Как-то так
Эти невероятно трагические события 19 века, которые случились в Южной Америке, имеют немало белых пятен. В результате этой войны довольно развитая страна была отброшена в своем развитии назад, и до сих пор испытывает последствия той национальной катастрофы.
Чтобы понять причины войны, надо обязательно видеть карту. Парагвай еще нередко называют сердцем Южной Америки. Но серьезный минус такого местоположения - нет выхода к морю. А кроме того, у него были неурегулированные территориальные споры с Бразилией и Аргентиной, связанные с наследием колониальных времен, когда граница между государствами определялась весьма условно.
Свое наименование Парагвай получил от реки - Парана, которая впадала в залив на Атлантическом побережье Ла-Плата. Сюда спускались вниз к морю парагвайские корабли, груженые ценной древесиной и матэ.
К середине 19 века Парагвай стал одной из самых развитых стан Южной Америки. К такому состоянию ее привел Карлос Антонио Лопес. Его называют диктатором, потому что он сконцентрировал всю власть в своих руках, но нельзя не признать, что его реформы были эффективными. Он активно приглашал в страну европейцев, чтобы простимулировать развитие промышленности, строил дороги, национализировал землю, пытался улучшить начальное образование, установил дипломатические отношения с европейскими государствами. Правил он 18 лет, а после смерти его на посту Президента сменил сын Франсиско Солано Лопес.
Карлос Антонио Лопес
В отличие от своего отца Франсиско Солано Лопес вызывает очень спорные точки зрения. Многие европейские и американские историки считают его неразумным, агрессивным и воинственным диктатором, который чуть не погубил свою страну. А местные жители называют героем, его изображения печатают на денежных знаках, его именем называют главные проспекты городов.
Так что же произошло?
С детства Франсиско Солано Лопес воспитывался как будущий военачальник. Еще при жизни отца в 17 лет он стал бригадным генералом. Бывал в Европе, в том числе посещал местах сражений Крымской войны. Она была самой крупной на тот момент в Европе, в результате которой погибло около 450 тыс. человек (значительная часть жертв была русскими).
Придя к власти, он модернизировал армию. К 1860 году она значительно превосходила по военной мощи соседние государства и в численности, и в оснащении. Любопытно, что Лопес заказал в Европе 5 броненосцев, но они не успели прийти к началу вооруженного конфликта.
Многие отмечают, что у него были экспансионистские намерения заполучить порт на побережье Атлантики, что было вполне логичным, чтобы национальной экономике стать частью мировой.
И тем не менее война не была неизбежной. К ней вела череда разных обстоятельств, дипломатических ошибок и политических и военных амбиций.
Начало войны приблизило вторжение Бразилии в Уругвай. Она решила защитить своих подданных, которых в этой небольшой стране насчитывалось около 20 тысяч, и на них местное правительство стало оказывать давление. И вот на помощь Уругваю пришел Франсиско Солано Лопес: мол, руки прочь. Тем более во главе Уругвая стоял дружественный парагвайцам правитель.
Парагваю с Уругваем делить было нечего: общей границы у них не было. И они вроде как в некотором смысле родственники (вместе были испанской колонией). Так что почему бы не насолить бразильцам (бывшим португальским владениям). Тем более у парагвайцев горели подошвы, очень хотелось продемонстрировать свою боевую мощь. А у бразильцев армия была так себе.
30 августа он предъявил Бразилии ультиматум против интервенции в Уругвай. Но его предупреждение было проигнорировано и бразильские войска вторглись в Уругвай 16 октября. 13 декабря 1864 года Франсиско Солано Лопес принял важное решение объявить войну Бразилии и вторгся в спорную территорию Мату-Гросу.
Но поскольку у Парагвая с Уругваем не было общей границы Лопес обратился к Аргентине с тем, чтобы пересечь ее территории и выйти к границе с Уругваем. И неожиданно для себя получил отказ. Разгневавшись, он объявил войну и ей. В итоге образовался Тройственный союз из Аргентины и Бразилии, а в Уругвае к тому моменту пришел к власти пробразильский правитель, и она тоже присоединилась к противникам Парагвая.
Гравюра того времени. Президент Лопес проводит мобилизацию.
«Насколько его действия были рациональными, спровоцированными Бразилией и Аргентиной и, по сути, направленными на защиту национальных интересов, находящихся под угрозой (возможно, даже выживания его страны), или иррациональными, агрессивными и экспансионистскими - бразильская интервенция в Уругвае давала предлог и возможность для страдающий манией величия, мечтающий реализовать мечту об империи? До сих пор это является предметом дискуссий (в целом в этой войне немало белых пятен - прим. авт).
Но каковы бы ни были мысли, стоящие за его действиями, какова бы ни была мотивация, решение Солано Лопеса объявить войну сначала Бразилии, а затем Аргентине и вторгнуться на обе их территории оказалось серьезным просчетом, который должен был иметь трагические последствия для парагвайского народа. По крайней мере, Солано Лопес сделал огромную ставку - и проиграл», - Лесли Бетелл "Парагвайская война
Первые годы парагвайская армия имела преимущество, благодаря тому, что ее вооруженные силы составляли 38 тыс. человек из 60 тыс. в резерве. Кроме того, они были неплохо обучены, а еще в Парагвае стояли очень укрепленные и неприступные крепости на водных артериях. Реной флот - ключевой транспорт в стране. Но она была совершенно не готова к затяжной войне. Попросту неоткуда было брать человеческий ресурс. Все таки на другой стороне стояли более могущественные страны. В Бразилии на тот момент проживало 10 миллионов человек, в Аргентине - 1,5 миллиона, в Уругвае еще 250-300 тыс. Население Парагвая составляло 300-400 тыс.
Тем более, что и тут отметилась рука Великобритании, которая хотя формально и соблюдала нейтралитет, однако активно снабжала оружием бразильцев. Кстати, и те 5 броненосцев, заказанных в Европе, которые не успели прийти в Парагвай к началу боевых действий, в конце концов оказались у бразильцев.
Любопытно, что и тогда использовались знакомые пропагандистские клише о том, что это цивилизованный мир борется с авторитарным диктатором. И это при том, что "цивилизованный мир" как минимум Бразилия, на тот момент была рабовладельческой страной.
И тем не менее эта война продолжалась долгих шесть лет, а закончилась по крайней мере формально 1 марта 1870 года, когда бразильцы настигли и убили Лопеса.
Но еще несколько лет продолжалась партизанская война. Парагвайцы полностью поддерживали своего Президента, считая, что они воюют за свое выживание как нации. И хотя государство сохранилось в значительной степени из-за противоречий победителей - Тройственного союза, но потеряло 40% своей территории.
Довольно страшными оказались демографические последствия. Мужское население было уничтожено. В последние годы войны под ружье ставили детей и женщин. А в послевоенное время власти вынуждены были разрешить многоженство, потому что мужчин попросту не хватало. Кажется, и в 21 веке не все политики понимают чем чревата демографическая катастрофа для нации.
Даже спустя 150 лет после завершения той войны нация так и не смогла восстановить свое могущество. Страна остается одной из самых бедных в мире. Отметим и то, что современные политики продолжают жить прошлым, они ищут в нем идею национального объединения и самосознания, оправдывая неудачи и отсталость экономики той давней войной.
Место гибели Президента Парагвая Франсиско Лопеса и небольшой памятник.
«Я не думаю, что какая-либо другая латиноамериканская страна прошла через то, что пережил Парагвай. Вот почему это оставило такой сильный след в коллективном сознании Парагвая», - историк Хериб Кабальеро.
источник