Трамп не только пророссийский. Он также антиукраинский.

Mar 13, 2024 13:50





Дональд Трамп на вечеринке в ночь перед выборами в Супервторник в Мар-а-Лаго в Палм-Бич, штат Флорида, во вторник. (Джабин Ботсфорд / The Washington Post)

Боеприпасы Украины на исходе, и ее передовые позиции находятся под угрозой разрушения перед надвигающимся российским наступлением.



Сенат принял законопроект, который включает 60 миллиардов долларов в виде крайне необходимой помощи Украине, но спикер палаты представителей Майк Джонсон (республиканец от штата Луизиана) по-прежнему не дает ему права голоса в Палате представителей. Почему нет? Объяснение можно резюмировать двумя словами: Дональд Трамп. Джонсон знает, что самые ярые сторонники бывшего (и, возможно, будущего) президента готовы свергнуть его, если он осмелится оказать помощь Украине. Если бы Никки Хейли была предполагаемым кандидатом от республиканской партии, пакет помощи давно бы был принят.

Ни для кого не секрет, что Трамп настроен пророссийски, и особенно - Владимира Путина. Избранный с помощью России в 2016 году, Трамп никогда и никогда не критиковал российского диктатора, даже после недавней смерти лидера оппозиции Алексея Навального в российской исправительной колонии. Трамп прошел путь от приглашения России в 2016 году вмешаться в выборы в США («Россия, если ты слушаешь, я надеюсь, ты сможешь найти пропавшие 30 000 электронных писем [Хиллари Клинтон]») до приглашения в 2024 году Россия вторгается в страны НАТО , которые не платят достаточно за защиту («Я бы посоветовал им делать все, что они, черт возьми, хотят»).

Менее известно, чем привязанность Трампа к России, его презрение к Украине, но это также было очевидно на протяжении как минимум десяти лет. Трамп имеет долгую и тревожную историю извергания российской пропаганды и распространения безумных теорий заговора об Украине - стране, которую Путин, как и многие россияне, рассматривает как своенравную провинцию Матери-России.

Всего через несколько месяцев после незаконной аннексии Крыма Путиным в 2014 году Трамп похвалил шаг российского диктатора, заявив, что Путин был «настолько умен» и что «он проделал потрясающую работу, взяв на себя мантию». По словам Трампа, «люди на Украине» «выступали за присоединение к России». 31 июля 2016 года Трамп, к тому времени кандидат в президенты от Республиканской партии, заверил корреспондента ABC News Джорджа Стефанопулоса, что Путин «не пойдет на Украину», одновременно настаивая на том, что «народ Крыма, насколько я слышал, предпочел бы быть с России, чем там, где они были». Именно это утверждал и сам Кремль.

Пророссийский и антиукраинский уклон Трампа сохранился и в период его президентства. Мари Йованович, тогдашний посол США в Киеве, рассказывает в своих мемуарах, как неохотно Трамп встречался с тогдашним президентом Украины Петром Порошенко. После того, как Трамп, наконец, сел с Порошенко в июне 2017 года, он подчеркнул два момента, написала Йованович: «Во-первых, Украина была коррумпированной страной, о которой он знал, потому что ему рассказал украинский друг в Мар-а-Лаго. Вторым аргументом Трампа было то, что Крым был российским, поскольку местные жители говорили по-русски». Конечно, Россия еще более коррумпирована, чем Украина, и подавляющее большинство русскоязычных украинцев не имеют желания подчиняться Москве.

В 2018 году Трамп был убежден своим адвокатом, распространяющим теорию заговора, Руди Джулиани, и двумя его теневыми соратниками, выходцами из СССР - Львом Парнасом и Игорем Фруманом - что Украина готовит против него заговор. Президент охотно поддержал то, что позже оценила американская разведка, скорее всего, российская кампания дезинформации , которая обвинила Украину, а не Россию, во вмешательстве в американские выборы 2016 года и заявила, что Джо Байден и его сын Хантер Байден были замешаны в украинской коррупции. Суть этой безумной теории заключалась в предположительно пропавшем сервере Национального комитета Демократической партии, который фирма DNC по кибербезопасности CrowdStrike каким-то образом тайно увезла на Украину.

Советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон рассказал в своих мемуарах, что во время встречи в Белом доме со своими старшими советниками 23 мая 2019 года Трамп выступил против Украины:

«Я не хочу иметь ничего общего с Украиной. Они, черт возьми, напали на меня. … Они коррумпированы».

В ярости Трамп приказал отозвать Йованович из Киева; Джулиани и его приятели убедили его, что она была частью предполагаемой украинской клики, направленной против него. Во время нашумевшего телефонного разговора Трампа с новым президентом Украины Владимиром Зеленским 25 июля 2019 года Трамп потребовал от Украины передать сервер Национального комитета Демократической партии и предоставить компромат на Байдена. Чтобы побудить Зеленского подчиниться, Трамп прекратил поставки оружия в Украину. Это привело к его первому импичменту.

Когда 24 февраля 2022 года Путин начал более широкое вторжение в Украину, Трамп приветствовал это как акт «гениальный», «умный» и «смехательный». На ратуше в Нью-Гэмпшире в мае 2023 года Трамп не сказал, хочет ли он, чтобы Украина или Россия выиграли войну. В сообщении Truth Social в прошлом месяце Трамп выступил против оказания помощи Украине «без надежды на возврат». Его сын, Дональд Трамп-младший, раскритиковал Зеленского, которого миллионы считают героической фигурой, назвав его « неблагодарной международной королевой благосостояния». Трамп утверждает, что он положит конец войне на Украине «за один день», чего можно добиться, только заставив Киев капитулировать.

Трамп также требует, чтобы Конгресс объявил импичмент президенту Байдену , отчасти на основании обвинений в том, что он и Хантер Байден нажились на коррупционных связях в Украине. Дело MAGA развалилось после того, как специальный прокурор недавно обвинил информатора ФБР Александра Смирнова - главного источника этих обвинений - во лжи агентам ФБР.

Смирнов заявлял о тесных связях с российской разведкой, что, если это правда, вряд ли сделало бы его необычным в кругах MAGA. Один из руководителей предвыборного штаба Трампа в 2016 году Пол Манафорт работал на пропутинских олигархов в Украине и России. Одним из его ближайших коллег был Константин Килимник, которого сенатский комитет по разведке описывал как офицера российской разведки .

Такие связи привели к бесконечным, неподтвержденным предположениям о том, что Трампа шантажировал или подкупал Кремль. Но могло быть и более простое объяснение загадочной привязанности Трампа к России и сопутствующей ему антипатии к Украине.

Фиона Хилл, которая была главным экспертом по России в Совете национальной безопасности Трампа, рассказала мне, что Трамп уже давно маринуется в «первобытном супе российской пропаганды». Она сказала, что Трамп знал много богатых россиян в Южной Флориде (некоторые из них вели с ним очень прибыльный бизнес), и они убедили его, что «Украина - не настоящая страна. Они коррумпированы, они бедны, они слабы».

Затем, конечно, есть хорошо задокументированная привязанность Трампа к Путину; как выразился Хилл: «Трамп считает Путина задирой, и таким же он видит себя». Хилл рассказал мне, что в разговорах Трампа и Путина Путин усилил негативное отношение Трампа к Украине. В целом бывший офицер КГБ мастерски манипулировал Трампом, играя на его тщеславии. Трамп трогательно радуется каждый раз, когда Путин делает ему комплимент.

Некоторые аналитики надеются, что республиканцы Палаты представителей могут наконец отказаться от помощи Украине хотя бы потому, что они не хотят нести ответственность за поражение Украины. Но я готов поспорить, что у Трампа другой расчет: точно так же, как он торпедировал двухпартийный законопроект об иммиграции в Сенате, потому что не хотел приносить никаких побед Байдену, так и теперь он может увидеть политические выгоды от поражений Украины, в которых он может обвинить своего оппонента.

Каким бы ни был фактический мыслительный процесс Трампа (а, по общему признанию, трудно расшифровать его зачастую противоречивые и конспиративные заявления), конечный результат ясен: он превратил Республиканскую партию, которая когда-то гордилась тем, что противостоит «империи зла», в пуделя Путина. Вмешательство Кремля в выборы в США в 2016 году, которое, возможно, помогло повернуть вспять борьбу, которую Трамп выиграл с минимальным перевесом, может оказаться одной из самых значимых тайных акций в истории. Это могло бы позволить российскому диктатору одержать в Вашингтоне победу, которую его войска не смогли одержать на поле боя.

Макс Бут - обозреватель Washington Post и старший научный сотрудник Совета по международным отношениям. Финалист Пулитцеровской премии по биографии, он является автором готовящейся к выходу книги «Рейган: его жизнь и легенда»

глобальная политика, выборы США, выборы Президента, Путин, Трамп

Previous post Next post
Up