Terms & Policies.Только что закончивший поездку в Украину, старший научный сотрудник Института Гудзона, Джан Касапоглу, предлагает отчет о военной ситуации о войне там, сосредоточив внимание на этой неделе на нетрадиционных военных возможностях Украины.
В предыдущей
аналитической записке Института Гудзона анализировались военные действия Вооруженных сил Украины по выводу из строя Керченского моста в оккупированном Крыму. В этом специальном выпуске представлен анализ трех дополнительных вариантов оборонной разведки с открытым исходным кодом, а также текущая оценка поля боя в последнем разделе.
Военная необходимость изучения нетрадиционных вариантов Украины
Неделя на Украине прояснила один аспект нынешней войны: нынешняя ситуация не является тупиковой. Такая оценка может привести к катастрофическим последствиям для Организации Североатлантического договора и оборонной архитектуры Европы.
Нет сомнений в том, что у России есть много преимуществ и что ситуация на местах остается опасной для Украины. Действительно, геометрия поля боя в значительной степени статична, в то время как Россия имеет преимущество в формировании сил и артиллерии. Более того, инженерные подразделения российских вооруженных сил подготовили глубокий и многоуровневый оборонительный комплекс, на Украине отсутствуют аналогичные структуры, способные
стабилизировать фронт в случае ухудшения ситуации.
Более того, Кремль может продолжать набор и дальнейшую мобилизацию из большого резерва рабочей силы, насчитывающего миллионы человек, в то время как Украина не смогла даже завершить свой недавний мобилизационный проект. Хуже того, преступные партнеры России, Северная Корея и Иран, повысили боевое мастерство российских вооруженных сил посредством систематических поставок оружия. В совокупности эти факторы привели к резким различиям в возможностях противодействия силам и силам на местности воюющих сторон, что в долгосрочной перспективе отдает предпочтение Москве.
Но эта война - не тот спринт, который представлял себе Кремль, - это марафон. Хотя Россия может обладать выносливостью для ведения затяжного конфликта, Украина демонстрирует растущее мастерство в использовании нетрадиционных военных возможностей для борьбы с многочисленными преимуществами России.
Это специальное издание, хотя и не является прогнозом разведки или набором конкретных рекомендаций по оборонной политике, рассматривает три таких варианта. Каждый из них потенциально может помочь Киеву добиться успеха в этом марафонском конфликте.
Вариант 1: Нападение на совместный российско-иранский завод по производству беспилотников и другие военно-промышленные объекты на территории России
Нанесение удара по совместному российско-иранскому заводу по производству беспилотных летательных аппаратов глубоко на территории России будет иметь как военный, так и политический вес для Украины. Такая атака также нашла бы отклик в Тегеране, послав сильный сигнал Исламской Республике и ее грозному Корпусу стражей исламской революции, чтобы они уменьшили свою роль в конфликте.
Угроза, исходящая от барражирующих боеприпасов «Шахед» иранского производства, которые сейчас производятся в России под маркой «Геран», растет. В последнее время Россия увеличила использование этих боевых дронов, и российские боевые формирования теперь могут использовать десятки единиц оружия каждую неделю.
Более того, новые варианты линии Шахида становятся все более эффективными. Как подробно описано в недавнем выпуске информационного бюллетеня Hudson, большое количество
новых «Шахедов», включая вариант «Шахед-238» с реактивным двигателем, вступило в строй. Другие платформы базовой линии оснащены боеголовками, оснащенными вольфрамовыми шариками, шрапнелью или термобарическими боеголовками. Новый класс семейства обладает специальными покрытиями, снижающими радиолокационную заметность дронов. Обрушение дрона
показало, что некоторые шахиды имеют при себе SIM-карты «Киевстар» и модемы, которые позволяют им составить карту украинской ПВО перед последующими атаками.
Нельзя недооценивать масштабы угрозы, которую представляют для Киева боеприпасы «Шахед». Дроны создают три конкретные проблемы для Украины.
Во-первых, они истощают и без того скудные ресурсы противовоздушной обороны страны. Включив сирены в зоне атаки, даже полностью перехваченная волна может парализовать работу таких критически важных объектов, как Одесский порт.
Во-вторых, залпы «Шахед» отвлекли маневренные средства противовоздушной обороны Украины (M-SHORAD), такие как зенитные орудия Flakpanzer Gepard калибра 35 мм, на защиту населенных пунктов. Эти средства лучше используются, выполняя предназначенную для них функцию - сопровождение тяжелых бронетанковых и механизированных формирований для защиты их от воздушных угроз.
В-третьих, дроны «Шахед» используются в смешанных ударных комплексах наряду с ракетами, что еще больше усложняет ситуацию для ПВО Украины.
Недавние сообщения в СМИ
указывают на то, что новый завод по производству беспилотников в Татарстане, управляемый совместно Россией и Ираном, является вероятным источником многих барражирующих боеприпасов «Шахед» российских военных. Таким образом, завод представляет собой законную цель для украинских ударов. Если его не остановить, завод продолжит производить тысячи вариантов «Шахедов»,
еще больше опустошая небо. Киеву необходимо оказывать постоянное давление на завод, а то и вовсе ликвидировать его.
По данным открытых источников, завод расположен в Елабуге (Татарстан), в особой экономической зоне России. Чтобы нанести удар, Украине придется поразить объект примерно в 900 милях от своей границы, в то время как самый дальнобойный беспилотник Украины UJ-26 Beaver имеет приблизительную дальность действия всего 620 миль.
Данные из открытых источников показывают, что UJ-26 несет относительно небольшую боеголовку массой 44 фунта, поэтому уменьшение его боевой нагрузки не является целесообразным вариантом.
Вместо этого Украине придется увеличить дальность действия дрона-камикадзе, не уменьшая при этом боеголовку, если она решит запустить UJ-26 в Татарстан. Поскольку небольшое количество дронов, скорее всего, не сможет серьезно повредить завод в Елабуге, который почти наверняка защищен плотной системой ПВО, также потребуется мощный залп.
Другим вариантом для Украины было бы нанесение по заводу собственного удара беспилотниками "Шахед". Интересно, что в конце 2023 года генеральный директор украинской оборонно-промышленной компании "Укроборонпром" Герман Сметанин заявил, что Киев ведет поиски
собственный беспилотник «Шахед». Типичный Shahed-136 имеет дальность полета около 1600 миль и доставляет боеголовку весом от 80 до 100 фунтов. Хотя Украина еще не произвела беспилотник с дальностью полета более 620 миль, ее оборонная технологическая и промышленная база (ОТИП), вероятно, способна успешно
успешно копировать и производить боеприпасы дальнего радиуса действия "Шахед", чтобы нанести удар по заводу беспилотников в Татарстане.
Хотя удар по этому заводу будет иметь важное символическое значение, проведение систематической кампании дальнего действия против других российских оборонных промышленных объектов также навредит Кремлю. Недавний удар Украины по российскому Таганрогскому авиационному заводу, на котором базировались самолеты раннего предупреждения и управления (РЭБ) А-50 Бериева, является
показательным примером такого рода кампании, как и атака Украины в январе 2024 года на оборонное предприятие
"Щегловский вал" в Туле, где производятся зенитно-ракетные комплексы малой и средней дальности "Панцирь".
Украина также может использовать свой растущий арсенал противокорабельных ракет "Нептун", которые недавно получили возможность нанесения ударов по суше и увеличенный радиус действия, в смешанном ударном пакете вместе с боеприпасами для заграждения. Более того, крупная передача армейских тактических ракетных комплексов (ATACMS), в идеале включающих вариант с унитарной боеголовкой, могла бы помочь украинцам выполнить поставленную задачу. Ракеты "Нептун" и ATACMS могли бы легко достичь многих оборонных промышленных предприятий, расположенных вблизи Украины.
Вариант 2: Временный захват территории России
Хотя российские вооруженные силы грозны, авантюристические военные мечты советской элиты силовиков сделали их уязвимыми перед внутренними угрозами. Например, во время вооруженного мятежа ЧВК «Вагнер» в июне 2023 года теневая армия в считанные часы захватила Ростов-на-Дону и штаб Южного военного округа, расположенный в городе. Затем группа двинулась на север, остановившись совсем недалеко от Москвы.
В 2023 году антикремлевские военизированные группировки под названием "Легион "Свобода России" и "Русский добровольческий корпус" совершили
набег на российский город Белгород, вызвав там
столкновения. Есть основания полагать, что эти военизированные рейды
координировались с Главным управлением разведки Украины (ГУР). Широко известный начальник ГУР генерал Кирилл Буданов уже заявил о своей заинтересованности в
нанесении ударов вглубь России.
На этой неделе еще один рейдерский отряд, состоящий из поддерживаемых Украиной антикремлевских российских группировок, нанес удары по Белгороду и Курску, совершив вторжение
вдоль российской границы. Нападавшие нанесли удар по зданию государственной администрации в
Белгороде с помощью дронов, а
российские СМИ и Telegram-
каналы утверждают, что в операции также использовались тактические баллистические ракеты "Точка-У" и
тяжелые ракеты "Вампир". Сообщается, что в нападении участвовал
Сибирский батальон - проукраинская военизированная группировка, состоящая из
тюркских, бурятских и якутских бойцов. По данным новостных изданий, в рейде использовалась артиллерия и бронетехника, что свидетельствует о тщательном планировании.
Нападения на Курск и Белгород в марте 2024 года, последовавшие за вооруженными вторжениями в Россию в 2023 году, в лучшем случае были пробными. Тем не менее, они предоставили Украине шаблон для проведения внезапных вылазок в более крупных масштабах, потенциально используя дополнительные элементы огневой поддержки для временного захвата и контроля местности.
Такая военная стратегия усилила бы внутренние угрозы для Кремля, ухудшив восприятие безопасности, вызванное сорванным восстанием Вагнера. Помимо вооруженной российской и белорусской оппозиции, Украина может более эффективно использовать и другие закаленные в боях формирования, такие как Грузинский легион, который отлично справляется с огневой поддержкой в составе мобильных отрядов, а также несколько чеченских батальонов, которые с радостью примут участие в рейдах.
Вариант 3: Украинская военная кампания в Приднестровье
В отколовшемся от Молдовы Приднестровском регионе российские военные развернули передовую группировку численностью 1500 человек. Хотя Министерство обороны России утверждает, что Кремль разместил там
только один батальон, имеющиеся
данные свидетельствуют о более масштабном развертывании. Кроме того, в этом районе расположен крупный военный объект Кремля - склад боеприпасов в Кобасне.
С геостратегической точки зрения, украинские военные имеют преимущество в любой наступательной инициативе против российского контингента в Приднестровье. Поскольку регион окружен Молдовой и Украиной, Кремль не может усилить там свои войска передового базирования. Кроме того, большинство военнослужащих в этом регионе призваны из числа местного пророссийского населения.
Выявление и изгнание российского присутствия в Приднестровье принесло бы Киеву важные политические и военные очки. Прежде всего, российское экспансионистское присутствие в этом регионе представляет угрозу для украинского города Одесса. Перед началом нынешней войны Кремль собрал крупную десантную группировку из сил и средств Калининграда, Черноморского флота и Восточного военного округа, возможно, нацеливаясь на в
ысадку десанта для захвата Одессы. Если бы российским военным удалось провести такую амбициозную операцию - чему помешало то, что в апреле 2022 года украинская береговая оборона потопила флагманский корабль Черноморского флота "Москва" и подала сигнал сдерживания, - Россия могла бы попытаться связать Одессу со своими силами в Приднестровье.
Захват контролируемой Россией территории даст Украине, которая уже давно находится в обороне, рычаг эскалационного доминирования над Кремлем. Конечно, такой смелый шаг сопряжен с риском. Масштабный удар может спровоцировать гуманитарную ситуацию в Молдове и соседней Румынии. Обстрел военного склада в Кобасне может оказаться очень опасным. Но ни один из этих рисков не является неизбежным. Систематические вторжения украинских войск в Приднестровье, дополненные целенаправленными ударами беспилотников, могут заставить российский контингент в отделившейся провинции оставить свои позиции. Поскольку Украина, ставшая жертвой разворачивающегося вторжения, не станет вести завоевательную войну на суверенной молдавской территории, такая военная операция должна сопровождаться быстрыми дипломатическими переговорами с Кишиневом, а также заключением соглашения о безопасности границ между двумя странами.
Поскольку в конце этого года в Молдове пройдут выборы, а вопрос о вступлении в Европейский союз стоит на повестке дня, разведывательные службы страны ожидают, что в 2024 году
страна, скорее всего, подвергнется интенсивным российским гибридным боевым действиям. Активное лишение Москвы рычагов влияния на Приднестровье может помочь прозападному президенту страны Майе Санду определить геополитический курс на будущее.
Обновление поля боя
На прошлой неделе баланс сил на поле боя остался относительно неизменным. Россия продолжала наступление, расширяя территориальный контроль в восточном и южном секторах. Украина по большей части оставалась в обороне и продолжала попытки оттеснить наступающие российские боевые порядки. Локализованные контратаки украинских военных замедлили продвижение России, хотя недавнее решение Киева сохранить свои силы и уйти из Авдеевки показывает, что военно-политическое руководство Украины хорошо осознает
свои недавние неудачи.
По последним данным, Россия в настоящее время контролирует примерно 18,5 процентов территории Украины. Хотя
этот показатель снизился с 26,4 процента весной 2022 года, давление со стороны России остается сильным и угрожающим по многим направлениям.
На востоке одним из главных стратегических приоритетов России по-прежнему оставалось усиление контроля над Донецкой и Луганской областями, в то время как Москва сохраняла свои позиции на юге. Вдоль восточной линии фронта в таких горячих точках, как Купянск, Сватово, Бахмут, Степовое, Авдеевка и Марьинка, на прошлой неделе произошли тяжелые позиционные бои. На юге Россия давила на украинскую оборону, уделяя особое внимание Работину и Вербову. В Работаине многочисленные сообщения свидетельствуют о том, что окопы, продолжающиеся украинские удары и усилия
по радиоэлектронной борьбе (РЭБ) замедляют продвижение России.
По данным британской разведки Defense Intelligence, пытаясь замедлить продвижение России и, возможно, широкомасштабное наступление в будущем, Украина недавно
ускорила укрепление оборонительных позиций. Кроме того, несмотря на усиливающееся давление, украинские боевые формирования продолжают удерживать свои позиции на плацдарме через Днепр в районе Крынки. Но удерживать тактически важную позицию Украине с каждым днем становится все труднее и дороже.
Хотя характер российских воздушных атак существенно не изменился на этой неделе, их интенсивность и частота существенно возросли. Как и в случае с предыдущими ударами, недавние нападения были нацелены на гражданские центры. В Одессе, где Россия активизировала свои усилия, пять человек были убиты в результате ударов менее чем в трети мили от
встречи на высоком уровне между президентом Украины Владимиром Зеленским и премьер-министром Греции Кириакосом Мицотакисом. 10 марта украинские силы нейтрализовали
35 из 39 беспилотников «Шахед», запущенных Россией из оккупированного Крыма и Краснодара. Эти удары также включали несколько ракет С-300, модифицированных для ударных целей.
По данным российских источников, 9 марта Россия нанесла удар по украинскому
ЗРК «Патриот» в Донецке. Хотя уничтожение целевых пусковых установок было подтверждено
визуальными свидетельствами с поля боя, попытки идентифицировать конкретные уничтоженные украинские активы ожидают дальнейшего расследования.
Украинские силы продолжали наносить удары по критически важным российским платформам и объектам. Они провели атаку беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в Ростовской области
с использованием десятков дронов, предположительно поражая
самолет А-50 Бериева, припаркованный на Таганрогском заводе. Россия использует этот объект для технического обслуживания и ремонта своих редких летательных аппаратов, в том числе А-50, что делает его важнейшим центром устойчивости российской военно-воздушной мощи.
Украинские удары также нанесли экономический ущерб России. По данным
британской разведки, мощности по переработке нефти в России могли временно снизиться из-за ударов украинских БПЛА, что привело к росту цен на бензин в преддверии выборов в России.
Окончание Джан Касапоглу