Надежды Стрелец опубликовано интервью с прославленным кинорежиссером, актером, сценаристом, представителем знаменитой творческой династии Никитой Михалковым.
Автор и ведущая блога поговорила с народным артистом про творчество, кино как искусство, про семью, общественную позицию, также обсудила многие другие темы. Предлагаем краткий обзор беседы Надежды Стрелец с обладателем главных европейских кинонаград и лауреатом премии «Оскар».
Никита Сергеевич Михалков никогда не скрывал своих политических взглядов. Напротив, он посвятил им целую авторскую программу Бесогон ТВ, в которой даёт собственный анализ прошлому, настоящему и будущему. В интервью Надежде Стрелец режиссёр-мыслитель констатировал смерть старой Европы и рассказал, как общается на политические темы с родственниками, которые не разделяют его позицию.
Никита Михалков: «Нам открыли окно в Европу». Нам в это окно запендюрили ассенизаторный шланг и в атмосферу запустили нам все то, что там уже не нужно. Русскому человеку расхотелось видеть на экране себя говном. Расхотелось! Не хочется! Ты должен сделать выбор: ты хочешь, чтобы тебя там любили или тут любили? Уже не будет той Европы, прекрасной, старой, с чудным запахом кофе из бара с утра в Риме, уже не будет американского кино 70х годов с Джеком Николсоном. Этого не будет. Все. Это умерло. Европа под ядерным зонтиком США прекрасно развивалась, толстела до момента пока они за этим за всем не потеряли иммунитет. Свою трусость и бессилие они назвали толерантность. И теперь начальник полиции Швеции в девять вечера просит по телевизору женщин не выходить на улицы. В Швеции! У них нет сил. Римский папа ползает по полу и целует ботинки камерунцу, чтобы попасть в тренд».
По мнению режиссёра, заплывшая жиром Европа потеряла бдительность и суверенитет под многолетним покровительством США, и теперь вынуждена прикрывать свою беспомощность разговорами о толерантности. «Уже нет и никогда не будет той Европы, прекрасной старой с чудным запахом кофе из бара с утра в Риме. Всё. Это умерло. Европа под ядерным зонтиком США прекрасно развивалась, жила толстела, была замечательна с точки зрения моды, свобод, фестивалей. До того момента, когда они за всем этим тупо не потеряли иммунитет. Свою трусость и бессилие они назвали толерантностью. И теперь начальник полиции Швеции просит женщин по телевидению не выходить в 9 вечера на улицу. У них нет сил, нет новой крови, нет новых идей».
You can watch this video on www.livejournal.com
«Что такое цивилизация? Это история, культура, всё, что уходит в века назад. Всё, что сделало это страну этой страной. Всё, что сделало Россию естественным и единственным мостом между Востоком и Западом. Которая воспринимает с лёгкостью и восточные ветры и западную культуру. Вот такие вот мы, с огромным количеством часовых поясов, вероисповеданий, языков. Это огромный византийский котёл. Америка тоже котёл, только не византийский. В этом конгломерате, сочетании и заключается то, что называется русская цивилизация. Русский мир, о котором даже слышать не хотят. Нас пытаются стереть с лица земли много веков».
Михалков признался, что в его близком окружении есть люди, чья политические взгляды значительно отличаются от его собственных. С ними он проводит разъяснительные беседы: «Я стараюсь доказать, почему я думаю именно так. Я верю в то, что я говорю. Я это говорю не потому что я чиновник и мне это зачем-то нужно. Мне интересно это говорить и я понимаю, что это не только мне интересно».
«Сегодня настоящая правда, вот правда, совсем правда, она там, где жизнь и смерть совсем рядом», - отметил в ходе разговора Никита Сергеевич, намекая на зону СВО. Режиссер не жалеет ни сил, ни времени для того, чтобы освещать все происходящее в стране и в мире, чтобы его зрителям было легче и понятнее с определением своей позиции в сегодняшних более чем суровых реалиях. При этом Михалков не отрицает, что у людей есть право отгородиться от политики и войн. Правда, позиция такая Никиту Сергеевича отталкивает.
«Я могу это понять, я не могу это принять! Я не виню этих молодых людей, потому что они жертвы 30-летнего образования, которое у нас было, и 30-летнего соблазна стать, как другие. <…> Ты должен сделать выбор. Ты хочешь, чтобы тебя там любили или ты хочешь, чтобы тебя тут любили?» - задается вопросом Михалков.
Говоря про знаменитостей из категории «инфантильной тусовочной молодежи», среди которых немало уехавших из России, Михалков указал на то, что многие мечтают о том, чтобы все было как раньше, не понимая, что так не будет. Именно понимая и принимая этот факт, Никита Сергеевич твердо стоит на своем:
«Я служу ни партии, ни государству, ни президенту. Я служу моему Отечеству, как я его понимаю. Мне не надо ждать безопасного времени, когда мне укажут, куда надо бежать и что говорить. Я могу идти по ошибочному пути, но это мой путь. Определяться нужно всегда. Особенно в тяжелые времена. Потому что в тяжелые времена конформизм может привести к предательству».
На вопрос о последней кардинальной переоценке ценностей и взглядов Михалков ответил, что поменял свои убеждения, когда узнал, что произошло в стране за время правления Ельцина.
«Я не знал этого. Я тогда выступал за Ельцина, не предполагая ничего о том, что было вокруг. Было настолько катастрофически страшно. Когда мне прислали документы о том, как распродавался военно-морской флот и за сколько. Самые крупные предприятия ВПК на 60 % отдавались тем, кто нам сегодня объявляет санкции. Я не мог в это поверить. Но это так».
Народный артист Никита Михалков ответил на вопросы про конфликт с Эльдаром Рязановым, про нравы и воспитание детей в его семье, поделился мнением, почему фильм Клима Шипенко «Холоп» очень понравился зрителям, и вспомнил, как утвердил на роль Милоша Биковича. Также речь зашла об обязательном выборе в тяжелое время, о зависти как фундаменте любого зла, русской цивилизации и особом пути страны, о популярности проекта «Бесогон ТВ» и многом-многом другом. Вот лишь некоторые выдержки из большого интервью.
ПРО ОТЛИЧИЕ КИНО ОТ ФИЛЬМА
«Я не могу назвать кинематограф [Эльдара] Рязанова словом "кино". Это для меня не кино. Кино - это пластика. Кино - это живая вещь. Хит Рязанова - это "С легким паром", где совпало всё с точки зрения замечательной драматургии и очень хорошего исполнительского мастерства. Скорее, я бы отдал предпочтение слову "фильм". Но если вы хотели бы меня понять, когда я говорю про кино (кино - это дыхание, кино - это музыка), я называю кино - Вirdman, "Крёстный отец" - это кино. <…> Оно наполнено той образностью, которую нельзя потрогать руками».
Со слов Никиты Михалкова, ему нравятся работы Алексея Балабанова, и в настоящее время ему интересно следить за творчеством Анны Меликян, Жоры Крыжовникова, Александра Велединского, Клима Шипенко.
ПРО УСПЕХ «ХОЛОПА»
«Я не знаю, как второй, но первый "Холоп" - это совершенно замечательно рассчитанная картина на настроение народа, который терпеть не может мажоров, ненавидит олигархов и с огромным наслаждением смотрит, как порют наглого засранца. Это народная мечта, которая сбылась в кино».
ПРО САМУЮ ИЗВЕСТНУЮ СЕМЬЮ В СТРАНЕ
«Ну, конечно я не мог понять, за что учительница на меня разозлилась, когда я сказал, что я опоздал в школу, потому как Святослав Рихтер всю ночь барабанил по роялю… Если бы не воспитание и отношения в семье, конечно, мы могли вырасти чудовищами, мажорами. Но у нас вообще отсутствовала спекуляция фамилией. Я никогда не видел матери, которая ничего не делает: она или вязала кому-то из детей что-то, или готовила… Она всё время занималась делом. <…> Это был довольно строгий уклад, и все мы были воцерковленными. <…> Нет-нет, я думаю, что если бы не воспитание в моей семье - то, которое было, то и мои дети выросли бы говном таким, что будь здоров!»
ПРО ОЛЕГА МЕНЬШИКОВА И ФИЛЬМ «12»
«Его отказ - это действительно было очень болезненно. Не то что болезнь - это была катастрофа, потому что это было за два дня до съемок. Поэтому нельзя к этому относиться как-то нейтрально… Он боялся стареть, он боялся быть некрасивым, он боялся быть такой молью… А мне был нужен такой Меньшиков, но он не смог смириться с моей концепцией [его роли]… Я сделал выводы, но дальше мы снимали "Утомленные солнцем - 2", и я должен был этими выводами не пользоваться, потому что нужно было работать, и он хорошо работал, работал много. Но был еще один момент, который меня тоже ударил. Мы снимали сцену на лестнице, где Надя Михалкова узнаёт, что отец жив, и она плачет, и говорит: "Он жив! Он жив! Он жив!". И мы сняли Меньшикова, потом надо было снимать Надю, и Меньшиков должен ей был подыграть. А он уехал. Это было нехорошо. Она не актриса. Она сыграла, конечно, все, я помог ей, но меня это профессионально оскорбило».
ПРО ОЛЕГА МЕНЬШИКОВА И «СИБИРСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК»
«Он меня умолял, он сказал: "Я сделаю всё, что нужно, я похудею". Я предложил ему сыграть юнкера Полиевского, того, кого сыграл [Марат] Башаров. Да, сценарий писался на Меньшикова, но прошло 20 лет. Естественно, он изменился, но он так просил, так хотел. Я сказал: "Смотри, придется сильно поработать". Мы отправили его в клинику для похудания, там он потерял килограммов, наверное, 12 и так далее. Всё равно, это видно, что он старше. Но я не могу сказать, что я об этом пожалел».
ПРО ВОЛНУ КРИТИКИ «УТОМЛЕННЫХ СОЛНЦЕМ - 2»
«За семь лет до выхода "Утомленных солнцем - 2" начать мочить картину! За семь лет! <…> Я не мог понять, что случилось: "Утомленные солнцем - 2" последовательно уничтожались... Но это очень важная для меня картина, очень важная! Она о боге на войне. <…> Это притча, сказка, ее надо так смотреть».
«ЕГЭ - это отрыжка»: Михалков парой фраз обозначил главную беду со школами
Удивляться тому, что молодёжь не знает, что такое холокост и кто создал таблицу Менделеева, не приходится. Режиссёр Никита Михалков очень точно объяснил, что не так с ЕГЭ.
Михалков напомнил одну фразу, произнесённую в 2021 году помощником президента России по науке и образованию Андреем Фурсенко. Тот заявил, что мы должны воспитывать не творцов, а потребителей.
«Эта фраза [Фурсенко] была сказана. А что будут потреблять потребители, если нет творцов? Это всё отрыжка, попытка впрыгнуть вот в этот тренд», - произнёс режиссёр.
You can watch this video on www.livejournal.com
You can watch this video on www.livejournal.com
ЕГЭ, сделал акцент Михалков, - это продолжение Болонской системы.
Напомним, что ЕГЭ придуман в США для отсталых, а в Россию был завезён циничными. Итог - поколение, натасканное ставить галочки в тестах и совершенно не умеющее не только излагать свои мысли, но и грамотно выстраивать предложения.
К счастью, всё меняется. Многие специалисты считают, что Болонская система больше ограничивала образование в России, чем развивала его. В минувшем году ей, похоже, окончательно помахали ручкой.
Президент России Владимир Путин подписал указ о пилотном проекте, касающемся масштабной реформы высшего образования. Теперь образовательный процесс будет выстраиваться с опорой на наши собственные методики обучения.
В финале разговора Надежда Стрелец призналась, что многие медийные лица при приглашении их на интервью выставляют условия, просят заранее прислать вопросы, потом обязательно согласовать видео и проч. Режиссер Никита Михалков - редкий гость, который ничего заранее не требовал и не оговаривал «запретные» темы для беседы. «Такой гость дорогого стоит», - подытожила ведущая и автор блога.
Никита Михалков сделал выдающийся вклад в культуру нашей страны, но он не ограничивает свои интересы искусством, переживая за судьбу Отечества и высказывая свои мысли публично.
Использованы материалы Дарьи Лукиной, обозреватель TV Mag; Кино-Театр.РУ; Экспресс-газета