Сценарий картины основан на легенде о встрече Иосифа Сталина с Матроной Московской накануне битвы за Москву 1941 года.
Блаженная якобы посоветовала Сталину привезти в столицу чудотворную икону, которая поможет остановить немецкое наступление. «Она ему сказала, что надо с иконой облететь вокруг города, чтобы спасти его от врага. У нас был консультант-богослов, который утверждал, что именно так все и было», -
рассказывает режиссер фильма Вера Сторожева.
Нужно ли объяснять, почему в РПЦ, мягко говоря, сложное отношение к лидеру страны, где атеизм был господствующим вероисповеданием, где были уничтожены тысячи храмов, а репрессиям было подвергнуто на корню почти все духовенство.
Конечно, среди верующих есть и те, кто симпатизирует Сталину, ведь при нем была одержана победа над нацистской Германией. Его называют «эффективным менеджером», который стоял у истоков «возрождения и модернизации страны» и т.д.
У православных сталинистов в 90-е годы сложилась своя особая мифология вокруг личности «отца народов». В его «житии» можно отыскать не только встречу с блаженной Матроной и крестный лёт вокруг Москвы с чудотворным образом, но и тайное монашество, попытка венчания на царство и многое другое. В 2008 году питерские коммунисты даже обратились к РПЦ с просьбой запустить процесс его канонизации. В Московской Патриархии это предложение назвали «чудовищным».
Как бы в Русской Церкви ни относились к советскому периоду своей истории, псевдо-религиозная мифология о Сталине и Великой Отечественной войне, всегда считалась уделом (около-) церковных маргиналов, оскорбительной как для памяти павших на полях сражений, так и для пострадавших в годы репрессий.
Фильм «Мария. Спасти Москву» как раз пытается «канонизировать» эту мифологию, в том числе историю о том, как святая подвижница якобы благословила гонителя Церкви.
Когда в прокате появилась «Матильда», православная общественность негодовала. Создателей фильма обвиняли в искажении исторической правды и оскорблении религиозных чувств верующих. Например, в Ханты-Мансийской епархии даже был объявлен сбор подписей за запрет фильма Алексея Учителя.
Интересно, будут ли в этот раз обращения в прокуратуру, крестные ходы против картины Веры Сторожевой, требования проверки финансово-хозяйственной деятельности студии, на которой снимался фильм и т.д.? А, может быть, «Матильда» научила православных активистов не создавать дополнительную рекламу таким «киношедеврам», и на этот раз они предпочтут отказаться от публичных выступлений?
Тогда как объяснить, что информационными партнерами картины Веры Сторожевой являются радио «Вера» и телеканал «Спас»? Они ведь напрямую связаны с Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации (ОВЦОСМИ). Теперь понятно, откуда у создателей фильма взялся «консультант-богослов». Может, нам и имя его назовут?
Похоже, патриархийные пиарщики оказали очередную медвежью услугу Церкви.