17 марта 1940 года - в Москве был испытан первый танк Т-34

Mar 18, 2024 10:27





Эта мощная машина встала на вооружение советской армии за год с лишним до начала Великой Отечественной войны.



Еще в октябре 1937 года танковое КБ Харьковского паровозостроительного завода получило от Наркомата обороны техническое задание на колесно-гусеничный танк - неуязвимый, мощный, но легкий.

Созданием его корпуса занялся М.И. Таршинов, башней и вооружением - А.А. Молоштанов, трансмиссией- Я.И. Баран, ходовой частью - В.Г. Матюхин.

Руководство проектом осуществлял А.А. Морозов, а главным конструктором нового бюро стал Михаил Кошкин.

В процессе доработок и испытаний удалось доказать Сталину, что гусеничный танк будет надежнее, чем колесно-гусеничный.

Из вооружения новая машина получила пушку калибра 76 мм и четыре пулемета.

В ночь на 17 марта 1940 г. две «тридцатьчетвёрки» прибыли на Ивановскую площадь Кремля. Кроме М. И. Кошкина, в Кремль допустили только двоих водителей завода № 183. Танк № 1 вёл Н. Ф. Носик, а № 2 - И. Г. Битенский (по другим данным - В. Дюканов). Рядом с ними на месте стрелка располагались сотрудники НКВД.

Утром к танкам подошла большая группа партийных и государственных деятелей - И. В. Сталин, В. М. Молотов, М. И. Калинин, Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов и другие.

С утра здесь выстроились экипаж и инженеры КБ, пришли руководители Наркомата обороны - народный комиссар тяжелого машиностроения В. А. Малышев, руководители Автобронетанкового управления РККА, видные советские военачальники и инструкторы. На центральной площади Кремля, вблизи замечательного создания старинных русских мастеров - Царь-пушки, выстроились в линию новейшие образцы техники для Красной Армии. Этот показ последних образцов военной техники - танков, бронемашин, артиллерийских орудий и тягачей - был непривычным еще для директоров оборонных заводов и руководителей конструкторских коллективов, поэтому каждый из них, естественно, волновался, готовясь доложить о результатах выполнения правительственных заданий.

Рядом со своими боевыми машинами в кожаных костюмах и черных шлемах стояли танковые экипажи, составленные из заводских специалистов и водителей-испытателей. Им предстояло показать свои машины в действии. Руководители партии и правительства вышли на площадь, направились к выстроенным в ряд боевым машинам. Увидев кировцев, Ворошилов отделился от общей группы и поздоровался с Котиным за руку.

Начальник ГАБТУ Д.Г. Павлов отдал рапорт Сталину.

И. В. Сталин, выслушав рапорт старшего из военных, сразу же направился к тяжелым танкам и осмотрел их со спокойным деловым интересом.

Разъяснения о назначении и боевых возможностях машин давали главные конструкторы. В ходе своего доклада Котин не умолчал о трудностях управления танком KB, о повышенной загазованности боевого отделения, о недостаточной надежности коробки передач, над которой коллективу предстоит еще серьезно потрудиться. При обсуждении тактико- технических характеристик машин, их достоинств и недостатков все присутствовавшие непринужденно вступали в разговор, открыто высказывали свое мнение. С особым интересом осматривали танк, побывавший в бою на Карельском перешейке. План осмотра боевых машин включал и показ ходовых качеств, насколько это возможно было в стесненных условиях кремлевских площадей.

После доклада и осмотра танки разъехались: один - к Спасским, другой - к Троицким воротам. Не доезжая до ворот, они круто развернулись и понеслись навстречу друг другу, эффектно высекая искры из брусчатки.

Проделав несколько кругов с поворотами в разные стороны, танки по команде остановились на прежнем месте. Новые машины понравились вождю, и он распорядился, чтобы заводу № 183 была оказана необходимая помощь по устранению имевшихся у А-34 недостатков, на которые ему настойчиво указывали замнаркома обороны Г. И. Кулик и Д. Г. Павлов. Причём последний смело сказал Сталину: «Мы дорого заплатим за выпуск недостаточно боеспособных машин».



Новая машина понравилась вождю.

После кремлёвского показа танки направились на НИБТПолигон в Кубинку, где, в частности, были проведены их испытания обстрелом из 45-мм пушки. После попадания в башню двух снарядов с дистанции 100 м разрушились стёкла и зеркала смотровых приборов, оторвался налобник прицела, а также нарушились сварные швы по контурам бронировок смотровых приборов и у днища ниши башни. В результате деформации погона башню заклинило. Правда, находившийся в танке манекен остался цел, а заведённый перед обстрелом двигатель продолжал работать. Было принято решение увеличить толщину днища ниши башни с 15 до 20 мм и усилить болты крепления кормового люка.

Помимо испытаний обстрелом, проводились и ходовые испытания. Танки преодолевали подъёмы в 15-16° со снежным покровом до 1,5 м. При этом отмечались низкие сцепные качества гусениц. Силой удара танки ломали отдельно стоящие сосны диаметром до 700 мм. При испытании герметичности корпуса танка от проникновения горящей жидкости были получены лучшие, по сравнению с другими танками, результаты.

В заключение было отмечено, что обе машины А-34 соответствуют предъявляемым требованиям и превосходят состоящие на вооружении РККА танки. Но без устранения отмеченных недостатков (перечень из 86 пунктов) танк А-34 не мог быть запущен в серийное производство.

31 марта 1940 года состоялся осмотр первого опытного образца танка А-34 и было проведено совещание, на котором присутствовали нарком обороны К. Е. Ворошилов, его заместитель Г. И. Кулик, начальник АБТУ Д. Г. Павлов, нарком среднего машиностроения И. А. Лихачёв, его заместитель А. А. Горегляд и главный конструктор М. И. Кошкин. В итоге был подписан протокол № 848 о постановке танка Т-34 (А-34) в серийное производство на заводе № 183 и СТЗ. При этом указывалось на необходимость при серийном изготовлении предусмотреть увеличение забронированного объёма башни с целью более удобного размещения членов экипажа. Башню следовало увеличить без изменения углов наклона броневых листов и увеличения диаметра погона. Рацию требовалось перенести из башни в корпус. Государственной комиссии по испытаниям танка поручалось в пятидневный срок утвердить чертежи Т-34 для производства в 1940 году.

Уже 31 марта было принято постановление о ее серийном производстве.

“Т-34 был, бесспорно, подлинным шедевром военной техники”, - писали немецкие журналы. А немецкий генерал-фельдмаршал Клейст и вовсе назвал Т-34 лучшим в мире.

Т-34 является самым известным советским танком и одним из символов Второй Мировой войны.

По материалам: СМИ "Обозник"; «Семейные истории»

Сталин, вооружение СССР, танки

Previous post Next post
Up