Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин, Руководитель Администрации Президента Сергей Иванов и Министр обороны Сергей Шойгу перед началом совещания с постоянными членами Совета Безопасности
Трое реакционных силовиков, посвятивших себя «традиционным ценностям» и восстановлению советской славы, будут играть важную роль в принятии решения о вторжении в Украину.
Запад легализует браки между людьми и животными. Лидеры Украины такие же плохие, как Гитлер, а националисты страны - «нелюди».
Таковы взгляды в ближайшем окружении президента Владимира В. Путина, среди высших должностных лиц российских силовых структур, которые, вероятно, будут сидеть за столом переговоров, когда их лидер решает, начинать ли открытую войну против Украины.
В комментариях, опубликованных российскими средствами массовой информации в прошлом году, эти влиятельные люди - в основном родившиеся в 1950-х годах в Советском Союзе, как и г-н Путин - заняли еще более реакционные позиции, чем их президент, что является признаком более жесткой линии. поворот, который принимает Кремль, обостряя свою борьбу с предполагаемыми врагами внутри страны и за рубежом.
Подъем силовиков на президентской орбите прослеживает эволюцию г-на Путина от молодого лидера, который демонстрировал дружелюбное отношение к Западу в начале 2000-х, окружая себя советниками, среди которых были видные либералы, до человека, который теперь неявно угрожает начать большая война в Европе.
Это также история многолетней борьбы Кремля за создание идеологии, которая подкрепила бы правление Путина: идеологии, которая все больше полагается на представление о Западе как о враге, об Украине как об угрозе и о России как оплоте «традиционных ценностей». ».
«Это попытка коллективно сформировать контридеологию, поскольку у Путина нет идеологии», - сказал Константин Ремчуков, редактор московской газеты, имеющий связи в Кремле, о том, что он назвал «консервативно-реакционным» мировоззрением российской элиты силовых структур. . «Ключевой постулат - все против России».
Никто на самом деле не знает, как г-н Путин принимает свои решения и кого он больше всего слушает,
когда обдумывает свои следующие шаги. По словам Кремля, российский президент изучает письменные ответы, которые Соединенные Штаты и НАТО передали на прошлой неделе Москве, относительно ее требований безопасности, включая гарантии того, что Украина никогда не станет членом НАТО.
В пятницу Кремль заявил, что реакция Запада не касается самых серьезных опасений России в области безопасности. Но
сам г-н Путин хранит молчание, избегая публичных комментариев по Украине с декабря, несмотря на почти ежедневное появление перед камерой.
Это оставляет ястребов вокруг него, чтобы предложить подсказки к его мышлению. Некоторые из них впервые встретились с г-ном Путиным, работая с ним в советском КГБ, и были обвинены западными официальными лицами в руководстве
убийствами ,
операциями влияния ,
кибершпионаже и
жестокой войне , которые помогли отдалить Кремль от Европы и Соединенных Штатов.
Глава Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин на Московской конференции по международной безопасности в 2018 году.Кредит...Юрий Кочетков/EPA, через Shutterstock
Г-н Путин известен тем, что потакает вводящим в заблуждение антизападным клише, но его главный советник по национальной безопасности Николай Патрушев поддерживает их с еще большим рвением. Г-н Путин рисует образ врагов, стремящихся фальсифицировать славное прошлое России, но глава его внешней разведки Сергей Нарышкин считает борьбу за историю своим особым приоритетом.
Г-н Путин принял более широкое участие государства в экономике, но его министр обороны Сергей К. Шойгу довел эту тенденцию до крайности, развернув огромные усилия государства по строительству новых городов в Сибири.
«Какая-то машина времени возвращает нас в худшие годы гитлеровской оккупации», - сказал г-н Нарышкин об Украине в этом месяце, назвав ее прозападное правительство «настоящей диктатурой». Он открывал в Москве выставку «Нарушения прав человека в Украине».
В прошлом месяце г-н Шойгу
назвал украинских националистов «нелюдями». Г-н Патрушев охарактеризовал «русофобию» в Украине как результат западной пропагандистской кампании, восходящей к завистливым европейским книжникам, очернявшим Ивана Грозного.
«Им не нравилось, что русский царь не признавал их политического и морального лидерства», -
сказал г-н Патрушев о тиране 16-го века, известном своей устрашающей тайной полицией.
Теперь, когда г-н Путин взвешивает, насколько поднять ставки в Украине, вопрос заключается в том, насколько он придерживается конспиративного мышления своих ястребов. В Москве некоторые аналитики все еще видят в г-не Путине прагматичную жилку. Он взвешивает недовольство и паранойю, распространяемые такими доверенными лицами, как г-н Патрушев, говорят они, с более трезвым мнением таких людей, как премьер-министр Михаил Мишустин, технократ, которому поручено поддерживать работу экономики.
Заместитель Секретаря Совета Безопасности Рашид Нургалиев, директор Федеральной службы безопасности Александр Бортников, Секретарь Совета Безопасности Николай Патрушев на совещании с постоянными членами Совета Безопасности
«Эти люди - консервативные радикалы, - сказал г-н Ремчуков, руководивший в 2018 году предвыборной кампанией мэра Москвы, бывшего руководителя администрации г-на Путина. «Может быть, это и консервативный центр, но Путин в центре».
Однако многие признаки указывают на усиление влияния «радикалов». Наиболее очевидные изменения произошли внутри России, где за отравлением лидера оппозиции Алексея А. Навального в 2020 году последовали далеко идущие репрессии против активистов, средств массовой информации и даже ученых. Западные официальные лица заявили, что г-н Навальный был отравлен российским правительством, но г-н Нарышкин, глава внешней разведки, назвал отравление спланированным западными агентами, ищущими «жертвенную жертву», чтобы помочь свергнуть г-на Путина.
Работая над подавлением инакомыслия, бескомпромиссные сотрудники службы безопасности также находятся в авангарде поддержки «традиционных ценностей» как лучшей альтернативы России морально разлагающемуся Западу. Телеканал недавно был оштрафован за показ мужчины с длинными волосами и накрашенными ногтями - «не соответствующего образу мужчины традиционной сексуальной ориентации». Двое блогеров были
приговорены к 10 месяцам тюрьмы за фото сексуального характера перед собором Василия Блаженного.
«Отца и мать переименовывают в родителей номер один и два», - сказал г-н Патрушев в сентябрьском
интервью , описывая «иностранные» ценности Запада. «Они хотят дать детям право самим определять свой пол, и кое-где дошли до того, что легализовали браки с животными».
Г-н Путин повторил фразу о «родителях номер один и два» в своем
выступлении месяц спустя, но упустил зоофилию.
По мере того, как российские войска стягиваются к Украине, становится очевидным еще один элемент идеологии силовиков: прославление советского прошлого. Г-н Патрушев сказал, что распад Советского Союза «полностью развязал руки западной неолиберальной элите», позволив ей навязать миру свои нетрадиционные ценности. Он и его коллеги рассматривают Россию как страну, которой суждено вернуть себе этот статус оплота против Запада, а Украина и другие постсоветские страны принадлежат законной сфере влияния Москвы.
«Это одно из самых темных течений русского национализма, помноженное на империализм», - сказал Андрей Колесников, старший научный сотрудник аналитического центра Московского центра Карнеги. По его словам, цель российской спецслужбы - «восстановление империи».
Николай Патрушев (слева), главный советник президента Владимира Путина по национальной безопасности, утверждает, что в некоторых странах Запада узаконены браки между людьми и животными.Кредит...Сергей Карпухин/Reuters
Г-н Путин сам назвал распад Советского Союза «геополитической катастрофой». Но он также обращался за советом к ряду чиновников, в том числе с либеральными взглядами. Теперь эти чиновники в значительной степени вытеснены из правительства, а технократы вроде г-на Мишустина почти никогда не высказываются по вопросам, выходящим за рамки их непосредственной сферы ответственности.
Остается класс элитных сотрудников службы безопасности, известных под общим названием «силовики», многие из которых - такие как г-н Патрушев, г-н Нарышкин и Александр Бортников, глава российской внутренней разведки, - работали в КГБ вместе с г-ном Путиным.
Их влияние выходит далеко за рамки вопросов безопасности: г-н Патрушев, заядлый волейболист, возглавляет Федерацию волейбола России, а его сын является министром сельского хозяйства. Г-н Нарышкин курирует Российское историческое общество, помогая возглавить работу по прославлению - и, как говорят критики, обелению - российского прошлого. Г-н Шойгу, министр обороны, удовлетворяет интерес г-на Путина к природе как президента Русского географического общества и регулярно берет г-на Путина на
отдых в сибирские леса .
Аналитики говорят, что для этих чиновников рост напряженности в отношениях с Западом - это хорошо, поскольку они увеличивают свое влияние в правящей элите.
«Нарастающая конфронтация и санкции не пугают силовиков, а, наоборот, открывают для них больше возможностей», -
написала недавно Татьяна Становая, основатель политико-аналитической фирмы «Р. Политика» .
Российские аналитики теперь задаются вопросом, достаточно ли у Путина осталось прагматичной жилки, чтобы избежать открытой войны с Украиной. Закрытие в прошлом месяце в России московской правозащитной
организации «Мемориал Интернэшнл », которая долгое время злила российские службы безопасности за раскрытие преступлений советской тайной полиции, представляет собой очередной поворот г-на Путина в сторону взглядов силовиков. Но западные санкции в связи с вторжением в Украину могут иметь далеко идущие последствия, о чем свидетельствует
падение российского фондового рынка на фоне опасений войны в последние недели. А военные потери могут вызвать непредсказуемые последствия во внутренней политике и запятнать наследие г-на Путина.
«Если у нас будет война с Украиной и братоубийственная смерть, то это будет все, чем его будут помнить», - сказал редактор газеты г-н Ремчуков. - Он не может не понимать, какой это грех.
Алина Лобзина, Хава Хасмагомадова и Олег Мацнев.
© 2022 The New York Times