Уже много лет обсуждается проект гигантского моста через Берингов пролив. Однако воз и ныне там. Моста нет. И, скорее всего, не будет никогда…
Проекты по соединению Евразии и Северной Америки появились аж в конце XIX века. Но нынче на дворе 21 столетие. Там, где по задумке инженеров позапрошлого века должны были возвышаться ванты величественного моста, до сих пор плещется море. Мост, ну или на худой конец тоннель, между двумя материками не построили и в 20 веке, да и вряд ли построят в наше время. «Аффтар», откуда такой пессимизм?! А вот откуда...
Где деньги, Зин?
Даже самые смелые фантазии заканчиваются там, где речь заходит о деньгах. Очень больших деньгах.
В 1904 году американские железнодорожные магнаты предложили царю Николаю грандиозный проект по строительству тоннеля через Берингов пролив и развитию сопутствующей инфраструктуры. Его смета составила 365 млн долларов. За 100 с лишним лет доллар значительно девальвировался. Поэтому можете смело умножить 365 млн на 10 - 15 раз. Получится очень внушительная сумма, сравнимая с годовым бюджетом некоторых небедных стран.
Гипотетический мост получится поистине золотым...
Найдутся ли инвесторы, готовые вложить поистине астрономическую сумму в проект, который окупится... лет через 100? Это был риторический вопрос, если что 🙃
Проблемы с инфраструктурой
На Аляске дорожная сеть и сопутствующая инфраструктура развиты относительно неплохо. А вот на Чукотке всё не так радужно… На полуострове нет не только железной дороги, но даже трассы с асфальтовым покрытием здесь большая редкость. Чукотку с большой землёй связывают так называемые «зимники» - это не имеющие твёрдого покрытия дороги, которые функционируют только зимой.
Поэтому если кому-то захочется соединить два материка, ему придётся не менее половины всего бюджета потратить на создание инфраструктуры полуострова и прилегающих к нему территорий. А это не только дороги. Это и линии электропередач, освещение, вышки сотовой связи, депо, заправки, гостиницы и многое другое.
Пока Чукотка может похвастать только трассой Колыма - Омсукчан - Омолон - Анадырь. Правда, и с ней не так всё радужно. Во-первых, это гравийная дорога. С комфортом по ней не покатаешься.
Как видите, на автобан она не тянет
Она скорее предназначена для большегрузных авто, которые должны вывозить тяжёлые грузы с рудников. Во-вторых, мегатрасса, чья общая длина должна составить 2229 км, строится с 2011 года, а когда она будет закончена, не скажет никто…
Дела политические…
Скажем честно - сегодняшние отношения России и США полная дрянь. Причём не понятно, когда они будут нормализованы. Между тем именно на плечи этих двух стран ляжет основная масса забот по строительству гипотетического моста.
Американскому орлу и русскому медведю сейчас точно не до моста..
С другой стороны - политика как раз и может поспособствовать строительству. В 1958 году американский инженер Тунг-Йен Лин предложил построить мост «для развития торговли и взаимопонимания между народами Соединенных Штатов и Советского Союза». Это был сугубо политический проект, а не экономический. Он должен был сблизить две сверхдержавы. Быть может, что-то подобное будет предложено лет через n-ать, когда закончится новая Холодная война.
В этом просто нет никакого смысла…
Представьте, что вы в своём Барнауле сели за баранку старенькой «Нивы». Проехали мимо Читы, Иркутска, Владивостока, свернули в Магадан, пересекли Чукотку и по мосту через пролив оказались на Аляске. Потом свернули в Канаду, проехали Ванкувер, а затем оказались в Лос-Анджелесе, прямо на пороге дома какой-нибудь домохозяйки Мэг, с которой до поездки познакомились в соцсетях.
Крутая перспектива? Крутая. Вот только гораздо проще и дешевле было бы взять авиабилет до Лос-Анджелеса 🧐 Бизнес, в том числе тесно связанный с государством, рассуждает также. Везти товар в Северную Америку и обратно в Евразию проще с помощью авиации и морского транспорта.
Быть может, сухопутное сообщение имело бы смысл, если бы между Россией и США был огромный товарооборот. Однако в 2023 году США не вошли даже в ТОП-5 торговых партнёров нашей страны. Хорошо, присовокупим товарооборот с Канадой, Мексикой и другими странами североамериканского континента. Но даже в этом случае товарооборот не вырастет настолько, что будет выгодно вкладывать гигантские деньги в строительство моста через Берингов пролив и сопутствующей инфраструктуры.
«Зелёные» против
Лет 20 назад «зелёные» представляли собой сборище фриков, голосование за которых было сродни тому, чтобы поставить галочку напротив пункта «Против всех». Ныне же «зелёные» обзавелись нешуточными мускулами. Они определяют общественную повестку целых стран, а в ряде государств плюхнулись в высокие чиновничьи кресла.
Эту милую даму зовут Анналена Бербок. Она глава МИДа Германии и недавний сопредседатель партии немецких «зелёных». Помимо борьбы за экологию, она одна из главных лоббистов отправки оружия на Украину
США пока не захватила зелёная паранойя. Но время не стоит на месте. Лет эдак через 5 - 7, если демократы удержат власть, местные «зелёные» и стоящие за ними корпорации и армия городских сумасшедших, вполне могут стать серьёзной политической силой.
С корпорациями всё понятно. Если это будет выгодно, они построят хоть атомную электростанцию посередине Берингова пролива. Но с армией поклонников зелёной повестки будет сложней. Из-за уничтожения места обитания каких-нибудь морских ежей, которое несомненно случится из-за возведения моста, они отравят жизнь строителям. Протесты и хулиганские выходки вроде захватов судов - это будут только цветочки их бурной деятельности. Кто после этого захочет связываться с таким «токсичным» мостом?
источник