Вернуть скатерть Сталинграда бриттам. Меч пока не просят

May 04, 2024 14:58





Есть два символа поддержки Сталинграда западным миром: известный меч и скатерть из Ковентри. И кажется, англичане, пожалели об этих военных подарках. По крайней мере, город Ковентри быть побратимом Волгограду отказался.



Про меч Сталинграда помнят до сих пор. Это сугубо официальный подарок в знак признания стойкости советских граждан.

Ковать его поручил лично британский король. Он же подписался под добрыми словами на клинке. Вручался торжественно Черчиллем Сталину с Тегеране.

Хорошо известны и слова Рузвельта. Когда президент прочёл надпись на мече, то потрясённо добавил:

«Воистину, у них стальные сердца».

А вот скатерть из Ковентри, ровно наоборот, штука мирная и задумана простыми домохозяйками. Никакого официоза в ней не было, но именно она положила начало традиции городов-побратимов. Первыми таким городами в 1944 стали, как раз, Ковентри и Сталинград.

В городах, и правда, есть что-то общее. Ковентри - крупный промышленный центр. И пострадал от фашистским бомбёжек намного сильнее прочих британских городов.

Известно, что о большой бомбардировке Ковентри Черчилль знал заранее. Тогда удалось вскрыть коды фашистской шифровальной машины «Энигмы».

Но собрать пожарных и медиков, объявить эвакуацию людей - значит открыть немцам, что их шифры читают. В итоге политика перевесила человечность. Ковентри позволили разбомбить фашистам.

До сих пор, если смотреть на спутниковые снимки Ковентри, очень хорошо видна полоса другого цвета. Именно по ней заходили германские бомбардировщики. Сколько лет прошло, а шрам на лице города виден до сих пор.

Про руины Сталинграда и говорить нечего. В ходе боёв город был почти стёрт с лица Земли. Когда рисовал по архивных фото мультфильм о мече Сталинграда - физически тяжело было. Даже через снимки ужас происходящего накрывает с головой.

Впрочем, в отличие от Сталинграда, который бомбили каждый день, бомбёжка Ковентри стала едва ли не единственной, не считая обстрелов Лондона, серьёзной операцией фашистов на британской земле.

И до сих пор у историков есть немало вопросов как это могло состояться. Иногда закрадывается подозрение, что гитлеровцам помогли пройти воздухом к Ковентри, чтобы посильнее ужаснуть нацию в каких-то сугубо политических целях мистера Черчилля.

Бомбардировка эта случилась вечером 14 ноября 1940 года. Тогда германские бомбардировщики поднялись с аэродромов во Франции и пошли по сигналам британских радиомаяков.

Надо помнить, что это эпоха, когда даже у нас летали по «компасу Кагановича» - по железной дороге. А в штатах до сих пор стоят гигантские бетонные стрелки, показывающие направление к побережью. Ночной налёт в таких условиях - дело крайне непростое.

И тут начинается удивительное. Черчилль заранее знал о бомбёжке Ковентри, но даже истребители не подняты для отражения атаки.

Более того, при налёте было положено менять частоту и глушить сигналы радиомаяков. Но почему-то этого сделано не было. Германские лётчики с комфортом шли на прекрасно различимые британские радиомаяки!

От бомбёжки тогда пострадали шестьдесят тысяч зданий. Пожар видели за двести километров. Бомбы упали и на собор Святого Михаила.

Погибло под бомбами более пятисот человек и около тысячи пострадало. Англичане были настолько шокированы, что появился новый глагол «ковентрировать» - уничтожить город бомбами.

Примечательно, что других бомбёжек такой силы немцы против англичан больше не применят. При том, что сами англичане насчитывают аж 41 бомбёжку Ковентри, но ничего похожего на первую не было.

Со всеми натяжками, считается, что за следующие сорок бомбёжек в Ковентри погибло столько же людей, сколько за одну первую. Это было показательное выступление, которое совершенно не сравнить с тем, что пришлось вынести городам советским.

Женщины Ковентри пишут известное обращение к женщинам Сталинграда:

«Из города, растерзанного в клочья главным врагом мировой цивилизации, наши сердца тянутся к вам, тем, кто гибнет и страдает гораздо больше нашего».

Эти слова были отпечатаны на листовках, которые раздавали по заводам, магазинам и женским организациям Ковентри. Был организован даже сбор средств для поддержки жителей Сталинграда. Собрали, не сказать, чтобы много - скидывались всего по шесть пенсов, но сам факт для капиталистической страны удивляет.

Для страны совсем недавно участвовавшей в интервенции против Советской России. Для страны, с которой в 1927 году у Союза едва не вспыхнул горячий конфликт. До сих пор в историографии те события зовут «Военной тревогой 1927 года».

Тогда же вышивают разноцветными нитками скатерть в подарок жителям Сталинграда. Явно никакого общего плана или эскиза не было. Белое полотно покрыто вышитыми подписями разных семей Ковентри.

Почитать иные надписи любопытно. Например, ни к селу, ни к городу, на скатерти вышита поговорка «В гостях хорошо а дома лучше». Так же читаем «Медицинская помощь России» - именно на неё собирались средства.



Сама скатерть из музея в Волгограде

Также хорошо видна надпись «Сталинград освобождён в феврале 1943». Любопытно, кстати, почему эта скатерть появилась только после коренного перелома в Великой Отечественной? Когда стало понятно, что советский народ теперь уже точно погонит фашистского зверя в его логово.

Любопытно, если бы Сталинград остался за Гитлером… Кому вышивали бы скатерть патриотические дамочки из Ковентри? Непростой вопрос.

Есть и ещё один скользкий момент - скатерть, вроде как, была задумана ещё в сорок третьем. Мол, тогда собирали деньги и тогда же расписывались на скатерти, чтобы позднее превратить подписи в вышивку.

Только сама скатерть была вручена Сталинграду только в 1947 году. Четыре года вышивали не самую большую скатерку? Или всё-таки надеялись на операцию «Немыслимое», когда британские колонны локоть к локтю с недобитыми фашистами замаршируют против проклятых коммунистов?

Также читаем на скатерти «Братство связывает всех храбрецов Земли». И главную надпись скатерти: «Лучше маленькая помощь, чем большое сочувствие».

На скатерти расписались 830 семей. Помножить на шесть пенсов, мда, помощь и правда не великая. Но от чистого сердца.

Особенно умиляют вышитые на скатерти цветочки. Полное ощущение, каждый вышивал, что пришло в голову и как умел.

Если меч Сталинграда - произведение оружейного искусства, то скатерть выглядит откровенно чудновато. Большая простынка с разрозненными фразами, подписями, вышивками. Есть в этой простоте какая-то честность и наивность.

Кстати, перед отправкой в Тегеран меч Сталинграда выставлялся в Ковентри. По данным музея, пятнадцать тысяч человек пришли посмотреть на будущий подарок советскому народу.

Сохранился и текст телеграммы, отправленной антивоенным комитетом Ковентри в Сталинград:

«Мы, женщины Ковентри, шлем свой привет вам, женщинам Сталинграда и вместе с вами всем храбрым женщинам всего Советского Союза, в вашей вызывающей восхищение борьбе против нашего общего врага, гитлеровского фашизма.

В глазах всего мира Ковентри - это символ бесчеловечности и убийственной жестокости, с которой нацисты ведут свою войну против гражданского населения обеих наших стран…

Мы снова приветствуем вас, женщины Сталинграда, салютуем вашему невероятному мужеству и вдохновенному самопожертвованию и клянемся выполнить всё необходимое до нашей полной общей победы».

Любопытно, что послание из Туманного Альбиона не осталось без ответа. В Сталинграде на заводах прошли собрания, по итогам которых сделали альбом с подписями и составили ответ:

«Сёстры наши боевые, дочери великого английского народа. С каждым днем войны крепнет наша дружба. Нас объединяет чувство жгучей, священной ненависти к врагу, мы едины в своем стремлении уничтожить фашистских варваров... Да здравствуют женщины Ковентри, помогающие разгрому фашизма...Женщины Ковентри заслужили безграничную симпатию наших людей».

Примечательно, что англичане долгое время считали бомбёжку Ковентри - самой страшной трагедией Второй Мировой. Пока не увидели во что превратили гитлеровцы Сталинград.

После Победы, в 1945 году город Сталина посетила супруга Черчилля - Клементина. В дневнике она потрясённо запишет:

«Что за страшная сцена разрушений предстала моим глазам. Сперва я подумала, что это очень похоже на разрушения в центре Ковентри или разбомбленные здания вокруг собора Святого Павла, только гораздо огромнее, казалось, им не было конца!»

Впрочем, что бы ни говорили политики, чтобы не выплюнул через год в Фуллтоне муж госпожи Черчилль, жители Ковентри и Сталинграда заявляли о дружбе, о военном братстве.

Ещё в 1944 году член городского совета Ковентри Чарльз Баррат написал обращение в Сталинград с предложением городам стать побратимами. И побратимство это продержалось до наших времён. Почти восемьдесят лет.

И вот сегодня Ковентри от братских связей отказался. Чиновники делают карьеру, а дружить с Россией в мире западном ныне невыгодно. Ничего личного.

Может достать из запасников Сталинградского музея ту самую скатёрку? Да со всем уважением отправить обратно в Ковентри? Пусть почитают, что на скатерти вышито про братство храбрецов и общего врага.

Может щёлкнет у нынешних политиков из Британии в головах? Что разрывая иные побратимства, они становятся на сторону тех, кто этот самый Ковентри жёг бомбами. Осталось только капитуляцию гитлеровской Германии признать недействительной и всё сойдётся. Как полагаете, щёлкнет?

источник

Сталинград, Великобритания, Великая Отечественная война, Сталин

Previous post Next post
Up