По мере приближения выборов Владимир Путин надеется взять инфляцию под контроль
Economist: За два года, прошедшие после вторжения Владимира Путина в Украину , российская экономика неоднократно бросала вызов предсказаниям пессимизма.
Финансовый коллапс, широко предсказанный весной 2022 года, так и не случился. Экономика впала в рецессию, но она была менее серьезной, чем ожидалось, и длилась недолго. Инфляция была самой последней угрозой . В прошлом году цены быстро выросли; экономисты считали, что они могут выйти из-под контроля. Даже г-н Путин был обеспокоен. В феврале он призвал чиновников уделить «особое внимание» росту цен.
Однако российская экономика, похоже, в очередной раз доказывает, что пессимисты ошибаются. Ожидается, что данные, которые будут опубликованы 13 марта, покажут, что цены выросли на 0,6% в месячном исчислении в феврале, по сравнению с 1,1% в конце прошлого года. В годовом исчислении инфляция, вероятно, больше не растет, достигнув в ноябре 7,5% (см. график 1). Многие прогнозисты ожидают, что в ближайшее время ставка упадет всего до 4%, а ожидания домохозяйств относительно будущей инфляции нивелируются. Результат президентских выборов в России, которые начнутся 15 марта, предрешен. Если бы она была конкурентоспособной, эти цифры не причинили бы Путину никакого вреда.
изображение: экономист
В прошлом году российская инфляция резко выросла из-за бюджетных расходов, более масштабных, чем те, которые были осуществлены во время пандемии Covid-19. По мере того, как г-н Путин удвоил усилия по вторжению в Украину, он увеличил расходы на все: от транспортного оборудования и оружия до зарплат солдат. Общие государственные расходы выросли на 8% в реальном выражении. Спрос на товары и услуги превысил возможности экономики их обеспечить, что заставило продавцов поднять цены. Работников стало особенно трудно найти, не в последнюю очередь потому, что сотни тысяч были призваны на военную службу, а десятки тысяч
бежали из страны . К октябрю прошлого года номинальная заработная плата росла на 18% в год по сравнению с 11% в начале года. Это спровоцировало рост цен на трудоемкие услуги, такие как здравоохранение и гостиничный бизнес.
Кто заслуживает похвалы за этот поворот? Министерство финансов продвигает свои требования. В прошлом году его чиновники успешно лоббировали контроль над обменным курсом, который вынуждает экспортеров вносить иностранную валюту в российскую финансовую систему. Вероятно, это поддержало рубль, который укрепился в последние месяцы, что привело к снижению цен на импорт.
Чиновники центральных банков считают, что их коллеги в министерстве финансов являются экономическими невеждами, которые вмешиваются в рынки на свой страх и риск. Они считают, что их политика - более чем удвоение процентных ставок с июля 2023 года - должна взять на себя ответственность за замедление инфляции, и они, вероятно, правы. Более высокие ставки побудили россиян класть деньги на сберегательные счета, а не тратить их. Ужесточение денежно-кредитной политики также сдерживает кредитование. В декабре розничное кредитование выросло на 0,6% в месячном исчислении по сравнению с 2% на протяжении большей части 2023 года.
изображение: экономист
Лишь немногие другие центральные банки проявили такую жесткость. Тем не менее, Россия, похоже, по-прежнему движется к «мягкой посадке», при которой инфляция замедляется, не разрушая экономику. Состояние экономики сейчас соответствует тенденции, наблюдавшейся до вторжения; ввп в прошлом году вырос в реальном выражении более чем на 3% (см. график 2). Безработица остается на рекордно низком уровне. И свидетельств корпоративных проблем мало; действительно, уровень закрытия предприятий недавно достиг восьмилетнего минимума. Московская биржа надеется провести в этом году более 20 первичных публичных размещений акций по сравнению с девятью в прошлом году. Последние данные об экономической активности «в реальном времени» достаточно надежны. Консенсус-прогнозы роста ввп в этом году на уровне 1,7% выглядят слишком пессимистично.
Экономическая устойчивость России отчасти является следствием прошлых стимулов. В последние годы корпорации и домохозяйства накопили большие остатки денежных средств, что позволяет им продолжать тратить деньги даже в условиях высокой инфляции и избегать дефолта в условиях высоких затрат по займам. Как и в других частях мира, падение спроса на рабочую силу в основном привело к сокращению незаполненных вакансий, а не к снижению числа занятых. Данные рекрутингового сайта HeadHunter показывают, что соотношение открытых вакансий и числа соискателей перестало расти. Из-за того, что в последние месяцы они изо всех сил пытались найти работников, боссы не хотят отпускать людей без крайней необходимости.
Нарушение санкций также дало импульс экономике. Российские производственные мощности, ранее принадлежавшие западным компаниям, вновь открылись под новым руководством, указывает центральный банк в недавнем отчете. В начале войны санкции затруднили российским фирмам поиск сырья, что привело к задержке производства. Однако теперь компании создали прочные цепочки поставок с «дружественными» странами. Более половины импорта товаров поступает из Китая, что вдвое больше, чем до вторжения.
По мере того, как развивались новые торговые отношения, российские экспортеры осмелились поднять цены, поддерживая доходы и прибыль. Например, скидка на нефть, которую Россия предлагает китайским покупателям, упала с более чем 10% в начале 2022 года до примерно 5% сегодня. И дело не только в нефти. Г-н Путин хвастается резким ростом экспорта мороженого в Китай, отмечая на прошлой неделе, что он «угостил моего друга, президента Си Цзиньпина».
Как известно каждому россиянину, инфляцию никогда по-настоящему не победить. Чиновники центральных банков продолжают беспокоиться о том, что инфляционные ожидания остаются слишком высокими. Больше всего беспокоит то, что рубль может обесцениться либо из-за снижения цен на нефть, либо из-за очередного раунда серьезных санкций, либо из-за того, что Китай потеряет интерес к поддержке Путина. Это серьезные опасения. Тем не менее, мировая экономика-изгой снова вернулась в нужное русло.