Белорусские интернет-ресурсы о польско-советской войне 1919 - 1920 гг. Ч. 2. Оценка событий

Jan 27, 2024 16:44


Часть 1



Волонтерская эскадрилья смерти в августе 1920 года. Вторая справа: Джанина Орьяда-Валика, в левой стороне баннера Артура Шредера.. Август 1920

Помимо сугубо энциклопедической информации - названия и дат - в интернет-статьях широко присутствуют оценочные суждения. Причём, в белорусском сегменте интернет превалируют оценочные суждения, опирающиеся на советский взгляд на события того времени.



Причём, часто можно встретить именно шаблонные фразы, которые авторы не переформулировали, а попросту взяли из текстов советского периода. Иногда на сайтах размещаются цитаты большего или меньшего размера из литературы советского периода, посвящённого войне. Естественно, в этих текстах оценочные суждения достаточно явно выражены. Однако необходимо обратить внимание, что ряд суждений, даже вплетённых в шаблонные пропагандистские формулировки, нельзя признать полностью оценочными. В частности, указание на оккупацию поляками различных населённых пунктов можно воспринимать и как собственно оккупацию, т.е. захват не своей территории, и как освобождение от большевиков в зависимости от предпочтений читателя. Ещё одна проблема, связанная с определением оккупации, - это представление о том, какие территории можно считать советскими, а какие - польскими, и как найти критерии такого определения. По Брест-Литовскому мирному договору Советская Россия отказывалась от ряда территорий бывшей Российской империи. Например, Гродно, Лида и Волковыск оказались вне территорий, оставшихся у Советской России. На эти земли претендовали и Советская Белоруссия, и позже Советская Литовско-Белорусская Республика, однако эти государственные образования не контролировали всей территории, на которую претендовали. Интересно было бы найти информацию о том, как оценивали сами себя жители этих территорий, и кто, по их мнению, являлся оккупантом. Можно предположить, что подавляющее большинство населения Западной Белоруссии воспринимало себя сопричастным с бывшей Российской империей, а не с новыми государственными образованиями. Тогда с их точки зрения польские действия будут расценены как оккупация. Как оккупация эти действия определялись в советское время и были перенесены в постсоветский дискурс.



«Бей большевика!» Польский плакат. 1920

Например, на сайте, посвящённом городу Слуцку есть описание его истории в период после окончания Первой мировой войны: «В начале 1919 г. в Западной Белоруссии советские части вступили в соприкосновение с войсками буржуазно-помещичьей Польши, выдвигавшимися для захвата Белоруссии и Литвы» [1]. Поляки далее в тексте имеют сугубо негативные определения. Они упоминаются как интервенты, оккупанты, захватчики, враг и пилсудчики [2].

На сайте, посвящённом городу Бобруйску, сказано, что ещё в конце 1918 г. Польша начала экспансию на белорусскую землю. Её войска захватывали города, был оккупирован и Бобруйск, в котором установилась «белопольская оккупация». В вину полякам ставится то, что они уничтожили в Бобруйске первый советский памятник. Если поляки являются захватчиками, соответственно, они устанавливают в захваченных населённых пунктах «режим грабежа и насилия», после которого число бобруйчан «сократилось на 40% и составило 36 655 человек». На сайте указано, что Красная армия освободила Бобруйск. Если взятие Бобруйска поляками названо оккупацией, то приход Красной армии вполне логично должен трактоваться как освобождение. «Перед глазами освободителей предстали разрушенные и сожжённые предприятия, учебные заведения и жилые дома» [3]. В данном тексте одна из сторон конфликта именуется белополяками. Это является наследием советской эпохи, и в современных текстах встречается не так часто. Однако случаи употребления подобного термина нельзя назвать единичными.

При описании событий 1919 - 1920 гг. в Минске также указывается, что город был захвачен, а потом освобождён от белополяков [4].



Прорыв 1-й Конной армией Польского фронта в 1920 году. Худ. М.И. Авилов

На сайте, посвящённом городу Молодечно информация представлена с теми же оценками. Молодечно польские войска захватили, после чего начался период польской оккупации. Поляки представляли «польские оккупационные власти» и боролись с местным населением. Соответственно, Красная армия город освободила, но вскоре он был вторично оккупирован поляками [5].

В период оккупации местное население создало несколько партизанских отрядов, общее число участников которых составило около 150 человек. Текст статьи не даёт указаний на то, на каких позициях стояли члены этих отрядов, но в статье указывается, что «польские оккупационные власти любыми средствами пытались затормозить патриотическое движение и привлечь народные массы на свою сторону» [6]. Под патриотизмом в данном случае, видимо, стоит понимать антипольскую активность местного населения. Однако, если отряды были большевистскими и исповедовали идеи мировой революции, вряд ли их мотивы можно назвать патриотизмом.

О борьбе против поляков говорится и в других статьях, но упоминания патриотизма в них нет: «На борьбу против оккупантов поднялся весь белорусский народ. Повсеместно была создана сеть подпольных организаций, развертывалась партизанская борьба. Борьбу возглавили коммунисты и белорусские эсеры» [7].

При описании событий не в отдельных городах, а на более обширной территории лексика также не меняется: «Польша приступила в декабре 1918 г. к захвату белорусских и украинских земель. В феврале-марте 1919 г. польские легионеры заняли Брест, Кобрин, Белосток, Волковыск, Слоним, Пинск. […] Весной 1919 г. польские войска захватили Лиду и Вильно. […] В августе - сентябре поляки захватили Игумен, Ново-Борисов, Бобруйск, Жлобин, Рогачев» [8].



Польские солдаты демонстрируют знамёна Красной армии, захваченные в битве под Варшавой. 1920.

Исключением из этой череды упоминаний об оккупации предстаёт статья на польско ориентированном сайте OLZ.by [9], в которой Польша не упоминается в качестве оккупанта. Статья интересна тем, что в ней присутствует мягкая апологетика польской политики того времени, но некоторые формулировки противоречат апологетической направленности статьи. В частности, объясняя ситуацию в начале войны, автор пишет, что «изначально большевики планировали вернуть западные украинские, белорусские и литовские земли, для того, чтобы установить над ними контроль». Таким образом, получается, что эти земли ранее принадлежали большевикам, если они стремились их не захватить, а вернуть. И когда в декабре 1918 г. большевики начали наступление «на Белорусскую и Литовскую республики», оно может восприниматься не как вторжение в другие страны, а как возвращение своих земель. Но, возвращая, как сказано в статье, территории, большевики не освобождали города, что было бы логично, а захватывали их. Так, возвращая «западные украинские, белорусские и литовские земли» большевики захватили Минск, Вильно и Ковно. В тексте показывается, что Польша начала войну вынужденно, поскольку советское правительство решило «сделать Польшу советской, отменить Версальскую систему мира», т.к. именно через советскую Польшу было «возможно создание мировой революции и создание мирового коммунизма». Польша не желала такого развития событий в пользу мировой революции, «поэтому была вынуждена направить войска на восток и занять западнобелорусские и западноукраинские территории». В отличие от большевиков, которые, возвращая территории, захватывают города, поляки, направляя войска на восток, чаще всего занимают города. Хотя иногда используется указание на то, что они города отбивают и захватывают. О территориях, на которые пришла польская армия говорится, что они «находятся под контролем польской стороны».

После договорённости о союзе с С. Петлюрой «польская армия начинает наступление на Киев. В мае армии удается занять позиции в Киеве и укрепиться на р. Днепр». При наличии С. Петлюры как союзника поляков эти территории, с польской точки зрения, логично должны рассматриваться как украинские, но мотивом ответного наступления большевистских войск указывается стремление «освободить эти территории». Таким образом, Красная армия снова не занимает, не захватывает и не оккупирует, а освобождает территории, которые объявлены принадлежащими не большевикам, а украинцам - на тот момент союзникам поляков. В данном случае, скорее всего, наблюдается влияние массовых представлений на то, чьими территориями являются нынешние белорусские, украинские или литовские земли. Поскольку вся эта территория принадлежала ранее императорской России, а большевистское правительство находилось изначально в имперской столице - Петрограде, а потом перебралось в историческую русскую столицу - Москву, то большевистская власть воспринималась современниками как продолжение или вариант российской власти. Не случайно в другом тексте большевистское правительство упоминается как российское [10].



Поляки на позициях во время сражения на Немане, октябрь 1920.

В целом, за исключением вышеописанной статьи, остальные тексты чаще всего определяют подконтрольную полякам территорию как оккупированную, поляков - как оккупантов, а состояние - как оккупацию. Помимо того, иногда упоминается проведение со стороны поляков политики колонизации и окатоличивания населения [11]. Нужно сказать, что упоминание о польской оккупации всё же не стоит полностью относить к оценочной лексике, поскольку на самом деле поляки действовали на той территории, которая массово воспринималась местным населением как непольская. И в настоящий момент подобное восприятие не поменялось. Другой вопрос по поводу того, захватывали или освобождали территории большевики. Различные территории бывшей Российской империи, а затем Российской республики, разделённые в Гражданскую войну на ряд государственных образований, зачастую оказывались фантомными проектами. При наличии подобных фантомных государственностей военные действия на конкретных территориях могли восприниматься носителями локальных государственных идей как оккупация. Что же касается правительства Советской России, то уже по факту его нахождения в Петрограде, а затем в Москве, оно воспринималось как российское или даже русское, которое так или иначе претендовала на бывшие российские имперские земли.

В текстах, размещённых на интернет-ресурсах, встречается и описание конкретных событий, которое иллюстрирует некоторые частные случаи и локальные явления периода польско-советской войны.



«Эй, кто поляк, в штыки!» Плакат с цитатой из «Варшавянки» 1831 года

«Эй, кто поляк, в штыки!» Плакат с цитатой из «Варшавянки» 1831 года

Так, на сайте, посвящённом истории Молодечно, упоминается случай получения помощи. «Во времена разрухи люди остро нуждались в керосине, соли, спичках. И было большим удивлением, когда в тот тяжелый 1920 год на станцию Молодечно прибыл вагон с солью, который поляки в свое время хотели отправить на запад. А выручил молодечненцев Антон Гриневич, известный белорусский фольклорист, педагог, композитор и общественный деятель. Это он использовал возможность и из Вильно переадресовал вагон на Молодечно. К сожалению, такие случаи помощи случались очень редко» [12].

На сайте о Полесье описана ситуация периода польско-советской войны, когда за контроль над регионом боролись Украинская народная республика, Польша и большевики. Интересно, что соседние населённые пункты контролировались различными силами. Небольшой населённый пункт Логишин при поддержке польских войск сопротивлялся большевикам. Автор материала назвал это сопротивление Логишинским восстанием, но заметил, что оно «не носило национального или даже пробелорусского характера, это была отчаянная борьба полешука за свой хлеб и землю» [13].

В целом, практически вся риторика белорусских интернет-ресурсов, посвящённая оценкам польско-советской войны, тяготеет к использованию советских публицистических штампов.

[1] Слуцк в период соц. революции, иностр. военной интервенции и гражд. войны // Наследие Слуцкого края. http://nasledie-sluck.by/ru/sluchina/114/3014/3017/

[2] Там же.

[3] Польская оккупация 1919 - 1920 гг. // Энциклопедия Бобруйска. https://wiki.bobr.by/Польская_оккупация_1919-1920_гг.

[4] Исайчик Д. Дата в истории: 94 года назад Минск был освобожден от польских интервентов // Агентство «Минск-Новости». https://minsknews.by/data-v-istorii-94-goda-nazad-minsk-byil-osvobozhden-ot-polskih-interventov/

[5] Молодечно в периоды польских оккупаций // Сайт города Молодечно. https://molodechno.by/bibliotechka/istoriya‑goroda‑molodechno/molodechno-v-periody-polskih-okkupats/[в настоящее время сайт не действует. Архивную версию публикации найти не удалось].

[6] Там же.

[7] Западная территория Беларуси в годы советско-польской войны 1919 - 1920 гг. // LIBRARY.BY. https://library.by/portalus/modules/belarus/readme.php?subaction=showfull&id=1290101646&archive=1290177995&start_from=&ucat=&

[8] Там же.

[9] Василенко Ю. Советско-польская война (1919 - 1921) // OLZ.by.  http://olz.by/stati/sovetsko-polskaya-vojna-1919-1921

[10] Раздел Белоруссии после советско-польской войны // СТВ.  http://www.ctv.by/node/29464

[11] Карпович О. История 1919 - 1921 гг.: пленные красноармейцы в Брестской крепости // Виртуальный Брест. https://virtualbrest.by/news35187.php

[12] Молодечно в периоды польских оккупаций.

[13] Кисель Д. Полесское сопротивление в эпицентре Польско-российской войны // Меда-Полесье [Архивная версия от 3.03.2022]. https://web.archive.org/web/20220303010009/https://media-polesye.by/news/polesskoe-soprotivlenie-v-epicentre-polsko-rossiyskoy-voyny-20776/

Александр Дмитриевич Гронский - кандидат исторических наук, доцент. Ведущий научный сотрудник Сектора Белоруссии, Молдавии и Украины Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук. Заместитель председателя Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви. Доцент кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии им. святителя Кирилла Туровского. Заместитель заведующего Центром евразийских исследований филиала Российского государственного социального университета в Минске.

окончание

Польско-Российские отношения, война с Польшей, история СССР

Previous post Next post
Up