"Тавр" Богдан Кротевич, начальник штаба бригады "Азов"*
Бригаде «Азов*», лидеры которой, по словам лидеров, придерживаются культуры «взаимного уважения», поручено отражать безжалостные атаки русских, в то время как оккупанты в основном используют артиллерийское несоответствие.
В пятнадцати милях к востоку от гарнизонного города Лиман на восточном фронте Украины уже несколько месяцев идут отчаянные бои. Некогда зеленый
сосновый бор Серебрянский превратился в сгоревшие пни, напоминающие образы с Соммы, уничтоженные во время российских атак, направленных на ликвидацию украинских окопов.
Опасаясь, что летом прошлого года линия фронта может дать трещину, украинское командование перебросило на этот сектор пехотную бригаду «Азов*». Их задачей было и остается отражать то, что 29-летний старший сержант первого подразделения батальона с позывным «Масло», назвал «постоянными нападениями, каждый день, иногда в течение 24 часов». Время от времени бригада совершает опасные контратаки в пешем порядке.
"Масло", старший сержант первого батальона "Азов*", говорит, что Россия серьезно превосходит Украину в вооружении на линии фронта. Фото: Юлия Кочетова / The Guardian
Плохая видимость, возможно, 30 метров, где лес толще, и несоответствие снаряжения усложняют бой. Маслоев, чей позывной переводится как “масло”, описал "более или менее стабильное" соотношение артиллерии пять к одному в пользу русских, хотя он считает, что на наиболее напряженных участках фронта оно ближе к 10 к одному, например, во время зимней битвы за Авдеевку, которая досталась оккупантам в феврале.
Атаки российских беспилотников также множатся, добавил солдат, что отражает успешный переход Москвы к военной экономике. Но, пожалуй, самой серьезной проблемой, с которой сталкиваются защитники, являются российские планирующие бомбы, запускаемые с расстояния до 70 км самолетами Су-34 и Су-35. Это оружие средней точности, которое, если попадет в цель,
может нанести ущерб целям внизу.
Макс, старший сержант второго батальона, говорит, что «по сектору можно запускать от 100 до 150 планирующих бомб в день». Это заявление позволяет предположить, что утверждения официальных украинских военных, что за первые 77 дней на линию фронта попало 3500 планирующих бомб, может быть заниженным. Оружие может нести 500 кг или 1,5 тонны взрывчатки, последняя из которых может «взорвать кратер шириной 30 метров и глубиной от 7 до 10 метров», говорит он.
Понятно, что солдаты на передовой боятся более крупных бомб - и их перехват или самолетов, которые их запускают, является задачей противовоздушной обороны (которой Украине не хватает) или, возможно, истребителей F-16, вооруженных ракетами большой дальности, хотя и немногочисленными. Ожидается, что западные самолеты с обученными пилотами будут готовы задолго до конца года, и их окончательное количество остается неопределенным.
Макс, старший сержант 2-го батальона «Азова», стоит среди обгоревших деревьев и выжженной земли в лесу. Фотография: Юлия Кочетова/The Guardian
В феврале Украина перебросила на фронт одну из немногих своих систем ПВО «Патриот», подбив, по данным ВВС, 10 Су-34 и два Су-35, но в начале марта передовая система была повреждена российской ракетой, что лежит в основе рискованного характера боя воздух-земля, хотя в Пентагоне заявили, что он был отремонтирован примерно неделю спустя.
Такие дисбалансы в вооружениях, вызванные длительным перерывом в военной помощи США
, который закончился только на этой неделе, и медленным развитием европейского производства оружия, начали влиять на моральный дух украинцев. Высокопоставленные деятели в частном порядке признают, что мобилизация большего количества людей для участия в боевых действиях становится сложной задачей: некоторые бегут из страны или подумывают об этом, в то время как другие сосредотачиваются на поиске подразделений, командиры которых не будут подвергать их ненужному риску.
По оценкам, до недавнего времени на Украине воевало 400 000 солдат России, и эта цифра возрастает до 500 000, что создает немедленную потребность в большем количестве защитников, а также в восполнении потерь (официальное среднее количество украинских солдат, убитых в месяц, составляет около 1300, а число раненых как минимум в три раза больше). Широко распространено ожидание, что Москва вскоре попытается начать более интенсивное наступление, хотя есть признаки того, что усиление уже началось.
Две недели назад главнокомандующий Украины генерал-полковник Александр Сырский заявил, что «ситуация на восточном фронте значительно ухудшилась», и что период сухой и теплой погоды способствовал новым российским атакам танков и бронетехники. По оценкам украинской военной разведки, от 20 000 до 25 000 россиян концентрируются к западу от Бахмута в районе Часова Яра, надеясь захватить возвышенность в центральном Донбассе - но что более важно, есть признаки формирования 5-километрового российского плацдарма к северо-западу от Авдеевки.
Диапазон неотложных потребностей Украины определяется широтой оборудования, поставляемого в среду из США в пакете на 1 миллиард долларов, который включает артиллерийские снаряды, ручные зенитные ракеты Stinger, противотанковые средства Javelin и бронемашины Bradley. Еще один пакет стоимостью 500 миллионов фунтов стерлингов, объявленный Великобританией, также включает в себя 400 бронемашин. Особая проблема, по словам украинских медиков, заключается в наличии достаточного количества защищенного транспорта для перевозки раненых с поля боя.
Солдаты ВСУ подписывают недавно отремонтированный знак, обозначающий въезд в Донецкую область после визита президента Украины. Фотография: Юлия Кочетова/The Guardian
Эксперты полагают, что в ближайшем будущем потребуются дополнительные раунды военной помощи, чтобы приостановить ухудшающееся положение Украины, включая как минимум еще семь батарей противоракетной обороны «Патриот» для защиты ее городов и подавления бомбардировок на фронте. «Пока это не контрнаступательный пакет для Украины, и реальной перспективы контрнаступления в этом году нет. Следующий год будет трудным, и вполне возможно, что Украине придется уступить еще больше территорий, прежде чем ситуация стабилизируется», - говорит Мэтью Сэвилл, аналитик лондонского аналитического центра Royal United Services Institute (Rusi).
Что трудно оценить, так это ущерб, причиненный отказом республиканцев США финансировать Украину, а также темпами Европы по наращиванию промышленной поддержки. Хотя солдаты на передовой, такие как Макс, сообщают, что «на каждого украинца погибает 10 или 15 русских», команда Руси мрачно полагает, что Россия может выдержать уровень потерь примерно от 20 000 до 30 000 в месяц (примерно нынешний уровень) за еще примерно год, что позволит силам Москвы атаковать всю линию фронта.
Украина, гораздо меньшая страна, должна найти способ мобилизовать больше молодых людей. «Средний возраст украинской армии составляет 43 года, - говорит Сэвилл, - и это означает, что Украине придется мобилизовать больше молодых людей, которых они до сих пор пытались защитить». К тому времени, когда западное военное промышленное производство достигнет пика к концу года, как предсказывает Киев, будет потеряно больше украинских жизней - и Сэвилл утверждает, что оставшаяся часть 2024 года может быть посвящена попыткам защитников измотать российских агрессоров когда-нибудь после 2025 года.
Бригада "Азов*" насчитывает около 5000 бойцов и заявляет, что у нее есть список очередников. Фотография: Юлия Кочетова / The Guardian
Однако в лесах вокруг Лимана есть иная точка зрения. Хотя на последнем этапе боевых действий горстке бригад пришлось нелегко, «Азов*» заявляет, что разгромил российских нападавших в Серебрянском лесу. Бригада численностью более 5000 человек отказалась от любых ультраправых ассоциаций, на что постоянно обращала внимание российская пропаганда перед вторжением, и является одним из элитных подразделений вооруженных сил, полностью состоящим из добровольцев. Члены бригады говорят, что для новобранцев существует список очередников, позволяющий им выбирать.
31-летний начальник штаба “Азова*” Богдан Кротевич по прозвищу "Тавр" утверждает, что высокий моральный дух, сплоченность подразделений и готовность позволить быть услышанными всем чинам, не обязательно демонстрируемым где-либо еще, были ключом к успеху, противопоставляя этот стиль традиционной иерархической модели советского командования “старого пердуна”. Культура “взаимного уважения” призвана гарантировать, что жизни солдат не будут потрачены впустую, и командир подчеркивает молодой возраст бригады: средний возраст “на юге - 35 лет”, добавляя, что если вы молоды, “у вас есть настрой, вы конкурентоспособны, вам есть что доказывать”.
Тавр говорит, что культура "взаимного уважения" направлена на то, чтобы жизни солдат не были потрачены впустую. Фото: Юлия Кочетова / The Guardian
Высокого боевого духа и свежего мышления в лучших подразделениях Украины будет недостаточно для победы в войне за национальное выживание, а временный характер поддержки Запада на практике (несмотря на оптимистичные заявления политических лидеров) расстраивает многих украинских солдат. Тавр жалуется, что запад до сих пор поставлял оружие только для создания “патовой ситуации, которая, возможно, удобна для запада, даже несмотря на то, что продолжают гибнуть мирные жители”, отмечая, что по меньшей мере восемь человек погибли в результате бомбардировок в городе Днепр и его окрестностях на прошлой неделе.
*«Азов» признан в России «террористической организацией» и запрещен.
источник: Guardian News