МиГ-29 - самый массовый истребитель ВВС Украины - даже после того, как в прошлом году пьяный офицер
случайно протаранил один из двухмоторных реактивных самолетов в своей машине, уничтожив ее.
Цифры варьируются в зависимости от источника, но Украина, вероятно, имеет от 37 до 70 МиГ-29, все они унаследованы от Советского Союза еще в 1991 году.
Мощные, но фронтовые истребители с дымящимися двигателями РД-33 почти наверняка превосходят численностью
украинские лучшие реактивные самолеты - примерно три дюжины Су-27, которые летают с баз-близнецов, окружающих украинскую столицу Киев.
Но не ожидайте, что МиГи нанесут серьезный урон атакующим российским силам в случае, если массивная российская армия, дислоцированная вдоль границы с Украиной, перейдет в наступление.
Самая большая проблема может заключаться не в стареющих МиГах. Нехватка пилотов может привести к посадке многих самолетов.
Когда 31 год назад распался Советский Союз, на территории Украины находилось более 200 МиГ-29. Парк МиГов сократился в течение следующих двух десятилетий, поскольку Киев продал часть реактивных самолетов иностранным покупателям и поставил на хранение лишние планеры, которые он не мог позволить себе содержать и обслуживать.
На бумаге украинские ВВС эксплуатировали 80 МиГ-29 еще в феврале 2014 года, когда российские войска вторглись и захватили украинский Крымский полуостров. Но больше половины МиГов в то время находилось в Крыму. Русские захватили 45 истребителей.
Большинство МиГ-29 находились в аварийном состоянии и не летали. Русские фактически демонтировали многие из них и отправили их на север, в материковую Украину.
Год спустя Киев смог собрать всего 19 МиГ-29. По мере того, как война расширялась, и русские поддерживали антиправительственных сепаратистов в украинском Донбассе, украинские ВВС настолько отчаянно нуждались в исправных самолетах, что вооружили один из МиГ-29, принадлежащих пилотажной группе «Украинские соколы», и отправили его, специальную полет, проносясь над головами сепаратистских бойцов.
Российские и сепаратистские ПВО сбили два украинских МиГ-29 над Крымом, но количество находящихся на вооружении МиГов неуклонно росло по мере того, как инженеры распаковывали и восстанавливали самолеты из Крыма, а также вывозили со складов дополнительные планеры.
Сегодня три бригады с шестью эскадрильями летают на МиГ-29 с трех баз - по одной в западной, центральной и южной областях Украины. Если Россия нападет, силы МиГов могут столкнуться с флотом вражеских истребителей, во много раз превышающим их численность.
И даже не ясно, хватит ли Киеву пилотов, чтобы одновременно поднять в воздух все свои МиГ-29. Не далее как год назад ВВС Украины столкнулись с кризисом еще более серьезным, чем надвигающееся устаревание всего их фронтового флота. Кончились пилоты.
Большинство военно-воздушных сил стараются держать в реестре трех пилотов на каждый имеющийся в наличии одноместный самолет. Такое соотношение позволяет пилотам отдыхать, тренироваться и выполнять административные обязанности без ненужного простоя летающих планеров.
Украинским военно-воздушным силам потребуется около 400 пилотов, чтобы поддерживать соотношение три к одному. Но летом 2021 года служба столкнулась с массовым оттоком кадров. Целых 70 летных экипажей уволились в 2019 году и снова в 2020 году, многие из них ссылались на низкую заработную плату, обременительную работу с документами и обучение, которое не подготовило их должным образом к войне с русскими.
В июле 2021 года пятеро молодых пилотов одновременно отказались продлевать свои контракты. «Конечно, это серьезный вызов тактическому крылу ВВС», -
сообщили Kyiv Post . - И если эта тенденция сохранится, то это быстро приведет к серьезному снижению боеготовности истребительной авиации».
Неясно, привела ли надвигающаяся российская угроза к патриотическому всплеску сохранения летных экипажей. Но даже при наилучших обстоятельствах - флот из 70 человек с большим количеством пилотов - украинские МиГ-29 столкнутся с огромными трудностями, если Россия нападет.
David Axe, Forbes Staff