Сергей Заверский, начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ)- об отношениях с Азией.
В последнее время часто звучат комментарии о том, какие преимущества дают и еще дадут нам хорошие отношения со странами Азии - и с Китаем, и с Индией (в сумме более трети населения планеты), и со множеством стран поменьше.
Однако за скобками часто остается вопрос о том, каким именно образом хорошие отношения перерастут во взаимные выгоды. Ведь для этого требуется не только желание сторон, но и возможности. И прежде всего - инфраструктурные.
О модернизации Восточного полигона уже столько лет говорится, что за эти годы можно было уже вторую ветку Транссиба провести. Было бы куда прибыльнее и надежнее, чем вкладываться в доллары с евро.
Многострадальная ж/д дорога Кызыл-Курагино скоро станет мемом. Если кто помнит, то проект ее строительства Правительство одобрило еще в 2007 году. И таких примеров можно привести еще немало.
Для того, чтобы развитие связей с Азией стало по-настоящему прорывным с точки зрения нашей экономики, нужно прежде всего две вещи.
Во-первых - обеспечить возможности быстрого и эффективного перемещения грузов через границу. Важно, чтобы получатель груза, ожидая поставку, имел интервал совсем не плюс-минус неделя, а то и больше. Так ни в какие производственные цепочки в виде поставщика чего-либо, кроме первичных ресурсов, не попадешь. Для этого необходимо и расширение ж/д путей, включая строительство наконец Транссиба 2.0, и развитие портовой инфраструктуры (и собственного флота!), а также модернизация погранпереходов, упрощение таможенных процедур, расширение использования электронного документооборота.
Во-вторых, необходимо модернизировать внутреннюю логистическую инфраструктуру. Важно, чтобы в производственные цепочки создания товаров с высокой добавленной стоимостью могли объединяться производители из Мурманска, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска и Магадана и других городов. И прежде всего представители малого и среднего бизнеса. Мультимодальные транспортные узлы, производственно-логистические центры, повышение пропускной способности транспортных путей всех видов - это то, что не просто подтолкнет рост производства, но и обеспечит снижение издержек, столь вожделенное в текущее время. И именно этого сейчас очень не хватает.
Если вложиться в эти направления, то появятся возможности для выстраивания более полновесного диалога с азиатским миром. Кроме того, решение проблем с логистикой - путь к расширению экспорта продукции более высоких переделов. Сейчас инфраструктурно-развитый Китай тащит ресурсы со всего мира и производит продукцию, которая оказывается конкурентоспособна на нашем внутреннем рынке, даже после того, как обрастает по пути ворохом дополнительных издержек. У нас же есть все возможности поставлять на мировой рынок что-то большее, чем просто ресурсы, но мы не можем наладить сложные производственные процессы внутри страны. Однако без этого в современном мире никак.
НЕЗЫГАРЬ