Это удар для всей России, для армии его сторонников. Из жизни ушел без преувеличения великий человек, он вписал себя в историю нашей страны и всего мира. Мы все скорбим», - говорится в заявлении фракции ЛДПР в Госдуме.
1.Смерть В. Жириновского значима не только с точки зрения будущего ЛДПР, но и всей партийной системы. Вне всякого сомнения, В. Жириновский внес существенный вклад в развитие постсоветской партийной системы, однако этот вклад всегда был направлен на сохранение, прежде всего, собственных позиций и превращения политики в шоу. В значительной степени Жириновскому это удалось.
2.Конъюнктурно В. Жириновский проявил себя как очень умелый и талантливый публичный политик, который обладал высокой узнаваемостью на протяжении всего постсоветского периода. При этом чаще всего Жириновский воспринимался как политический шут, от которого у избирателя, a priori, не было фундаментальных запросов. Это позволяло Жириновскому проявлять себя скорее эффектно нежели эффективно.
3.Навыки публичного позиционирования и личностная харизма, безусловно, выделяли Жириновского во всей массе политиков парламентской оппозиции и позволяли консолидировать свой электорат на протяжении последних 25-30 лет. Жириновский, с разной степенью успешности, работал на консолидацию вокруг себя ура-патриотического электората, однако последние годы характеризовались снижающейся эффективностью, что, учитывая возрастной фактор, вполне объяснимо. Жириновский всегда умел встраиваться в динамичные конфигурации и смог создать вокруг ЛДПР устойчивую электоральную нишу, которая, впрочем, в последние годы существенно уменьшилась.
4.Сейчас у ЛДПР даже потенциально нет никого похожего на замену Жириновского и это означает неизменную трансформацию партии, а также потенциально ее угасание. ЛДПР лишилась своего лица и главного актора: возможен вариант превращения Жириновского в икону партии, однако вряд ли этот ход будет действенен с точки зрения будущего структуры и сохранения бренда.
5.Эксперты прогнозируют ЛДПР без Жириновского стадию инерционного угасания, которая будет характеризоваться переформатированием партии, а также получение ей статуса периферийной. Фактически, значение партии снижается: в условиях консолидации общества вокруг руководства страны значимость в т.н. альтернативных партиях значительно меньше.
6.Возможен вариант трансформации ЛДПР из партии лидерского типа в партию идеологическую, однако эксперты достаточно скептично оценивают перспективы развития такой траектории. В условиях мобилизации трансляция имперских идеологем - недостаточное условия для качественного развития партийного организма, а других сильных сторон у ЛДПР не так много.
Эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов:
ЛДПР была ярко выраженной партией лидерского типа. Поэтому ее будущее повисает в тумане. Очевидно, что в партии нет людей, способных полноценно заменить Жириновского. При всей его неоднозначности (лично у меня его фигура вызывала отторжение) это был выдающийся политик правопопулистского типа. Таких сейчас нет не только в ЛДПР, но и вообще на политической сцене. Предсказывать будущее ЛДПР - неблагодарное занятие. Могут произойти все возможные варианты: партия может двигаться по инерции и медленно угасать, может ниоткуда появиться новый харизматичный лидер (фантастический вариант), ее могут «приобрести» некие новые политические игроки (в данный момент малореалистично), она может пойти на слияние с другими партиями, в конце концов, может самораспуститься. Ни один из вариантов исключать нельзя.
Одно очевидно - смерть Жириновского является серьезной проблемой для внутриполитической сферы и станет толчком к трансформации партийной системы.
Политолог Алина Жестовская:
После той мерзкой публичной грызни «одеяла из шкуры еще живого сокола», которую устроили члены ЛДПР, я бы им советовала сейчас не позориться, не устраивать агонистическую дележку, ввести институт сопредседателей, досидеть созыв и уже, наконец-то, окончательно войти в состав «Единой России».
Проще говоря, просто стать честными с аудиторией. А учитывая, что в последние пару лет перебежничеством из региональных отделений ЛДПР уже было некого удивлять, таким образом партия просто бы сохранила взятый ранее курс.
Руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев:
Любой лидерской партии крайне сложно пережить своего отца-основателя. Но в случае ЛДПР это возможно, потому что у партии есть устойчивый электорат, есть темы для программного позиционирования, есть возможности политического ребрендинга. Главное - не ошибиться с выбором нового лидера, сохранить идентичность, не сузить коридор возможностей.
Глава Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов:
Очень маловероятно, что кто-то сможет в полной мере заменить Жириновского в ЛДПР, потому что эта партия была создана им самим и действовала все эти годы под его фактически единоличным руководством. Это классическая партия вождистского типа, и преемников, близких Жириновскому по харизме, бескомпромиссности, жесткости суждений, в партии просто нет.
Поэтому ЛДПР в том виде, в котором мы ее знаем, прекратит свое существование. Безусловно, она продолжит свою работу, однако новому руководству партии придется серьезно задуматься о том, как ее переформатировать. Жириновский, повторюсь, был основателем партии и ее главным идеологом, поэтому вполне возможно, что вскоре мы увидим значительную смену политического вектора ЛДПР.
Член Российской ассоциации политконсультантов Александр Назаров:
Жириновский ушел в самый пик своей карьеры как политика-отца: все предсказал, все разложил и оставил без ответа множество вопросов. Очень по-русски.
Политичная задача системы перевести ЛДПР из разряда вождистских партий в партию завета и коллективного управления. Так она будет не опасна и даже полезна.
Историческая задача системы - сделать из Жириновского полноправного члена политика-иконы. От мертвого Жириновского профита для власти будет не меньше чем от живого. По сути, Жириновский -единственный политик в России из эпохи Ельцина, который не проиграл. Но и не выиграл тоже.
@russica2