Российская координата и глобальная геополитическая шахматная доска: геокультурное измерение

Apr 09, 2022 04:35





Осуществление сложного мышления при анализе современных событий, нарушающих смысл мировой системы и реконфигурации международных политических и экономических отношений, означает излучание взгляда и погружение его в символические/культурные измерения, вплетенные в лоно его конфликтов, напряженности и споров за гегемонию.



Следовательно, нынешний российско-украинский конфликт имеет когнитивные швы ( https://bit.ly/3tAHZNP ), обусловленные устройствами контроля над разумом и метасознанием в эпоху постправды ; геополитический ( https://bit.ly/3Lup11B ), и споров за гегемонию мировой системы и контроль над ее институциональностью; геоэкономика ( https://bit.ly/38Betj7), так как способствует определению перехода к новой модели накопления с соответствующей ей международной валютно-финансовой системой; и геокультурный, в котором гегемонистская идеология и культура - ​​европейская/американская, с их соответствующими ценностями, нормами и идеями, принятыми в значительной части мировой системы - позиционируются как референты, поощряющие отмену балтийской культуры.

«Ради Бога, этот человек не может оставаться у власти», - огрызнулся Джо Байден Владимиру Путину в его речи в Польше (26 марта), обвинив его в «душении демократии». «Он мясник»; «О, я думаю, что он военный преступник» (16 марта) - другие фразы, приводимые президентом США в адрес своего российского коллеги. К ним добавляются заявления конгрессмена Лиз Чейни, которая в эфире национального телевидения указала, что «Путин - это зло» ( https://cbsn.ws/3LFOLrY ). Другие общественные деятели, такие как представитель Калифорнии Эрик Сволвелл и штата Аризона Рубен Гальего, потребовали депортации всех российских граждан, в основном студентов, проживающих в Американском Союзе ( https://bit.ly/3x0BV35 ).). Другие американские политики, такие как Адам Кизингер, осмелились предложить сбивать российские самолеты, пролетающие над Украиной ( https://bit.ly/36K7a8c ). Со своей стороны, сенатор Линдси Грэм предложил, чтобы «кто-то в России убил президента Путина» ( https://bit.ly/3uPnyMy ). Брюно Ле Мэр, министр экономики французского правительства, говоря о санкциях, давящих на Россию, заявил в радиопередаче, что «мы ведем тотальную экономическую и финансовую войну против России», за что «мы вызовем крах экономика российская» ( https://bit.ly/3uPnDjk ).

Вишенкой на торте является возвращение к Гитлеру в упражнениях по историческим сравнениям и параллелям: «Путин - это новый Гитлер» ( https://bit.ly/3j8ayMv); «Вторжение в Украину эквивалентно нападению Гитлера и Сталина на Польшу в 1939 году». Проблема с лапидарными фразами заключается в том, что они в конечном итоге подразумевают и прекращают любую возможность аргументированных публичных дебатов. Твердых исторических свидетельств на этот счет не существует, и с помощью этих фраз невозможно выделить особенности и социально-исторические контексты, в которых возникают отдаленные во времени события. Не только актуальность исторического анализа выбрасывается за борт, но и теряется смысл современной действительности. Итак, когда понятия лишены субстанции, они часто используются как простые наполнители, прикрывающие невежество в отношении событий, проходящих перед нашими глазами. Вместо того, чтобы объяснять факты, персонифицируется то, что заранее определено как девиантное поведение. То, что в сущности имеет историческое измерение, приписывается психологическим чертам; а личность скрывает глубинные причины макрособытий. Этой патологизацией решений европейские/американские культуры скрывают то, что они приписывают Путину, и отдаляют их от критического осмысления самих себя.

Однако это не ограничивается утверждениями, демонстрирующими манихейские и деконтекстуализированные позиции в разгар когнитивной войны . Проблема перерастает в другие измерения, затрагивающие города и простых граждан. Творцам и художникам русского происхождения запретили въезд в Европу; французское правительство решило разорвать отношения с русскими учреждениями культуры; а Netflix и Disney приостанавливают свои трансляции и фильмы на территории России. Со своей стороны, 3 марта госсекретарь Соединенного Королевства по цифровым технологиям, культуре, СМИ и спорту Надин Доррис заявила перед парламентом, что «культура - это третий фронт войны в Украине» ( https://bbc .in/3NVgqXR). Микель Исета, нынешний министр культуры и спорта Испании, также заявил на встрече министров культуры Европейского союза, что «от культуры мы должны объединить все силы, чтобы противостоять варварству» ( https://bit.ly/3NLpyOi ) .

Валерию Гергиеву, известному дирижеру симфонических оркестров, запретили посещать самые важные концертные залы и театры мира. Карнеги-холл и Парижский филармонический оркестр отменили его концерты, а миланский театр Ла Скала расторг с ним контракт, и он был уволен с должности дирижера Мюнхенского филармонического оркестра. При этом Туган Сохиев ушел из музыкального руководства Большого театра и Национального оркестра Капитолия Тулузы. Прославленному сопрано Анне Нетребко и пианисту-виртуозу Денису Мацуеву не повезло больше, так как они тоже пострадали от этих вето. Причина: не осуждать режим Путина после вторжения в Украину и считать их выразителями этой власти.

Другие молодые артисты, такие как пианист Александр Малофеев, также подверглись «санкциям» в Канаде, отложив свои следующие презентации, запланированные на август. Они попросили этого молодого артиста связать свой концерт с дискредитацией вторжения в Украину.

Он пошел еще дальше, запретив исполнение в концертных залах симфонического произведения XIX века русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893) ( https://bit.ly/3x6vawK ). Та же горькая пилюля пронизывает музыкальные произведения Игоря Стравинского (1882-1971) и Дмитрия Шостаковича (1906-1975). Лучшей судьбы в эти недели не сложилась великая русская литературная традиция. В то время Университет Бикокка, расположенный в Милане, пытался отменить курс и цикл конференций профессора Паоло Нори о творчестве Федора Достоевского (1821-1881). Были граждане, которые пошли еще дальше, потребовав убрать памятник этому русскому писателю на площади города Флоренции ( https://bit.ly/3uNKrzX ).

К этому добавляется в Испании приостановка представлений балета Большого театра в Королевском театре ( https://bit.ly/3K6zFLs ) и выступлений балета Мариинского театра на фестивале Пералада. А также заявление Эрмитажа в Амстердаме о прекращении отношений с одноименным музеем в Санкт-Петербурге. Или удаление фильма « Солярис » режиссера Андрея Тарковского (1932-1986) с рекламного щита Filmoteca de Andalucía.

Манихейство установило в этой культуре отмены закон «они или мы», вытеснив возможности, которые открывает художественная чувствительность, чтобы возвысить настойчивый клич «они и мы». Таким образом, искусство используется не для привлечения внимания публики и не как практика, возникающая из защиты творчества и человеческого достоинства, а как оружие массового уничтожения в разгар геополитического конфликта. Это еще раз триумф ксенофобии и упрощенческого мышления.

Эти решения посылают публике сигнал о том, что они должны различать и выбирать между одной цивилизацией и другой, разрушая любую возможность примирения и превращая искусство в механизм мира. Художественный бойкот навязывается тем возможностям братства, которые может открыть художественная практика. В то же время игнорируется то, как личная и профессиональная жизнь этих художников обрывается перед лицом исторических событий, за которые они даже отдаленно не несут ответственности.

То, что должно было быть цензурой и неприятием политических элит и российских олигархов, извлекших выгоду из вторжения в Украину, повернулось к самой русской цивилизации, воплощенной в художниках, музыкантах и ​​спортсменах, страдающих от стигматизации и сегрегации. На фоне этих односторонних решений просвечивают репрессивные, сектантские и дискриминационные настроения. В свою очередь, игнорируются и игнорируются признаки противостояния русских художников вторжению; например, манифест, подписанный несколькими музыкантами, актерами, а также Владимиром Уриным и Валерием Фокиным, директорами Большого театра в Москве и Александринского театра в Санкт-Петербурге. Со своей стороны, художник Кирилл Савченков отказался от участия в российском павильоне 59-й Венецианской биеннале, которая откроется 23 апреля.

Культура отмены выражается и в других областях: в этом году конкурс песни «Евровидение» оставил Россию вне его конкурсов. По такому же пути пошел УЕФА, когда перенес финал Лиги чемпионов Европы из Санкт-Петербурга. Или дисквалификация ФИФА сборной России по футболу с расчетом на то, что она больше не будет участвовать в отборочных матчах чемпионата мира. Международный олимпийский комитет также применил санкции к российским спортсменам, чтобы исключить их из международных соревнований ( https://bit.ly/3J4Rzx1 ).). Пойдём - сделаем оговорку в этом пересчёте и анализе - даже Международная федерация кошек присоединилась к русофобии, наложив вето на русских кошек на соревнованиях, где они участвуют; запрещая при этом важность породистых кошек, выведенных в прибалтийской стране ( https://bit.ly/3KiQ2EM ).

Так внедряется манихейская геокультура в сферу международных политических и экономических отношений; в то же время они взаимно обусловливают друг друга, размывая свои границы и распространяя свое пагубное влияние на самих русских людей и их художественные и спортивные таланты. Геокультурное измерение переплетается с российско-украинской координатой, формирующей новый мировой порядок. Отсюда важность обращения к комплексному мышлению для подрыва упрощенческого манихейства, стремящегося скрыть тот факт, что в российско-украинском конфликте вырисовывается продолжение перехода к новому энергетическому укладу, и в то же время прикрыть системный кризис . и экосоциальная ситуация ускорилась из-за пандемии Covid-19 ( https://bit.ly/3l9rJfX). Даже более того: склероз международной финансовой и валютной системы становится невидимым с ее долгами в размере 2 тысяч миллиардов долларов благодаря работе и изяществу спекуляции выдуманной экономики , которую это влечет за собой. Не менее важно лицемерие и возмущение, вызванное вторжением в Украину и миллионами беженцев, бегущих из зоны конфликта, когда дискриминационное обращение применяется к другим беженцам, прибывающим к европейским границам и обществам ( https://bit.ly/3LHJHmP ); Либо два миллиона палестинцев, находящихся в тюрьме под открытым небом в Газе, либо игнорируются, либо заставляют замолчать и прикрываются - поскольку они не вызывают глобального возмущения - ( https://bit.ly/3ucyMeQ), или миллионы беженцев-рохинджа, бежавших из Мьянмы и перемещенных в результате насилия и в нечеловеческих условиях в Бангладеш ( https://bit.ly/3LK2XzV ).

Что в конечном счете лежит в основе этого геокультурного измерения, переплетающегося с российско-украинским конфликтом, так это противостояние идеологий вокруг капитализма и его форм организации: с одной стороны, англо-саксонской с подчинением Европейского Союза, стремящегося избежать кораблекрушения ультралиберальной, рантье, финансовой и глобалистской экономической модели; и, с другой стороны, консервативная националистическая модель вокруг Китая и России, делающая ставку на материальную базу экономики и намеревающаяся дистанцироваться от денежной системы, созданной после Второй мировой войны. Значит, на карту поставлена ​​не только судьба Украины, но и самого капитализма, и направление, которое примут процессы его реконфигурации в планетарном масштабе.

Исаак Энрикес Перес. Академик Национального автономного университета Мексики. 
Previous post Next post
Up