13 февраля 1706 года - битва при Фрауштадте, убийство шведами русских пленных

Dec 25, 2021 05:44


Одной из малоизвестных страниц русской истории является одна из трагедий Северной войны - сражение при Фрауштадте. Саксонско-русское войско потерпело тяжелое поражение, и сотни русских пленных солдат были зверски истреблены шведами.



Февраль 1706 года. Великая Северная война в разгаре. Петр I бьется со шведским королем Карлом XII за выход к Балтийскому морю и вообще - за то, чтобы стать частью «большой европейской семьи». Боевые действия ведутся в Прибалтике, на территории современной Беларуси и в Польше, где шведам противостоят войска союзника Петра короля Саксонии Августа II Сильного (Саксония в то время была с Польшей единым государством). В составе саксонских войск - вспомогательный русский корпус примерно в 6 тысяч человек.

Пока Карл XII с основными силами осаждает хорошо укрепленную крепость Гродно, в которой заперся русский гарнизон, в Польше действует небольшая армия под командованием генерала Карла Густава Реншёльда. Ее-то и пытается разгромить Август Сильный, точнее, одна из его армий под командованием генерала Матиаса фон дер Шуленбурга (впоследствии - участника знаменитой битве при Мальплаке, где он сражался на стороне австрийцев против французов). Саксонцы имеют почти трехкратный численный перевес, поэтому Реншёльд сражения избегает, в течение некоторого времени отступает, но в начале февраля, найдя подходящую для действия конницы равнину у местечка Фрауштадт, решается дать бой.

Несмотря на то, что шведов значительно меньше, они строятся так, что флангами охватывают армию Шуленбурга (как Ганнибал при Каннах охватил римские легионы). И первыми идут в атаку как раз на флангах, где правит бал смертоносная шведская конница. На одном из флангов она почти моментально опрокидывает неприятеля и заходит в тыл. В центре также полная катастрофа для Шуленбурга: обратив в бегство саксонскую гвардию и французских гренадер, которые находились на службе у Августа, солдаты Вестманландского и Вестерботтенского полков захватывают пушки. Это был большой успех для Реншёльда, поскольку до начала битвы шведы артиллерии не имели вовсе. Теперь она у них есть, они разворачивают стволы и начинают яростно палить по ошалевшим уже от такой прыти саксонцам. А после того, как два полка саксонской армии - те самые французские гренадеры под командованием Жуаёза и швейцарский полк де Маллерака - переходят на сторону шведов и бросаются в штыковую атаку на своих недавних соратников, начинается повальное бегство. Это был разгром, который произошел всего за 45 минут.

Но сражение на этом не закончилось. Шведам не удалось опрокинуть левый фланг саксонского войска, на котором сражался русский вспомогательный корпус.

Русские батальоны были окружены и в течение нескольких часов вели бой, расстреливаемые захваченной у саксонцев артиллерией, сдерживая атаки шведов, ходя в контратаки. Саксонский командир Г. Гольц сбежал и сдался в плен. Но русские не дрогнули, их возглавил полковник Самуил де Ренцель, он организовал оборону. Первая линия почти вся погибла в бою. К ночи полковник Ренцель смог штыковой атакой прорвать шведское кольцо и вывести из окружения остатки корпуса - около 2 тыс. измученных солдат, многие были ранены. Шведы в этом бою потеряли около 500 убитыми и более 1 тыс. ранеными, почти все потери были у русских позиций. Практически вся саксонская армия была взята в плен или сбежала - о трусости командиров и солдат говорит тот факт, что шведы захватили 7 тыс. заряженных ружей, их хозяева даже по одному разу не выстрелили. По шведским данным, потери армии Шуленбурга составили более 7 тыс. убитыми и 7,6 тыс. сдавшимися в плен.

Надо отметить и предательскую роль саксонского правителя Августа. Он с 10-15 тыс. саксонским корпусом (в основном кавалерия) стоял всего в 10-15 милях от сражения, но вместо того, чтобы поддержать армию Шуленбурга, Август сбежал в Краков.

Военное преступление.

В битве при Фрауштадте наглядно проявилось отношение «просвещённых европейцев» к «русским дикарям». Армия Шуленбурга была многонациональна: саксонцы, русские, поляки, французские, шотландские и швейцарские наёмники. После победы шведские солдаты брали в плен всех, кроме русских.

После боя все русские пленные были убиты победителями. Это злодеяние не было продиктовано яростью кровавого безумия, которое солдаты испытывают в пылу боя.

Очевидцы потом вспоминали, что русские пытались выворачивать мундиры красными подкладками наружу, чтобы смешаться с саксонцами, однако это их не спасало.

Капитан русской службы шотландец Томас Аргайль обратился к шведскому полководцу с призывам вспомнить человечность и правила ведения боевых действий, но Реншельд ответил, что «ни человечность, ни законы войны не распространяются на животных, каковыми были, есть и останутся русские».

«Трупы лежали в три слоя, размочаленные шведскими штыками, - пишет современный шведский историк Петер Энглунд. - Часть объятых ужасом русских, пытаясь избежать такой судьбы, выворачивали свои мундиры наизнанку, красной подкладкой наружу, чтобы таким образом сойти за саксонцев». Но хитрость раскусили и, как вспоминал другой участник сражения, «узнавши, что они русские, генерал Реншельд велел вывести их перед строем и каждому прострелить голову…»

Нужно обязательно вспомнить, что нескольким офицерам-немцам, служившим в русской армии, шведы предложили выйти за кольцо окружения, но эти немцы гордо ответили: «Мы все здесь русские!» - и разделили судьбу своих солдат.

Очевидцы говорят о том, что под шведскими штыками погибло около пятисот русских. Тот же историк говорит: «В битве при Фрауштадте обнаружилась непонятная, истинно звериная жестокость шведов именно относительно русских».

Пленных кололи копьями и штыками, раненых добивали на поле боя, часть генерал Реншильд велел вывести перед строем и каждому прострелить голову. Другой очевидец событий рассказывал: около 500 русских пленных «тут же без всякой пощады были в этом кругу застрелены и заколоты, так что они падали друг на друга, как овцы на бойне».
К сожалению, когда после Полтавской битвы Реншильда взяли в плен, к нему было проявлено неуместное великодушие.

Карл ХІІ не был возмущён убийством пленных - Реншельд был удостоен графского титула и звания фельдмаршала.

Не было ещё никаких гитлеров, никаких теорий о высшей расе, но шведский полководец знал, что русских нужно истреблять - мы для них другие, чем-то очень опасные, от нас нужно избавляться.

После Полтавы Реншельд был взят в плен - Пётр повелел вернуть ему шпагу и поднял бокал за учителей. Как вы думаете, мы такие гуманисты - или такие забывчивые? А Петр Первый, наверное, тоже называл шведов «партнерами»?

Судьба остатков русского корпуса

Из оставшихся в живых солдат был создан полк трёхбатальонного состава. В августе 1706г саксонская армия, не оказывая сопротивления шведскому вторжению, ушла из Саксонии в Австрию, где войска были интернированы. Шуленбург предложил русским офицерам поступить так же. Но военный совет русского полка постановил отказаться. Тогда саксонцы сложили с себя всякую ответственность за русское соединение, одновременно шведский король Карл XII потребовал от Августа и австрийского императора выдать ему русских солдат. Ренцель решил пробиваться в Россию. Русские солдаты отправились через Цесарскую и Бранденбургскую землю в Польшу, в Люблин, где стояла русская армия. Поход продолжался 16 месяцев. К своим вышло 1300 человек. За проявленную доблесть русский царь произвел Ренцеля в генерал-майоры, а из приведенного отряда сформировали Саксонский полк. В дальнейшем Ренцель также доблестно служил России. Отличился в Полтавской битве, Пётр лично возложил на Ренцеля знаки ордена святого Андрея Первозванного и назначил командиром дивизии.

история Руси, Швеция

Previous post Next post
Up