Леннарт Мери во время выступления в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже 16 ноября 1995 года
Ежегодно в Гамбурге проходит торжественный ужин для гостей высокого социального статуса. В 1994 году речь президента Эстонии Леннарта Мери настолько глубоко задела Владимира Путина, что тот ни минуты больше не задержался на торжественной трапезе. Что произошло между Россией и Эстонией? Почему Путин молча покинул торжественный ужин, показав свое презрение громким хлопком двери?
Matthiae-Mahl
В последних числах февраля (примерно 24 числа) в Гамбурге традиционно, начиная с 1356 года, проводится праздничный ужин для высоких гостей. Вечернее мероприятие носит название «Матиэ Маль» (Matthiae-Mahl), также его называют «Конвиниум Почетного Совета» (Convinium Eines Ehrbaren Rates).
«Матиэ Маль» является одной из самых древних традиций в мире. Посвящен праздничный ужин дружелюбию мировых держав. Ежегодно на вечерний ужин приглашаются два почетных гостя: один гость немецкий, так как принимающая сторона - Германия + один иностранный гость - чаще всего это высокопоставленные чиновники (президенты, премьер-министры).
Событие, записанное в историю Matthiae-Mahl
В конце февраля 1994 года, на очередном праздничном ужине «Конвиниума Почетного Совета», произошел инцидент, который остался в памяти стен ратуши и всех высокопоставленных гостей.
Одним из главных гостей этого знаменательного вечера стал Леннарт Мери. В этот вечер президент Эстонии в связи со своим почетным статусом произносил речь. Именно эта речь и задела приглашенного Владимира Путина. На тот момент он являлся председателем Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга, породненного с Гамбургом.
Во время выступления Леннарта Мери Путин сделал то, что повергло в шок всех присутствующих - он молча покинул зал ратуши, громко захлопнув за собой дверь. До сих пор этот инцидент известен в истории Matthiae-Mahl:
Путин стал единственным гостем, который сделал подобный жест за все время существования данной традиции.
Очевидцы, вспоминая событие, описывали, что Владимир Путин, чеканя шаг, бросил холодный, полный презрения взгляд в сторону принимающих и вышел из зала, хлопнув дверью. В тишине зала были слышны только перешептывания: «Кто это был? Чего это он?» Зал погрузился в состояние шока от ситуации.
Причина конфликта
Что же спровоцировало столь дерзкий поступок со стороны российского гостя? Основной причиной стала речь приглашенного президента Леннарта Мери. Он поднял в своей речи тему о том, что Россия, несмотря на демократический подход к внешней политике, продолжает быть империей. Также он высказал мнение, что Россия не может быть в роли миротворческой страны, ведь государство не может решить свои остро стоящие вопросы в этнической и этической сферах.
Президент Эстонии поднял вопрос о характере ведения Россией внешней политики. Он сравнил создание Советского Союза с императорским захватом и подчеркнул, что страны Балтики были почти насильно присоединены к Советскому Союзу, без их добровольного желания.
Президент Эстонии призвал страны Европы решить для себя, хотят они поддерживать и дальше неоимперский подход либо же «помочь идеям демократии, свободы, ответственности и мира взять верх на всем гигантском пространстве от Балтийского моря до Тихого океана».
Речь президента Эстонии Леннарта Мери
Уважаемый мэр, высокие гости, дамы и господа!
Я - президент Эстонской республики. Глядя на башни и шпили свободного ганзейского Гамбурга, я чувствую себя дома, в старинном ганзейском Ревеле, Таллинне, на берегу Финского залива. Сегодня мне предстоит исполнить почетную обязанность, обязанность, которая кажется мне крайне важной: я должен передать вам послание от моей страны, которая находится, на самом деле, не так уж далеко от Гамбурга.
Ганзейский дух, причастными к которому даже сегодня чувствуют себя целый ряд эстонских городов, не только Таллинн, всегда был духом открытости и здравого смысла. Но в то же время это дух предприимчивый и даже боевой, особенно когда на кону оказывается свобода и ее защита.
У меня дома в старой ратуше Таллинна на стене красуется немецкое изречение, прекрасно иллюстрирующее этот ганзейский дух: "Fürchte Gott, rede die Wahrheit, tue Recht und scheue niemand" - "Бойся Бога, говори правду, поступай справедливо и никого не страшись". Подчинюсь этой старинной заповеди и открыто расскажу вам правду, как она видится сейчас мне и моему народу.
Эстонцы не теряли веры в свободу даже в годы тоталитаризма. Поскольку наш народ принадлежит к западноевропейскому типу общества и поскольку мы, к сожалению, живем на очень уязвимой с геостратегической точки зрения территории, у нас развилось куда более острое, чем у европейцев, чутье на проблемы и внешние угрозы поблизости. Нынешний мир этого чутья практически уже лишился.
Скажу вам открыто, как и велит старая максима на стене нашей ратуши, что я и мой народ с некоторой тревогой наблюдаем за тем, как мало внимания Запад уделяет тому, что зреет на огромных просторах России.
С субъективной точки зрения понятно, что развал Советского Союза Запад рассматривает как своего рода триумф; субъективно понятно и то, что Запад сосредоточил все свои надежды и симпатии на действующих в России реформаторских силах. Тем не менее с таким отношением Запад рискует быстро оказаться в тисках самообмана.
Все мы, включая эстонский народ и другие народы Центральной и Восточной Европы, вместе с Западом хотим экономически и социально стабильной России. Но если вспомнить достижения последних лет, нас может охватить тревожное чувство, что мы удаляемся от своей цели.
Что же беспокоит эстонцев, и не только эстонцев, в нынешней Европе? Мы в полном ошеломлении наблюдали за тем, как Запад приглашает в Сараево российских солдат и российские танки. Со времен Бисмарка и Берлинского конгресса 1878 года Запад ради сохранения мира делал все возможное, чтобы удержать Россию как можно дальше от Балкан. После Второй мировой войны США и страны Западной Европы потратили более 80 млрд долларов на поддержание режима Тито и недопущение СССР к берегам Адриатики.
Спросим себя: можно ли доверить роль миротворца и посредника при разрешении этнических конфликтов государству, не способному справиться с собственными тяжелейшими этническими и этическими проблемами? Обеспокоенность только вырастет, если мы повнимательнее присмотримся к документу, не так давно выпущенному российским МИДом. В нем говорится, что проблему живущих в соседних странах этнических русских Россия будет решать не только дипломатическими средствами. И это при том, что этнические русские часто появлялись в соседних странах вследствие их насильственной оккупации и депортации местного населения.
Из этого московского меморандума остается только заключить, что в случае необходимости Россия будет готова принять и другие меры. Какими могут быть эти меры, мы, эстонцы и другие малые народы, слишком хорошо знаем на примере своей недавней истории.
Меня тревожит, что верх в российской внешней политике и российской политической философии снова берет иррационализм. Солженицын давно призвал русских распрощаться с империей и сосредоточиться на самих себе. Он говорил о необходимости “освоить дух самоограничения”, считал, что россиянам следует решать собственные экономические, социальные и интеллектуальные проблемы. Не обращая никакого внимания на призыв своего великого соотечественника, российские политики вдруг снова открыто заговорили о некоей “особой роли” своей державы, о “миротворческой” миссии, которую новая Россия призвана выполнять на пространстве бывшего СССР. Один из ближайших советников президента Ельцина Сергей Караганов не так давно высказал эту мысль в казалось бы скромной и ненавязчивой форме, хотя на деле это довольно жесткая вещь: Караганов сказал, что Россия должна быть "primus inter pares", первой среди равных, на всем пространстве бывшей советской империи. Вспоминается знаменитая фраза Оруэлла, сказанная о советском варианте коммунизма: “Все равны, но некоторые равнее других”.
Почему новая, посткоммунистическая Россия, на словах порвавшая с порочным наследием СССР, упорно отказывается признать, что балтийские страны - Эстония, Латвия и Литва - были оккупированы и присоединены к СССР против своей воли и в нарушение международного законодательства сначала в 1940 году, а потом еще раз в 1944-м, после чего само существование этих наций было поставлено под угрозу десятилетиями советизации и русификации? Даже сегодня заместитель министра иностранных дел России Сергей Крылов официально заявляет в ответе балтийским странам, что в 1940 году Эстония, Латвия и Литва “добровольно” присоединились к Советскому Союзу. Еще немного, и он скажет, что десятки тысяч эстонцев, включая меня лично и всю мою семью, “добровольно” позволили советским властям депортировать себя в Сибирь.
Дамы и господа, как можно спокойно все это слушать? Понятно, что это более или менее знакомый чисто российский иррационализм, всегда превращавший русскую политику в нечто абсолютно непредсказуемое. Но есть и еще одна тревожная тенденция, которую западные демократии выдают ради собственного удобства за проявление Realpolitik. Я говорю о стратегии, которую следовало бы назвать “умиротворением агрессора”. Приняв такой подход, вы, сами того не желая, становитесь сообщником имперских сил в России, где и по сей день верят, что тяжелейшие внутренние проблемы можно разрешить угрозами соседям и захватом новых территорий.
Общественно-экономические процессы, протекающие в России (она ведь даже сегодня больше похожа на суперконтинент, чем на обычное государство), невозможно контролировать извне, как бы этого ни хотелось. Если вы действительно хотите помочь России и ее народу, то нужно доходчиво объяснить нынешнему российскому руководству, что еще одного имперского захвата никто не потерпит. Те же, кто этого не сделает, будет помогать врагам демократии в России и других посткоммунистических странах.
Как я уже говорил, дамы и господа: Эстония находится очень близко к Германии и Гамбургу. Запад и прежде всего Германия стоят перед судьбоносным выбором. Либо терпеть неоимперскую политику великой восточной державы, поддерживать ее финансово и даже извлекать из этого какую-то кратковременную выгоду - и это, дорогие мои слушатели, будет крайне близорукая политика. Либо помочь идеям демократии, свободы, ответственности и мира взять верх на всем гигантском пространстве от Балтийского моря до Тихого океана; если добиться хочется именно этого, то демократическому Западу следует приложить решительные усилия, чтобы обеспечить стабильность и безопасность малых и средних государств, находящихся к востоку от немецкой границы. Я подразумеваю всю территорию Центральной Европы, которая, в моем представлении, простирается от эстонской Нарвы на Балтике до самого Адриатического моря. Сюда же относится и Украина.Если у нас получится интегрировать эту зону в демократический мир, пример этих стран положительно скажется и на России. Мы хотим - лучше даже сказать, нам приходится - надежно закрепиться на Западе.
Если бросить все эти государства, включая Эстонию, на произвол судьбы и на милость Москвы, у которой в любой момент могут заново проснуться имперские аппетиты, цена, которую придется за это заплатить, будет неподъемной, даже если платить будет вся Европа.
Мы упорно пытаемся понять вашу ситуацию. Прошу: пожалуйста, попытайтесь понять и нас. Эстония должна оставаться свободной и демократической. Это в интересах всей Европы, а значит, и в интересах Германии, в интересах Гамбурга.