Собор Богородицы: история и традиции праздник

Jan 08, 2024 08:38





Икона Собор Богоматери. Конец XVII века. Русский Север. Дерево, темпера. 66,5 × 53,5. Вывезена в 1960 году экспедицией Эрмитажа из Успенской деревянной церкви 1674 года села Варзуга

На следующий день после праздника Рождества Христова, 8 января по новому стилю, православный мир отмечает важный праздник - Собор Пресвятой Богородицы. Официально празднование Собора Пресвятой Богородицы было установлено на Шестом вселенском соборе в 681 году (правило 79)



Сам иконописный образ является развернутой иллюстрацией стихиры 2-го гласа, исполняемой после псалма «Господи, воззвах» (Пс. 140) на вечерне как накануне праздника Рождества, так и накануне празднования Собора Богородицы: «Что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земли яко человек нас ради? Каяждо от тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели - пение, небеса - звезду, волсви - дары, пастырие - чудо, земля - вертеп, пустыня - ясли, мы же - Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас». Изображенная в центре композиции на фоне гор мандорла с Богоматерью, на коленях которой восседает Младенец, указывает, что Боговоплощение есть Откровение Бога, вторжение Царствия Небесного в земную историю. Темная небесная полусфера в верхней части средника соединена с однотонной с нею «славой» Богоматери. В луче света, соединяющем их, было заключено изображение голубя - символа исхождения Святого Духа. Присутствие Духа Божия прямо указывает на евангельский текст, в котором описывается тайна непорочного зачатия, сообщенная Деве Марии: «Дух святый найдет на тя, и Сила Вышняго осенит тя» (Лк. 1 : 35). Сгущение цвета от голубого к почти черному в небесной сфере и ореоле Богородицы воплощает богословскую мысль о непознаваемости Божества, о тайне «Божественного мрака» (канон Пятидесятницы, ирмос первой песни), которым окружена Божественная сущность. Остальные фигуры соответствуют словам стихиры. В верхних углах изображены ангелы, которые приносят дар пения. Справа от Богоматери - волхвы, слева - пастухи, приносящие хвалу. В нижнем левом углу помещены изображения, олицетворяющие Пустыню и Землю. Одна из них держит ясли, другая - пещеру («вертеп»).

Внизу под изображением Богородицы на фоне арки изображен человеческий собор, являющий собой Церковь земную. От ее лица Богоматерь славят преподобные Козьма Маиумский и Иоанн Дамаскин, держащие в руках свитки с текстами Рождественской стихиры и песнопения Октоиха 8-го гласа «О Тебе радуется...». Эта земная Церковь, предреченная пророками, о чем напоминает фигура пророка Иеремии, склоняющегося к «славе» Богоматери, представлена в единении с Церковью небесной, которую представляют ангелы. Само по себе редкое для этой иконографии изображение пророка примечательно тем, что Иеремия держит свиток со словами пророка Исаии: «Се Дева во чреве приимет, и родит сына» (Ис. 7 : 14), наиболее известного пророчества о рождении Христа-Премудрости

В Церкви Христовой установлен обычай: на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории домостроительства нашего спасения. Собором (греч. «синаксис») называется собрание верных в честь и память того или иного святого.

На следующий день праздника Рожества Христова Церковь прославляет Пресвятую Богородицу, от Которой благоволил родиться по человечеству Спаситель мира Господь наш Исус Христос. Велика слава Богоматери, явленная в Рожестве Господа Исуса Христа. «Посмотри на таинственное рождение Девы, - говорит св. Афанасий Великий, - Сама родила Она, сама Своими Девическими руками спеленала Младенца и Сама положила Его в ясли. Не допустила Она никому своими нечистыми руками коснуться Богомладенца». Потом, как говорится в Сказании о Рождестве Христовом, Богоотроковица поклонилась до земли Рожденному от Нее.



Собор Богоматери/ 1680-1690-е гг. Ярославль Дерево, темпера. 179 × 137 Происходит из церкви Федоровской Богоматери в Ярославле. Обращают на себя внимание торжественные «брачные» одежды представителей человеческого рода, которые приготовили себя к участию в пире Премудрости, пришедшей обновить мир.

В этот день Православная Церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием Промысла, родившей Спасителя. Именно потому, что Пресвятая Дева является Той, от которой родился, воплотился Спаситель наш Иисус Христос, и установлен этот праздник ее чествования сразу после Его Рождества.

К истории праздника. После того, как волхвы ушли из Вифлеема, Ангел Господень во сне явился Иосифу, повелевая ему, чтобы он вместе с новорожденным младенцем Иисусом Христом и Материю Его, Пречистою Девою Мариею, бежал в Египет и оставался там до тех пор, пока ему повелено будет оттуда возвратиться, так как Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Иосиф, встав, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет. Но сначала, прежде отшествия своего туда, он исполнил в храме Соломоновом все, что определено было по закону Господню, ибо дни очищения Пречистой и Пренепорочной Богоматери уже наступили, и в том храме сретили Господа нашего старец Симеон и Анна пророчица. Потом, исполнив все, что определено было в законе, Иосиф пошел в Назарет, в дом свой. Ибо так говорит святой Лука: «И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет» (Лк.2:39). Отсюда явно, что они не тотчас направились из Вифлеема к Египту, но сначала пошли в храм Господень, затем в Назарет и, наконец, в Египет.



Собор Богоматери. Псковская школа. Последняя четверть XIV в., ГТГ

О том свидетельствует и святой Феофилакт в толковании на Евангелиста Матфея, когда пишет так: «Вопрос: Как это говорит Евангелист Лука, что Господь удалился в Назарет по прошествии 40 дней по рождении Своем и после сретения Своего старцем Симеоном? А здесь святой Матфей говорит, что он пришел в Назарет уже по возвращении из Египта? Ответ: Знай, что Евангелист Лука упоминает о том, о чем умолчал Евангелист Матфей, именно - что Господь (говорит Лука) по рождестве Своем пошел в Назарет. А Матфей говорит о том, что случилось уже после того, именно: как наш Господь бежал в Египет и как по возвращении оттуда снова пошел в Назарет. Вообще Евангелисты не противоречат друг другу, но только Лука говорит об удалении Христа из Вифлеема в Назарет, а Матфей повествует о Его возвращении в Назарет из Египта».

Так, вместе с Богоматерью, в празднование Собора также совершается память тех, кто по плоти был близок к Спасителю: святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова (брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника), который сопровождал вместе с отцом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

Иосиф Обручник, будучи 80-летним старцем, по благословению первосвященника принял Деву Марию, чтобы хранить ее девство и чистоту. И хотя он был обручен Пречистой, все его служение заключалось в том, чтобы оберегать Матерь Божию.

Пророк Давид был по плоти предком Господа и Спасителя, потому что, как и надлежало быть, Спаситель, Мессия, пришел в мир из рода Давидова. А апостол Иаков называется братом Божиим, потому что был старшим сыном Обручника Иосифа - от его первого брака. Иаков был очень благочестивым человеком и по Воскресении Христовом был избран предстоятелем Иерусалимской Церкви.



Собор Богоматери. Ростово-Суздальская школа. Середина XV в. 85 × 66 см Дом-музей П. Д. Корина (филиал ГТГ), Москва, Россия

Колорит и характер изображения Собора Богородицы на ростово-суздальской и псковской иконах различны. Яркий контраст зеленого и красного цветов свойствен творениям псковского мастера. Мягкостью очертаний и теплотой охры отмечено произведение ростово-суздальского творца. Ростово-суздальская композиция в целом более богата по сравнению с псковской, она несколько изменена и дополнена. Богородица, сидящая на троне, окружена мандорлой - кругами, обозначающими святость.

Позе Богоматери придан более теплый, нежный, женственный характер. В руках она держит не образ Христа, заключенный в ромбы, символизирующие славу Христа, а младенца с поднятыми руками, к которому трогательно склонилась ее голова. Хор, расположенный у подножия престола, в три раза превышает своей численностью псковских певчих - более десяти певцов, одетых в специальные одежды. Слева от них стоит византийский гимнограф - автор песнопения. Свиток со словами своего песнопения он показывает хору, а левой рукой указывает на Богородицу с Христом, к которым обращено песнопение и которых прославляют певцы. Справа от певцов стоит другой гимнограф. Он в монашеской розоватой рясе, голубом параманде и коричневой мантии. В руках он держит свиток с надписью: "Богородице в сердце правоверным".

Толкование иконографии Собора Богоматери может быть связано с другими песнопениями рождественского цикла, например с основным песнопением праздника Собора Богоматери, его кондаком:

Иже прежде денницы От Отца без матери родивыйся, На земле без Отца воплотися днесь из Тебе. Тем же звезда благовествует волхвам, ангелы же с пастырьми поют несказанное Рождество Твое, Благодатная.

Иконография "Собора" связана с текстом кондака на Рождество Христово, написанного знаменитым византийским гимнографом VI в. Романом Сладкопевцем: Дева днесь пресущественнаго рождает,

И земля вертеп неприступному приносит,

Ангели с пастырьми славославят,

Волхвы же со звездою путешествуют; Нас бо ради родися Отроча младо Предвечный Бог.

В этом тексте Романа названы все образы, изображенные на иконе "Собор Богоматери", за исключением аллегорических образов дев.

Изображение певцов и песнопений можно встретить не только на иконах, но и на фресках. Они встречаются преимущественно в храмах, посвященных Богородице, например Акафист Богородице на фресках Благовещенского собора Московского Кремля. На фресках собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, расписанного в 1502-1503 гг. иконописцем Дионисием "со своими чады", значительная часть фресок связана с песнопениями в честь Богоматери. Большую часть занимает Акафист Богоматери. На южном люнете изображен "Собор Богородицы", на северном - композиция "О Тебе радуется", на восточном - "Покров Богородицы". Как отмечает И. Данилова, "во всех этих изображениях Богоматерь прославляется в различных аспектах: на южной стороне - как родившая Христа, на западной - как посредница между Богом и родом человеческим, на северной - как царица мира и, наконец, на восточной - как покровительница русской земли".

предстоят архиерей, князь и народ.

Иконография Собора Пресвятой Богородицы иллюстрирует текст рождественской стихиры Иоанна Дамаскина: Что типринесемъ: и является символическим вариантом иконы «Рождество Христово». Иконография Собора Богоматери имеет сербское происхождение и в русской традиции известна с XIV века.

В центре композиции изображается сидящая на троне Богородица с Младенцем на руках. Её, в соответствии с текстом стихиры, окружают ангелы, пастухи и волхвы: Ка́ѧждо […] бл҃годаре́нїе тебѣ̀ прино́ситъ: а҆́гг҃ли, пѣ́нїе: нб҃са̀, ѕвѣздꙋ̀: волсви,̀ да́ры: па́стырїе, чꙋ́до: землѧ̀, верте́пъ: пꙋсты́нѧ, ꙗ҆́сли. На иконе также изображают прославляющих Богородицу православных гимнографов и Отцов Церкви.

Что ти принесем, Владыко Христе, яко явился еси земли, яко человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей Благодарение Тебе приносит.

Ангели - пение;

Небеса - звезду;

Волхвы - дары;

Пастырие - чудо;

Земля - вертеп;

Пустыня - ясли;

Мы же - Матерь Деву.

Иже прежде век, Боже, помилуй нас.

Стихира начинается с риторического вопроса: "Что ти принесем?" - какую благодарность принесли люди и все земное, сущее явившемуся на землю Богу - Христу? Весь дальнейший текст является ответом на этот вопрос, который иконописец выражает на иконе. Здесь семь ответов и семь приношений: ангелов, небес, волхвов, пастухов, земли, пустыни и людей. Псковский мастер XIV в. в ярких иконописных образах раскрывает содержание этого песнопения. В центре иконы на красочном престоле в пурпурных одеждах восседает Богоматерь. Это один из самых сурововеличественных образов Богоматери. На груди у нее в ромбах, символизирующих славу, Христос Предвечный младенец, "Иже прежде век". В верхнем углу слева ангелы, приподняв руки, воспевая, приносят ангельское рождественское славословие: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение" (Лк. II, 14).

Слева от престола изображены волхвы, приносящие дары, о чем свидетельствуют ларцы в их руках. Икона "Похвала Богородице" воспевает чудо рождения Девой Христа. Об этом чуде свидетельствует звезда, которая обычно помещается и в композиции "Рождества" и "Похвалы". Патриарх Анатолий в высоком поэтическом стиле стихиры говорит о даре, который небо приносит Богу. Небеса дарят Христу звезду, она указывает на пришествие Христа. Звезда на псковской иконе XIV в. утрачена, она сохранилась лишь на более поздней ростово-суздальской иконе XV в., где изображены пораженные видением пастухи, указывающие на звезду. Человечество, представленное в лице пастухов, воспринимает явление Бога как чудо, оно приносит Христу восхищение чудом.

Аллегории Земли и Пустыни на иконе изображены в виде дев: женская фигура, на псковской иконе сидящая справа от престола, - Земля. Она облачена в зеленые одежды. С ней связано изображение зеленой горы и пещеры, в которой родился Христос. Аллегория пустыни более динамична, она представлена в виде девы в красной повязке с яслями в руках, которые она приносит к ногам Богоматери, ибо в яслях родился Христос.

Люди приносят Богу самое прекрасное человеческое творение - Богородицу - Матерь Деву, которая и является центром композиции. "Мы же - Матерь Деву!" - восклицает патриарх Анатолий.

Особый интерес вызывают певцы, исполняющие это песнопение. На нижней части псковской иконы расположены трое мужей с посохами, облаченные в белые одежды, и юноша, стоящий перед ними и читающий по книге. Вероятно, эта сцена изображает распространенное в церковной, особенно в монастырской, практике пение с канонархом: певцы поют вслед за чтецом. Обращает на себя внимание правый певец с поднятой рукой, которой он подает знаки остальным исполнителям. По-видимому, это главный певец, который с помощью хейрономических знаковжестов делает дирижерские указания остальным певцам. Такая система управления хором употреблялась в Византии. Среди русских икон это первое изображение дирижера, выполненное псковским мастером XIV в.

Воспоминание собора Пресвятой Богородицы, что в Миасинской обители:

В то время, как ересь иконоборцев, при содействии царя Льва Исавра, который был сам первым иконоборцем, весьма усилилась на востоке, чудотворная икона Пресвятой Девы Богородицы, находившаяся в Миасинской обители, была брошена в Азурово озеро.

Где именно находилась Миасинская обитель, об этом сообщается в житии святого Акакия, епископа Мелитинского. В этом житии мы читаем следующее.

«В расстоянии 18 поприщ от армянского города Мелитины было одно местечко греческое по имени Миасины. Это была весьма красивая, ровная и широкая долина между двумя холмами, тянущимися по обеим сторонам на далекое пространство. Среди этой долины протекала по направлению к востоку быстрая и чистая река Азур, наполнявшая всю долину вокруг себя озерами. Здесь, на особенно красивом месте, стояло идольское капище и сад из деревьев с прекрасными плодами. В этом саду приносились скверные идольские жертвы. Святой епископ Акакий очистил это место от идольских скверн и соорудил здесь церковь во имя Пречистой Девы Богородицы. Освятив новопостроенную церковь, святой Акакий сделал то место, где прежде обитали бесы, жилищем святых ангелов. Там, где прежде приносились кровавые жертвы в честь диавола, стала приноситься чистая бескровная жертва истинному Богу и совершались чудеса от иконы Пречистой Богоматери». Ясно, таким образом, что обитель, по месту названная Миасинской, была устроена при упомянутой церкви Пресвятой Богородицы. Прошло много лет с тех пор как образ Божьей Матери был брошен иконоборцами в озеро. В царствование благоверного царя Михаила и матери его Феодоры икона поднялась на верх озера и была обретена верующими в 1-й день месяца сентября, нисколько не поврежденная от столь долгого пребывания в воде. Ради такого чудесного события в той обители совершалось ежегодное празднование в честь и прославление Пренепорочной Владычицы нашей Пречистой Девы Богородицы.

Православный церковный календарь 2011» издательства Московской Патриархии :

Миасинская (Азуровская) икона Божией Матери получила свое название от Миасинской обители, находившейся в Армении.

В первые века христианства Миасинская долина, в которой позже был основан монастырь, была густо заселена язычниками. Однако к началу V в., уступая место христианству, язычество почти полностью исчезло с лица земли. По распоряжению государственной власти языческие капища разрушались, а на их месте возводились христианские храмы. Епископ Мелитинский прп. Акакий (память 17 апреля и 15 сентября) пожелал построить в Миасинах храм во имя Пресвятой Богородицы. Последние язычники не могли открыто противостоять епископу, но пытались всячески мешать ему. Несмотря на это, епископ построил храм и торжественно освятил новосозданную церковь. Таким образом, по выражению составителя жития св. Акакия, «идеже кровавые скверные диаволу творяхуся требы, тамо бескровная, чистая нача приноситися Богу жертва, и совершахуся чудеса благодатию Пречистыя Богоматере».

Впоследствии вокруг этого храма возникла обитель, которая также получила название Миасинской. Монастырь располагался на р. Азур, отсюда другое название чудотворной иконы - Азуровская. Главной святыней обители была находящаяся в ней чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Когда и кем она была написана, сведений не сохранилось.

Согласно преданию, когда на Востоке при императоре Льве III Исавре (717-741 гг.) возникла иконоборческая ересь, иноки монастыря, опасаясь уничтожения Миасинской иконы гонителями иконопочитания, погрузили ее в озеро. Когда же в царствование Михаила III (842-867 гг.) было восстановлено иконопочитание, то чудесным образом святая икона совершенно неповрежденной поднялась из глубин озера, где пребывала более ста лет. Обретенная икона была вновь перенесена в тот же монастырь. Произошло это 1 сентября 864 года, в воспоминание чего и установлен праздник «Собор Пресвятой Богородицы в Миасинах», который особенно торжественно проходил в Халкопратийском храме Константинополя.

Иконография первообраза неизвестна. На более поздних ее списках (начиная с XIX века) представлен образ Богородицы «Одигитрии» с Предвечным Младенцем на правой Ее руке.

Тропарь, глас 1:

Радуйся обрадованная Богородице Дево, пристанище и предстательство рода человеческаго, из Тебе бо воплотися избавитель мира: едина бо еси Мати и Дева, присноблагословенная и препрославленная. Моли Христа Бога, мир даровати всей вселенней.

Весь Мир православный хвалебные песни
Сегодня Марии воздаст -
Рождён был Марией Спаситель Небесный,
Что Мир от грехов наших спас.

И Память по плоти людей Его близких
Должны мы сейчас совершать -
Кто верность хранил всегда Деве Пречистой,
Чтоб Сыну и Ей помогать.

Иосифа чтим мы Обручника свято -
Её чистоту он хранил,
Давида Царя и Иакова брата,
Который Иисуса любил.

Из рода Давида, как сказано было,
Явился Спаситель тогда,
Иаков Иосифа старшим был сыном -
Христу помогал он всегда.

И мы благодарность на Небо сегодня
Всем близким Его вознесём -
Спасибо, что Сына хранили Господня,
Заботясь с любовью о Нём.

Юлия Серова

Православные праздники, Богородица, икона Богородицы

Previous post Next post
Up