Дева Воительница, монахиня Алена Арзамасская.

Jan 10, 2024 12:12





монахиня Алена Арзамасская.

В истории Крестьянской войны 1670-1671 гг. под предводительством донского казачьего атамана Степана Разина много неясного. Прежде всего, непонятно, почему большинство сведений об этом восстании сохранилось именно в западных источниках.



Спустя всего лишь несколько лет после восстания «бунт Стеньки Разина» стал предметом научных исследований в европейских университетах! Даже революция 1917 года не привлекла к себе внимания зарубежных историков столь быстро. При этом в России не уцелело даже следственное дело предводителя мятежников! Что вряд ли можно считать случайностью.

Осенью 1670 года восстание, которое обычно называют крестьянским или казацко-крестьянским, широко разлилось по территории Среднего Поволжья. Оно распространилось быстро, как пожар. Тут и там стремительно возникали многотысячные и неплохо по тем временам вооруженные (еще одна загадка) отряды бунтовщиков, возглавляемые авторитетными и искушенными в военном деле командирами. История донесла до нас имена наиболее известных из них: Михаил Харитонов, Василий Федоров, Максим Осипов, Павел Елушев, Акай Боляев.

Ведь она была участницей восстания Степана Разина. Однако и сам Степан Разин был фигурой неоднозначной. Если Емельян Пугачев однозначно был демоном, поднявшим бунт против государства при Екатерине Великой, когда Империя находилась на пике своего могущества и самозванцем, который сам хотел воцариться на троне, то Разин выступил не против царя Алексея Михайловича, но против бояр и помещиков. А определенный произвол со стороны последних имел место быть.

Это был регион, лишь недавно подвергшийся поверхностной русификации. Большинство населения, если не всегда по крестильным именам, то по языку составляли крещеные инородцы: мордва, марийцы (черемисы), чуваши, были и некрещеные - мишари (мещеряки), татары.

Восстание бушевало совсем рядом с автономным Касимовским царством. Примечательны показания некоторых пленных разинцев: на допросах они говорили, что целью их отрядов является город Касимов.

Предводительницей одного из самых многочисленных и удачливых отрядов стала женщина - инокиня Алена из Арзамаса.

Алена была родом из Выездной Слободы, что совсем рядом с нынешней городской чертой Арзамаса (сейчас называется Выездное). В те времена это была казачья слобода, основанная во время войн Ивана Грозного против марийцев. Судя по всему, изначально население слободы составляли мещёрские казаки - мишари.

Алена Арзамасская родилась в 30х годах 17 века в многодетной крестьянской семье.

Когда Алена подросла, ее насильно выдали замуж за пожилого крестьянина, но брак продлился недолго: муж вскоре после свадьбы умер. В 19 лет Алена стала вдовой и столкнулась с домогательствами со стороны одного из помещиков. Чтобы обезопасить себя, она приняла монашеский постриг в соседнем Николаевском монастыре.

В монастыре Алена научилась читать и писать, а также собирать целебные травы и делать лекарственные смеси. Она быстро завоевала уважение местных жителей, ее даже прозвали «старица Алена». Она излечила очень многих.

С христианской точки зрения, знание лечебных сил растений считалось ведовством. В монастыре оно точно не поощрялось, а за монастырскими стенами едва терпелось властями.

В 1653 году, уже при Романовых, был введен прямой царский запрет на колдовство, в котором говорилось: «Хто учнет коренья держать и травы держать и траву чинить и костьми ворожить, хто учнет к ворожом ходить, того б государь великои жестоко казнил без пощады». По словам доктора исторических наук Надежды Беловой, «обвинения в колдовстве нередко становились способом расправы с опасными государственными преступниками, включая женщин». «В Московском государстве в XV-XVII веках колдовство считалось одним из наиболее опасных религиозных преступлений, - объясняет она. - По этой причине уличенные в любом из видов чародейства женщины наравне с мужчинами подвергались преследованию со стороны как духовной, так и светской власти, а наказание виновных отличалось особой суровостью».

Следовательно, Алёна могла получить свои знания только до прихода в монастырь. Вероятно, многое она знала ещё с детства. Для уроженки мещёрских, муромских, мордовских краёв это не удивительно: русские всегда считали «чудь», «мордву» колдунами, знающимися с нечистой силой.

Тут случился бунт атамана Степана Разина, который объявил, что он верен царю, но хочет избавить его лихих бояр, дурно влияющих на государя и дать волю черным (простым) людям.

Этот призыв отозвался и в душе крестьянской дочери Алены.

Покинув монастырь, она начала собирать свой боевой отряд по окрестным деревням, где лечила жителей.

Алена собрала боевой отряд из 200 или 300 человек. Информации о том, почему люди решили последовать за ней, не сохранилось. Сначала новоиспеченная предводительница повела их к Касимову, но, узнав, что на этом пути ее поджидают царские войска, повернула в сторону города Темникова, где планировала встретиться с отрядом Федора Сидорова. По дороге к Алене присоединилось еще 300 человек. Крестьяне встречали ее как освободительницу от крепостного права.



Считается, что «старица» лично участвовала в сражениях и фактически играла роль казачьего атамана. Вплоть до XX века Алена оставалась единственной женщиной, которой приписывали атаманский статус.

Войско атаманши постепенно росло, и в конце концов под началом Алены оказалось более 2000 человек. Алена взяла под свой контроль Темников и начала управлять им как градоначальница. В городе к «разинцам» отнеслись не слишком восторженно.

Были установлены новые городские порядки: все вопросы решались сообща, во время общих собраний.

Правление Алены, однако, было недолгим. 30 ноября 1670 года царские войска атаковали восставших, находившихся в тот момент в 15 километрах от Темникова. Повстанцы проиграли, и город остался фактически без защиты. Царский воевода Волжинский вошел в город. Оставшиеся в городе «разинцы» сдаваться не хотели. В их числе была и Алена, которая спряталась в церкви и стала обороняться.

4 декабря 1670 года Алёна была захвачена в плен. Русские воины воеводы Долгорукова побоялись выходить против «колдуньи» и её, укрывшуюся в церкви, атаковали немецкие солдаты-наёмники. Дальше процитирую одного из них, Иоганна Фриша, вернувшегося домой и написавшего книгу о своих приключениях:

« … она укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых, а после того как увидела что дальнейшее сопротивление невозможно - отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук. Её мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в неё, захлопнула за собой крышку и, когда всё было охвачено пламенем, не издала ни звука».

После казни на пепелище не нашли ни останков Алёны, ни цепей, в которые она была закована…

Поговаривали разное: враги - что её забрал диавол, друзья - что Господь, романтики - что мордва в ночь после казни выкрала останки с неостывшего пепелища, что бы с честью похоронить. В церквях Арзамасского уезда по Алёне долгое время шли поминальные службы, и власти не осмеливались их запрещать.



Именно информация о том, что Алена Арзамасская лечила плесенью холеру, была использована советским учёным-микробиологом Зинаидой Виссарионовной Ермольевой для создания бактериофага показавшего высокую эффективность не только при холере, но и при брюшном тифе и дифтерии.

В 1939 году это помогло сохранить жизнь множеству людей при вспышке холеры в Афганистане, а впоследствии и в других странах. В годы войны З. В. Ермольевой и Т. И. Балезиной удалось выделить из плесени пенициллин, который отличался более высокой активностью по сравнению с американским аналогом и был более дёшев в производстве. Это позволило спасти миллионы жизней раненых.

По материалам Кириллица; fishki.net; ТГ-канал «Сыны монархии»

восстание, история Руси

Previous post Next post
Up