теперь, несмотря на то, что глобализация, похоже, отступает в большей части мировой экономики, торговля газом движется в противоположном направлении. Он быстро глобализируется, но, может быть, недостаточно быстро.
Многие страны обратились к природному газу в рамках перехода к более чистой энергии, поскольку они стремятся постепенно отказаться от использования более грязных ископаемых видов топлива, таких как уголь, а в некоторых случаях и ядерной энергии. Крупные производители, такие как США, которые быстро поднялись в рейтинге экспортеров СПГ, чтобы соперничать с Катаром как крупнейшим в мире, наблюдают растущий спрос на свою продукцию. Сорок четыре страны
импортировал СПГ в прошлом году, почти в два раза больше, чем десять лет назад. Но топливо гораздо труднее перемещать по планете, чем нефть, потому что его приходится сжижать в таких местах, как завод Фрипорт в Техасе.
И именно поэтому небольшой взрыв на объекте, который инсайдеры отрасли не считают чем-то особенным - это не самый большой и не самый сложный из семи терминалов, которые отгружают СПГ с берегов Америки, - оказал такое огромное влияние.
Электростанция Mitte Combined Heat and Power, работающая на природном газе, расположена за жилыми многоквартирными домами в Берлине. Германия сталкивается с беспрецедентной перспективой того, что предприятия и потребители останутся без электричества. Фотограф: Кристиан Бочи/Bloomberg
«Текущий кризис»
Цены на газ в Европе и Азии выросли более чем на 60% за несколько недель после того, как компания Freeport была вынуждена временно закрыться, и в этот период также произошло дальнейшее сокращение поставок со стороны России. В США, напротив, цены на топливо упали почти на 40%, потому что отключение означает, что больше газа останется доступным для внутреннего использования.
На рынке уже было много признаков крайней напряженности. Война и Covid могут волновать все сырьевые товары, от пшеницы до алюминия и цинка, но мало что сравнится с головокружительной волатильностью мировых цен на газ. В Азии топливо сейчас примерно в три раза дороже, чем год назад. В Европе это одна из основных причин, почему инфляция
просто попал на свежую пластинку.
Природный газ остается дешевле в США, но даже там фьючерсы выросли более чем вдвое в этом году до закрытия Фрипорта. Поскольку ключевые политические союзники от Германии до Украины отчаянно пытаются покупать американский газ, американские производители предупреждают, что увеличение продаж за границу будет означать более высокие затраты внутри страны. Реакция рынка на пожар во Фрипорте иллюстрирует «четкую связь между экспортом СПГ и инфляционным воздействием на внутренние цены на природный газ и электроэнергию», - говорит Пол Чичио, президент организации Industrial Energy Consumers of America.
Чтобы удовлетворить весь новый спрос, потребуется массивная волна инвестиций в предложение. Это уже происходит, и это получило импульс на встрече крупнейших экономик западного мира на прошлой неделе, где лидеры G-7
пообещали поддержать государственные инвестиции в газовые проекты, заявив, что они «необходимы в ответ на текущий кризис».
В прошлом году СПГ импортировали 44 страны, что почти в два раза больше, чем десять лет назад. Фотограф: Асим Хафиз/Bloomberg
Среди неотложных инфраструктурных потребностей:
- Экспортные мощности : Стремление к СПГ ускоряет проекты в Северной Америке и за ее пределами. В прошлом месяце Cheniere Energy Inc. дала зеленый свет расширению терминала в Техасе. В апреле канадский проект СПГ, поддерживаемый индонезийским магнатом Суканто Таното, получил добро на начало строительства. В Катаре Exxon Mobil Corp. и She ll Plc входят в число энергетических гигантов, которые участвуют в проекте стоимостью 29 миллиардов долларов по увеличению экспорта СПГ.
«Глобальные цены на газ настолько , высоки . Sachs стимулируют подписание новых долгосрочных контрактов», - говорит Саманта Дарт, глава отдела исследований природного газа в Goldman «Мы видим, как эти объявления раздаются направо и налево, когда в США предлагается множество объектов по сжижению». - Импортные терминалы : В Европе было объявлено или ускорено строительство около 20 терминалов с начала войны на Украине. Германия, у которой нет СПГ-терминалов, выделила около $3 млрд на фрахтование четырех плавучих терминалов и подключение их к сети страны. Первый должен появиться в сети в конце этого года. Подчеркнув необходимость скорости , вице-канцлер Роберт Хабек отметил, что Tesla Inc. удалось построить завод недалеко от Берлина всего за два года, и сказал, что пришло время избавиться от немецкой волокиты. « Сначала выкопайте траншею, куда будет входить труба», - сказал он. «Тогда приходит разрешение».
Китай, крупнейший в мире покупатель СПГ в прошлом году, находится в разгаре одного из самых масштабных наращиваний, которые когда-либо наблюдались в отрасли. Только в 2023 году планируется ввести в эксплуатацию десять новых импортных терминалов, а пропускная способность примерно вдвое за пять лет до 2025 года. - Трубопроводы . Даже имея большую возможность принимать партии СПГ и превращать его обратно в газ - процесс, известный как регазификация, - Европе не хватает инфраструктуры для его перемещения туда, где он может понадобиться. Испания, например, имеет крупнейшие в Европе мощности по регазификации, но у нее есть только два трубопроводных соединения с Францией через Пиренеи, способные перекачивать немногим более одной десятой этих объемов. Блумберг Интеллект .
- Танкеры : На верфях в Южной Корее, где строится большая часть мировых танкеров для перевозки СПГ, наблюдается всплеск заказов, из-за которого им не хватает квалифицированной рабочей силы. Они были вынуждены искать сварщиков, электриков и маляров за пределами страны, в таких местах, как Таиланд, повышая свои квоты для рабочих-мигрантов.
В некоторых случаях все это означает отказ от политики, направленной на борьбу с изменением климата, особенно в Европе. Поддерживаемые государством кредиторы, такие как Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития, которые были сосредоточены на финансировании возобновляемых источников энергии, сигнализировали об изменении и заявили, что теперь они более охотно поддерживают газовые проекты.
Но головокружительных усилий Европы будет недостаточно, согласно Bloomberg Intelligence, которое подсчитало, что импорт СПГ может удовлетворить
40% потребностей региона в газе к 2026 году - вдвое больше, чем в прошлом году, но все еще далеко от объемов, которые поставляет Россия.
Вице-канцлер Германии Роберт Хабек посетил Вильгельмсхафен в мае для первой забивки свай на будущей пристани для планируемого терминала сжиженного природного газа. Фотограф: Сина Шульдт/Picture Alliance/Getty Images
"Никогда более очевидно"
Вот почему все чаще звучат предупреждения о газовом спаде в экономике Европы.
Одна история, о которой вы захотите поговорить.
На прошлой неделе правительство Германии заявило, что ведет переговоры о спасении коммунальной компании Uniper SE, которая теряет около 30 миллионов евро (31 миллион долларов) в день из-за того, что ей приходится покрывать недостающий российский газ по стремительно растущим ценам на спотовом рынке. Такие компании, как химический гигант BASF SE, говорят, что им, возможно, придется сократить производство. немецкий банк сослался на растущие риски «неизбежной рецессии в Германии на фоне нормирования энергии» и указал на стремительный рост цен на электроэнергию также в Италии и Франции. Морган Стенли прогнозирует , что к концу года вся еврозона будет находиться в состоянии экономического спада.
В Пакистане, который построил свою энергосистему на дешевом СПГ, запланированные
отключения электроэнергии погружают регионы во тьму в жаркие летние месяцы. Торговым центрам и фабрикам в крупных городах было приказано закрыться раньше, а правительственные чиновники работают по сокращенному графику.
8 июня в жилом районе в Карачи, Пакистан, произошло отключение электроэнергии из-за отключения электроэнергии. Фотограф: Асим Хафиз/Bloomberg
Таиланд
ограничивает импорт СПГ из-за роста цен, что может поставить страну под угрозу нехватки топлива. Мьянма, которая борется с политической нестабильностью, прекратила все закупки СПГ в конце прошлого года, когда цены начали расти. Индия и Китай также сократили импорт.
«Там, где когда-то рынки природного газа были в значительной степени разрозненны по регионам, теперь у нас есть глобальный спотовый рынок, который связывает мировое присутствие топлива, которое стало критически важным для многих экономик», - сказал Джеймс Уистлер, сингапурский управляющий директор Vanir Global Markets. энергетическая и экологическая брокерская компания. «Это никогда не было более очевидным, чем в последние несколько месяцев».
- При содействии Исис Алмейда, Уильяма Уилкса, Питера Милларда, Томаса Катти Абрахама, Саймона Кеннеди и Алекса Трибу.