Иногда новости кажутся настолько обычными, что едва привлекают внимание, хотя и переворачивают мир с ног на голову.
Иногда невинное резвление на поверхности отвлекает от гнили, простирающейся внизу. Именно это произошло на прошлой неделе, когда администрация Байдена объявила о своих планах направить Украине дополнительные 300 миллионов долларов в качестве временного решения до тех пор, пока Конгресс наконец не примет пакет финансирования. По словам советника по национальной безопасности Джейка Салливана, этот пакет помощи стал возможен благодаря «непредвиденной экономии средств» по различным контрактам с оборонной промышленностью на замену оборудования, уже отправленного в Украину.
Поначалу это казалось приятной новостью. В конце концов, что плохого в том, чтобы сэкономить немного денег? Однако реальность гораздо сложнее. То, что на самом деле объявил Джейк Салливан, было не просто случаем обнаружения 300 миллионов долларов сдачи под диванной подушкой Пентагона, но еще одним грязным актом в медленно развивающейся и недооцененной драме, которой является продолжающийся крах американской армии.
Чтобы понять почему, полезно начать с некоторых основных фактов о военной помощи Америки Украине. Когда Пентагон решил отправить оружие в Киев, оно в основном было взято из уже имеющихся запасов. Это было неизбежно, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, производство боеприпасов в США было совершенно недостаточным для удовлетворения потребностей военного времени. Во-вторых, сроки нового производства были просто слишком долгими: многие виды оружия, заказанного для Украины в 2022 году, реально будут готовы к использованию только после окончания войны. Итак, Соединенные Штаты лишили свои собственные склады оборудования - и на этом дело не закончилось. В некоторых случаях оно похищало боеприпасы и оружие из собственных боевых порядков. В других странах он также лишил многих своих союзников, таких как Южная Корея, большого количества техники.
Все это поднимает важный вопрос: когда кто-то отправляет в Украину уже существующее оружие, потому что производство нового слишком непрактично и медленно, сколько на самом деле стоит это оружие? К сожалению, однозначного ответа не существует. Например, часть оружия, отправленного в Украину, больше не производилась и фактически не могла производиться. Это может быть связано с тем, что их электронные компоненты устарели, заводы и инструменты были распроданы, производитель прекратил свое существование и так далее. Таким образом, хотя армия США действительно могла заплатить около 40 000 долларов за
ракету «Стингер» в середине восьмидесятых годов, экстраполяция стоимости одной ракеты сегодня является в лучшем случае вопросом догадок. Даже в менее драматичных случаях, когда боеприпасы все еще производятся, затраты по-прежнему могут быть чрезвычайно нестабильными: цена приобретения 155-мм артиллерийских снарядов для союзников по НАТО выросла примерно в четыре раза с начала войны на Украине.
Для Америки это позволило отправить на Украину огромное количество натовского оружия, лишь приблизительно оценивая реальную стоимость этого оружия. И неудивительно, что это в значительной степени стимулировало оптимистические оценки: чем меньше вы говорите о стоимости снарядов и ракет, тем больше их вы можете отправить в рамках выделенного бюджета на замену. Конечно, если вы занижаете смету затрат или инфляция и нехватка рабочей силы означают, что оборонной промышленности больше не выгодно производить продукцию по такой цене, конечным результатом станет своего рода бюджетное разграбление. Что-то забрали, деньги по идее выделили на замену, но то ли по наивности, то ли по коррупции, то ли по злому умыслу, этих денег недостаточно, чтобы реально оплатить замену. В конечном итоге у вас осталась большая дыра в вашем бюджете и большая дыра в вашей военной готовности. Не имеет значения, намеренно ли занижены затраты или просто занижены; результат тот же. Политический класс США, долгое время веривший, что их страна может пойти куда угодно и сделать что угодно, просто не в настроении принять «нет» в качестве ответа.
«В конечном итоге у вас останется большая дыра в вашем бюджете и большая дыра в вашей военной готовности».
Бюджетные рейдерства не ограничиваются войной на Украине. Когда, например, Конгресс не пожелал выделять финансирование на чрезвычайно поляризующий вопрос о южной пограничной стене, администрация Трампа на короткое время выдвинула идею простого изъятия этих денег у вооруженных сил США. В других странах ВМС США в настоящее время
планируют оплачивать свои текущие операции в Красном море, забирая деньги из средств, которые они ранее выделили на крайне необходимые программы модернизации. Другими словами, бюджет ВМФ разъедается: важнейшие будущие инвестиции съедаются для поддержания ежедневных операций.
Почему это происходит? Для краткости достаточно отметить, что в США больше даже не существует регулярного бюджетного процесса. К сожалению, мало кто понимает, насколько нефункциональным стал Конгресс в наши дни и какие последствия это имеет для многих важных институтов. Чаще всего ему вообще не удается принять бюджет; и даже когда ему это удается, расходы по счетам хронически задерживаются. Самым центральным и практическим результатом этого является то, что большая часть расходов США осуществляется на автопилоте. По разным причинам внесение изменений в расходы или реагирование на новые события или внезапные потребности становится практически невозможным.
Когда люди сегодня говорят о огромном уровне долга США (34,5 триллиона долларов и быстро растет) или о продолжающемся дефиците федерального бюджета (свыше 1,6 триллиона долларов в 2024 финансовом году), они часто предполагают, что эти вещи являются проблемами будущего. Все согласны с тем, что в какой-то момент эти финансовые проблемы начнут по-настоящему вредить глобальному положению страны; люди просто расходятся во мнениях относительно того, когда это начнет происходить. К сожалению, реальность такова, что огромная долговая нагрузка и дефицит федерального бюджета уже начинают разрушать Америку изнутри. Это не проблема далекого будущего; это проблема здесь и сейчас.
Поскольку над Конгрессом висит дамоклов фискальный меч, вместо того, чтобы выделять дополнительное финансирование для покрытия реального роста расходов, теперь название игры - бюджетные махинации и бюджетные рейды, перетасовка денег из одного «пула» в другой. Но когда эти деньги перетасовываются, они, как правило, не возмещаются. «Бассейн», который был опустошен для того, чтобы собрать деньги на что-то еще, остается пустым, ожидая пополнения, которое, возможно, никогда не наступит.
Именно этот фундаментальный сбой в американской системе сейчас проявляется во всех местах, во всех заголовках. Таким образом, когда Пентагон обнаруживает около 300 миллионов долларов «экономии», позволяющей отправить больше оборудования в Украину, это на самом деле бухгалтерский трюк. Но этот трюк принадлежит целому семейству иллюзий, и их влияние на американскую армию в целом быстро становится катастрофическим. Таким образом, теперь мы читаем истории о том, как Национальная гвардия США
временно сократила свои бонусы за удержание в разгар масштабного кризиса набора персонала или о том, что ВВС
отменили специальные пошлины для многих должностей в службе. Структурное недофинансирование вооруженных сил, похоже, носит эндемический характер.
Однако особенно беспокоит даже не отсутствие денег как таковое, а то, как поддерживается этот фарс. В немецком фильме «Прощай, Ленин» мать восточногерманской семьи впадает в кому прямо перед обрушением Берлинской стены. Когда она в конце концов просыпается, коммунизм уже рухнул, и Восточной Германии больше не существует. Ее дети, которым сказали, что сердце ее матери, вероятно, не выдержит шока от этого откровения, затем решили создать иллюзорный мир вокруг своей матери. Они совершают обыск в кладовых в поисках продуктов питания старых марок, транслируют фейковые новости и грабят чердаки друзей и соседей в поисках коммунистических памятных вещей.
Сегодня Америка все больше напоминает зеркальную версию этого капиталистического дома веселья. Ее политический класс представляет собой скорее седовласую геронтократию, чем класс позднего Советского Союза, и они во многом родились в то время, когда богатство США было безгранично, а военная мощь США не имела себе равных. Однако, чтобы защитить веру в то, что ничего не изменилось, поддерживается гораздо более системный обман; Вместо кладовых и чердаков США совершают набеги на бонусные фонды для своих моряков и солдат и грабят деньги, предназначенные для содержания своих кораблей и самолетов. При этом долги продолжают расти, а реальный бюджет (с учетом инфляции) продолжает сокращаться.
Малкольм Кеюн - писатель-фрилансер, живущий в Уппсале, Швеция.