Как устроено русское чудо (окончание).

Mar 21, 2024 11:47


12-я часть

Вместо заключения. Гении - русское чудо-оружие



Могучее средство для развития страны и борьбы с новым фашизмом

Что нужно для нашей исторической победы? Да, конечно: и огромные запасы сырья, и ёмкий внутренний рынок, и капиталы, и развитая промышленность, и рать квалифицированных тружеников.



Но есть ещё один фактор: плеяда национальных гениев. Способных сотворять чудеса и обеспечивать эпохальные прорывы. С максимальным результатом на вложенные ресурсы.

Плутоний, циклотрон и Курчатов-чудотворец

Наступает тяжёлый 1943 год. Мы только что одержали победу в Сталинградской битве, но потерпели тяжёлое поражение под Харьковом. В Америке уже вовсю идёт работа по созданию ядерного оружия (Манхэттенский проект), в Москве об этом отлично знают благодаря разведке. Янки сильно опережают нас: их первый исследовательский реактор запускают в декабре 1942 года, на стадионе Чикагского университета. То есть американцы уже получили возможность превращать обогащённый уран в ещё более мощную «атомную взрывчатку» - плутоний. В СССР об этом тоже знали. Но как получить плутоний у нас? Ведь первый наш «атомный котёл» заработает лишь в 1946‑м. А свойства нового элемента надо изучать уже сейчас. Где же взять его в стране, охваченной огнём тяжелейшей войны? Ведь в природе плутония не встретишь, из земли не выкопаешь.

Великий творец нашего Атомного проекта Игорь Курчатов (1903-1960) нашёл выход. Всё‑таки в Советском Союзе Академия наук с тридцатых вела ядерно-физические исследования. (Всесоюзные конференции по атомному ядру в стране шли с 1933‑го.) Игорь Васильевич с сентября 1942‑го возглавлял «урановую» лабораторию №2 АН СССР, работу коей курировал лично Иосиф Сталин. Именно Курчатов в марте 1943‑го выдаёт идею: а ведь первые лабораторные объёмы плутония можно получить и без реактора. Он предлагает использовать циклотрон: ускоритель ионов и протонов. В Союзе его строили (вторыми после США, но первыми в Европе!) ещё в 1932-1937 годах в ленинградском Радиевом институте. Итак, если бомбардировать ионами тяжёлого водорода, разогнанными в циклотроне, литиевую мишень, то ядра лития начнут превращаться в ядра бериллия, с испусканием нейтронов. А те, в свою очередь, бомбардируют уранилнитрат в оболочке из парафина. Который (в итоге двух превращений) и даст желаемый плутоний.

Приходилось спешить. Сегодня нам известно, что первый завод по производству плутония янки запустят 4 ноября 1943‑го. Нам в тот год такие возможности и не снились. Приходилось начинать с циклотрона

Но как его использовать? Ведь Ленинград ещё осаждался немцами, кольцо полной блокады наши войска смогли пробить только 18 января 1943‑го. Однако сиё не снимало самой осады. И речи не шло о том, чтобы организовать плутониевые исследования в голодном городе, находившемся под артобстрелами. Курчатов предлагает: в ЛФТИ (Ленинградском физтехе) перед войной велось строительство мощного циклотрона. Но закончить его не успели. Значит, нужно вывезти из осаждённого Питера крайне важную часть установки - высокочастотный генератор - в Москву и там быстро соорудить мощный циклотрон

Как вспоминал в 1975‑м выдающий советский физик Леонид Неменов (1905-1980), именно ему, сотруднику ЛФТИ, вместе с инженером П. Глазуновым поручили доставку генератора из Ленинграда в Москву. Пожалуй, в этой истории отразилась вся тогдашняя эпоха. Тут вам и опасный полёт на самолёте на бреющем над Ладожским озером на Хатенский аэродром. И сбор нужных узлов. Например, электромагнит забирали с завода «Электросила», всего в трёх километрах от линии фронта, когда на территорию прилетело 35 немецких снарядов. А потом секретный груз, погруженный в два вагона, пришлось отправлять по железнодорожной ветке от Лесной в Тихвин, через простреливаемый врагом участок. Причём делали это с помощью партизан…

А потом был ударный труд по сооружению циклотрона в Москве, задействование в этом ныне погибшего завода «Серп и Молот», предприятия «Прожектор» и мастерских Института горючих ископаемых АН СССР. И вот в ночь с 24 на 25 сентября 1944‑го циклотрон заработал, выбросив голубоватый пучок дейтонов. А потом на нём получат и первые образцы плутония.

Вот так скрещение гениального ума Игоря Курчатова и мощного развития науки с индустрией в СССР позволило решить труднейшую задачу. Мало того, московский циклотрон затем позволит смоделировать и рассчитать первый фазотрон для Объединённого института ядерных исследований в наукограде Дубне. И всё это - тоже последствия того, что государство сумело задействовать поистине богатырский ум Курчатова. Как оценить его эффект? В каких триллионах? Всё то, что добывала советская разведка из недр проекта «Манхэттен» в США, пропало бы втуне, не имей мы своих гениев науки и мощной промышленной базы. Ещё об эффекте «золотых мозгов»? Достаточно просто представить себе то, что могло стрястись, не сумей государство Сталина задействовать гений Курчатова и ему подобных. Не появилось бы у нас ядерного «аргумента». И уже в начале 1950‑х над Северной Пальмирой в стратосфере блеснули бы крылья американской «суперкрепости». Пилоты опускают на окна кабины толстые непроницаемые светофильтры, начиная на форсаже уводить «стратофортресс» прочь. А над Ленинградом - ярче тысячи солнц - рождается гигантская вспышка. И раскалённая газовая сфера поглощает и Адмиралтейство, и Зимний, и Биржу, и мрачноватую массу Исаакия…

К тому и веду разговор, что гении - это для нас чудо-оружие невероятной силы.

Сила немногих

Нам по окончании войны на Украине придётся использовать все свои силы, всю национальную изобретательность, чтобы выстоять и лечь на курс развития. И тут без плеяды гениев не обойтись.

Давайте ещё раз приведём наглядный пример. Возьмём хорошо известный XIX век. Именно он заложил основу для сказочного рывка в развитии человечества. Причём усилиями не столь уж многих гениев.

Наш мир стоит на использовании двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Без них не было бы массовой автомобилизации, теплоходов и тепловозов, не родилась бы авиация, долгое время бывшая нереактивной. Но появлением мотора внутреннего сгорания мы обязаны немногим: французу Этьену Ленуару, немцам Николаусу Отто, Готтлибу Даймлеру, Рудольфу Дизелю, русскому сербу Огнеславу Костовичу. Первый автомобиль на ДВС - это Карл Бенц, 1885‑й.

Радио и телевидение развиваются из изобретения беспроволочной электромагнитной связи. А это - заслуга физика Генриха Герца, изобретателей радиосвязи Александра Попова и Гульельмо Маркони.

Сама проводная электромагнитная связь, телеграф и телефон, от коих прямая дорожка ведёт в нынешнему интернету? Это гении Сэмюэля Морса (Морзе) в 1844‑м и Александра Бэлла в 1876‑м.

Что вырабатывает ток на мощных тепловых и атомных станциях? Мощные паровые турбины. Их рождением мы обязаны британцу Чарльзу Парсонсу (1884).

Кто открыл дорогу к использованию электрической энергии, создав первый в мире её генератор? Майкл Фарадей, 1834‑й.

Мы уже говорили о том, что всю современную электрическую цивилизацию, основанную на дальних передачах тока на тысячи километров, создали те, кто породил трёхфазный электродвигатель переменного тока: серб Никола Тесла и Михаил ДоливоДобровольский. Русский. электрический свет? Это Александр Лодыгин (1873) и Томас Эдисон (1879). Кому мы в принципе обязаны и прививками от бешенства, и появлением антибиотиков? Основателям микробиологии в XIX веке - французу Луи Пастеру и русскому Илье Мечникову. Современная хирургия с анестезией? Создана Николаем Пироговым. Вильгельм Рентген подарил нам собственно рентгеновский аппарат в 1895‑м. Ну и собственно радиоактивность открыли супруги Кюри, получившие чистый радий в 1898‑м, тем самым начав путь к овладению ядерной энергией. Первый корабль не из дерева, а из металла? Изамбар Брюнель, Англия, 1843‑й. Первый серийный паровоз того типа, что работал до 1950‑х? Джордж Стефенсон, британец, в 1829‑м. Прорыв в химии в виде периодической системы элементов? Русский гений Дмитрий Менделеев, 1869‑й. Бессемеровский процесс, позволивший получать миллионы тонн качественной стали? Генри Бессемер, англичанин, 1856‑й. По сути, он тоже - сотворец современной цивилизации. Первый в мире нефтеперегонный завод современного типа и первый нефтепровод? Русский, Александр Шухов, 1878‑й и далее. Электродуговая сварка? Русский новатор Николай Бенардос, 1882‑й. Железобетон, основа нынешнего строительства? Фокс, Ламбо, Монье, с 1829 по 1867 год. Кто создал принцип компьютера на двоичном коде и построил первый механический аналог ЭВМ? Британец Чарльз Бэббидж, 1820-1833 годы.

Кто придумал принцип реактивного двигателя? Николай Телешов, 1867‑й. Гусеничный трактор? Федор Блинов, 1888 год…

Именно эти гении обеспечили колоссальный рывок в развитии производительных сил человечества. Нынешние информационные технологии и искусственный интеллект пока не дали ничего сравнимого с ним.

Чудо-оружие

А теперь представим себе, что Великая Россия нашла способ отыскивать (а то и порождать) гениев, по мощи сравнимых с титанами XIX-ХХ столетий. Более того, она создала все условия для того, чтобы они могли себя реализовать, подчас создавая сети сотрудничества и порождая мощные научно-технические школы. Да, безусловно, в сегодняшней РФ это невозможно: в сырьевой экономике им просто негде развернуться. Военно-промышленный комплекс для них слишком тесен и закрыт. Но в Великой России, где идёт бурная индустриализация (с органичным ей протекционизмом и суверенной кредитнофинансовой политикой), где мощные государственные проекты развития и пятилетки совмещены с частной инициативой, гении востребованы. Им есть где развернуться и воплотить свои гениальные проекты.

Вы можете представить себе, какое гигантское преимущество мы обретём, если сможем в самое кратчайшее время обеспечить на своей территории деятельность сотни гениев уровня Попова, Теслы, Шухова, Курчатова или Королёва? Нет, не «размазав» их на век, а именно сконцентрировав их? Мы просто покорим мир!

Как этого добиться?

Пока еще гении возникают, так сказать, «диким» образом. Но уже Сталин пробовал их выявить и пробудить. Ради этого в СССР образование делалось доступным для всех, его подкрепляла мощная индустриализация. Твори, выдумывай, пробуй! Для пробуждения гениев в ход шли развивающие игры и сами игрушки в детских садах.

«Одним из важных центров разработки, внедрения и изучения игрушки в СССР 1930‑х годов (наряду с Загорском) был город Горький. Именно здесь в августе 1933 года прошла первая конференция по игрушке, в которой приняли участие представители этой отрасли со всей страны, причём её участники говорили о конференции как о «начинании горьковского края» (ЦАНО. Ф. 2581. Оп. 1. Д. 404. Л. 18).

«Для каждого из нас понятно, что ребенку хочется иметь всамделишную игрушку, так, чтобы он исходил не из метафизики, чтобы ему не приходилось верить на слово, а чтобы он сам видел, что если это трактор, так чтобы он пыхтел, чтобы у него колеса двигались», − говорилось на открытии конференции (Там же: Л. 7)».

Отличная система политехнической средней школы (мини-университета), развитая система научно-популярных изданий и фильмов, огромная система кружков научно-технического творчества для детей и юношества, система вузов - всё это работало одновременно и на создание нового человека (стахановцы), и на пробуждение гениев, на встраивание их в грандиозный процесс развития СССР. А вся эта сфера (от детских садов до вузов) питалась мощным развитием производительной экономики.

Сталину и СССР после него многое удалось на сём пути. Достаточно изучить историю изобретений и прорывных разработок в нашей стране. И сегодня мы просто обязаны на новом уровне возродить единую систему воспитания и образования, известную нам по эпохе первых пятилеток, обеспечив её жизнь с помощью неоиндустриализации. Но мы не должны копировать всю модель полностью. К сожалению, монопольная и забюрократизированная система советской экономики сопротивлялась прорывным инновациям. Их приходилось внедрять. То есть заставлять их принимать. Недаром всего 2% отечественных изобретений находили применение в СССР. А вот остальное, увы, подхватывалось американцами, европейцами, японцами.

Потому Великая Новая Россия, всячески развивая кружки юного творчества, должна иметь смешанную экономику. Где помимо планового (социалистического) сектора и военно-промышленного комплекса обязаны существовать и мощные частные корпорации. Аналоги знаменитой инжиниринговой компании Александра Бари, которая позволила развернуться гению Александра Шухова. Сами гении также должны иметь возможность учреждать свои компании, дабы развивать собственные изобретения. Пускай такие фирмы соседствуют с сильными государственными научными центрами и прорывными национальными проектами вроде новой урбанизации или полёта на Марс.

Каждый талантливый ребёнок в нашей Великой России, независимо от социального статуса или имущественного положения его семьи, должен считаться национальным достоянием и колоссальным ресурсом.

Нужно использовать детские и юношеские центры научно-технического творчества (их должно финансировать государство!) для поиска талантов и их сортировки по направлениям. Для этого хороши и конкурсы творчества, знакомые нам по СССР, и специальные когнитивно-гуманитарные технологии. Например, технология «картирования мозговых структур» с помощью рентгеновской томографии нового типа, о которой говорит её создатель - Сергей Савельев, доктор биологических наук, завлабораторией развития нервной системы НИИ морфологии. То есть можно изначально определять призвание юных и давать им тот вид деятельности, который обеспечит им счастье творчества: «…Существуют структурные предрасположенности и структурные ограничения. Т.е. существует специализация, и суть гения в том, чтобы он нашёл такое занятие, которому соответствует структурная, т.е. физическая (по количеству нейронов, полей и ядер) предрасположенность головного мозга. Вот тогда он будет гением…»

Выявленные в массовой системе воспитания, образования и детского творчества таланты должны попадать в заведения следующего уровня. То есть в специальные школы при университетах, академических институтах и высокотехнологичных предприятиях. Там их таланты должны оттачиваться и находить применение. Там должны использоваться психотехнологии для всемерного обострения интеллектуальных, когнитивных способностей (это - отдельная тема). Там молодые гении должны учиться среди себе подобных умников с парадоксальным мышлением, занимаясь при этом в мастерских и лабораториях. Проходя практику и ученичество у пламенных энтузиастов на действующих предприятиях и НИИ - у исследователей, конструкторов, инженеров. Именно таким людям должно обеспечиваться образование в вузах.

Да, нужна новая модель экономики и общества. Пускай у нас не будет миллиардеров-олигархов из сырьевого сектора и низких переделов переработки сырья, королей бюджетных подрядов. Главное - найти средства и кадры для гигантской сферы «человекостроения» и производства гениев, тут - социализм. Пускай у нас славными и богатыми становятся творцы научно-технических чудес. Ибо их успехи принесут Руси космические взлёты. И тогда падут стены Тьмы, что надвигается на наш мир…

Максим Калашников

Специальная экономическая операция, Русская весна, русский народ, Русский мир, Русская Национальная идея, история СССР

Previous post Next post
Up