Посол Германии в Москве Александр Граф Ламбсдорф.
Новый посол Германии в России Александр Граф Ламбсдорф видит различия между готовностью президента России Владимира Путина и населения к конфликту. В интервью RND - своем первом с момента вступления в должность - он заявляет о «расплывчатом стремлении к миру» среди населения.
Берлин. Господин Ламбсдорф, вы уже четыре месяца являетесь послом в России, стране, которая нападает на Украину и неоднократно угрожает государствам НАТО. Насколько трудным был старт?
Конечно, это дипломатический вызов - приехать в страну, которая ведет войну, когда вы в качестве посла представляете правительство, осуждающее эту войну. Это политический аспект. С другой стороны, есть профессиональный аспект. Российская сторона обычно ведет себя корректно по отношению к нам. Так что картина неоднозначная, сложная по содержанию, но процедурно правильная.
Работа в России стала сложнее для представителей неправительственных организаций, журналистов и других лиц. Их могут объявить иностранными агентами и предъявить обвинения. Вы также ограничены в своей работе в качестве посла?
Как дипломат вы пользуетесь защитой Венской конвенции о дипломатических сношениях. Российское правительство придерживается этого правила, и у нас нет никаких признаков того, что эти правила могут быть нарушены, поскольку у Москвы также есть дипломаты, дислоцированные по всему миру. Однако весной 2023 года Россия ограничила количество людей, которым разрешено работать в немецких учреждениях в России, до 350. Это усложняет нам жизнь, потому что нам пришлось закрыть три консульства и, как, например, Институт Гете, уволить многих проверенных сотрудников.
Какое место война занимает в их жизни?
Война в основном держится подальше от больших городов, и сохраняется иллюзия нормальности. В Москве висят плакаты, рекламирующие добровольцев в армию. Зато открыты рестораны и музеи, идут балетные и оперные спектакли. Самым важным отличием являются атаки дронов. Вы не уверены, произойдет ли что-то ночью. Московские аэропорты регулярно закрываются на несколько часов, в городе тоже бывают заторы. Это также влияет на жизнь в столице.
А как там в стране?
Там война представлена совсем по-другому: Там тоже есть плакаты, рекламирующие службу в вооруженных силах, но с конкретными зарплатами и подписными премиями. Каждому, кто возьмет на себя обязательство, обещают 2000 евро в месяц - это значительно больше, чем минимальная заработная плата, составляющая около 130 евро. Я был на даче в небольшом историческом музее. В последней комнате было полдюжины фотографий молодых людей из села, все они погибли в агрессивной войне против Украины. Ничего подобного я еще не видел в Москве.
Есть ли милитаризация повседневной жизни?
Есть милитаризация образования, а есть пропаганда: неоновые вывески гигантских размеров, шириной 40 на 50 метров, где один за другим перечислены все легендарные полководцы России, от Александра Невского 13 века до маршала Мира Георгия Жукова. Вторая война. Напротив каждого из них написано: Россия - страна победителей. А историческая политика - это не только инструмент внутриполитической пропаганды, но и инструмент внешнеполитической пропаганды.
В каком смысле?
В новом учебнике истории утверждается, что воссоединение Германии, в котором решающую роль сыграл Советский Союз, было вовсе не воссоединением, а аннексией Восточной Германии Западной Германией. Это не имеет абсолютно ничего общего с исторической правдой. Тогдашний руководитель КПСС Михаил Горбачев и президент США Джордж Буш внесли решающий вклад в то, чтобы воссоединение было мирным и успешным. Это была очень позитивная глава в германо-российских отношениях. Реинтерпретация тем более прискорбна.
В новом учебнике истории утверждается, что воссоединение Германии, в котором решающую роль сыграл Советский Союз, было вовсе не воссоединением, а аннексией Восточной Германии Западной Германией. Это не имеет абсолютно ничего общего с исторической правдой. Александр Граф Ламбсдорф, Посол Германии в Москве
Резонирует ли это с людьми? Является ли Германия образом врага?
Официально нас обвиняют в том, что мы испортили отношения. Люди не видят этого таким образом. Я практически никогда не слышу недружелюбного слова на улице, в кафе, в деревне. Напротив. Встречаешь людей, которые говорят: «О, ты из Германии, я бы с удовольствием туда поехала». Одна женщина со слезами на глазах сказала: «Спасибо, Германия». У нее много друзей, дети которых сейчас в Германии живут, потому что они не хотят иметь ничего общего с войной. И она была рада нашей готовности принять этих людей.
Насколько велики проблемы, стоящие перед немецкими компаниями?
Компании из санкционных территорий покинули страну. Но что удивительно, так это то, что даже для компаний, которые работают в свободных от санкций зонах и остались в России, иногда предпринимаются попытки изменить структуру собственности. Если инвестиционные условия останутся настолько неопределенными, ни одна иностранная компания не будет инвестировать в Россию в течение десятилетий.
На четырехчасовых публичных консультациях по телевидению неделю назад Путин заявил, что в экономике России дела идут блестяще. Верно?
Если верить так называемым основным индикаторам - госдолгу, текущему счету, безработице - все может выглядеть не так уж и плохо. Однако более пристальный взгляд показывает неоднозначную картину. Рубль потерял за год 20 процентов своей стоимости, инфляция высокая, а центральный банк только что снова поднял ключевую процентную ставку - до 16 процентов. Когда стоимость капитала настолько высока, инвестирование становится практически невозможным даже для российских компаний.
А еще есть цены на яйца.
Удивительная история. Яйца стали дороже почти на 50 процентов. Это привело к тому, что в некоторых регионах яйца продавались по отдельности или ограничивалось их количество. Конечно, это не подрывает российскую экономику, но дает представление о том, насколько сильно инфляция давит на людей.
Это подводит нас прямо к вопросу о стойкости России - это также вопрос войны против Украины.
Россия традиционно имеет сильный оборонный сектор и инвестирует в него значительную часть своего бюджета. С другой стороны, во многих отраслях ощущается заметная нехватка квалифицированных рабочих, которая усугубляется тем, что оборонная промышленность сейчас поглощает еще больше рабочей силы.
Если республиканцы снова станут президентом США после выборов следующей осенью, США, вероятно, перестанут быть крупнейшим донором.
Администрация Байдена полностью поддерживает Украину. И как посол Германии в России, я не буду спекулировать об исходе выборов в США.
В марте следующего года в России также пройдут выборы. Каковы шансы Путина на переизбрание?
И европейские выборы в июне, и американские выборы в ноябре обещают определенный уровень волнения. Я пока не могу узнать их в России.
Видите ли вы какие-либо недостатки в путинской системе?
Нет, не сейчас.
Регулярно ходят слухи о здоровье Путина. Насколько он в хорошей форме?
Я, конечно, не могу об этом судить, да и дистанционные диагнозы я тоже не сторонник. Но когда я вручил ему свои полномочия, я не увидел никаких признаков того, что он может быть нездоров. Он также только что завершил более чем четырехчасовую прямую трансляцию с вопросами и ответами.
Это означает, что вам придется продолжать считаться с Путиным и ладить. Есть ли у вас идеи, как это можно сделать лучше, чем раньше?
У нас совершенно разные мнения по принципиальным вопросам. Нынешняя российская социальная модель противоречит нашим ценностям, то есть либеральности, толерантности и, прежде всего, мирному разрешению конфликтов. Россия была и остается крупнейшей по площади страной в мире, имеет постоянное место в Совете Безопасности ООН и является прямым соседом ЕС. Так что нам придется иметь дело с Россией. И наша первая цель должна состоять в том, чтобы как можно быстрее положить конец агрессивной войне России против Украины, добиться там прочного мира, основанного на международном праве, чтобы страдания украинцев прекратились. Путин может положить конец этой войне в одночасье.
Россия была и остается крупнейшей по площади страной в мире, имеет постоянное место в Совете Безопасности ООН и является прямым соседом ЕС. Так что нам придется иметь дело с Россией. Александр Граф Ламбсдорф.
ЕС только что принял двенадцатый пакет санкций против России. Это правильный путь? Некоторые говорят, что санкции все равно не работают.
Такое отношение основано на недоразумении. Санкции - это не выключатель. Вы не активируете санкцию и в то же время не меняете поведение стороны, на которую наложены санкции. Санкции призваны увеличить цену определенного поведения. И это доказано.
Есть ли у вас идеи, как разрешить войну на Украине?
Конечно, есть идеи. А вот решение об обстоятельствах начала переговоров будет принято в Киеве. Наша позиция как федерального правительства ясна: Украина является государством-членом Организации Объединенных Наций в пределах международно признанных границ и имеет право восстановить свою территориальную целостность. Запрещено спекулировать на тему дальнейших идей и сценариев. Путин только что подтвердил свои военные цели и вообще не желает вести переговоры.
Ожидаете ли вы, что Путин изменит свою позицию, возможно, даже смягчит ее, если он будет переизбран в марте?
Никаких указаний на это нет.
Видите ли вы усталость от войны среди российского населения?
Усталость от войны существует среди семей, в которых есть солдаты на фронте. У нормального населения наблюдается скорее расплывчатое стремление к миру. Опросы показывают, что желание вернуться к нормальной жизни очень сильно. Многих беспокоит инфляция и ограничения на поездки из-за санкций.
Путин неоднократно высказывал угрозы в адрес стран Балтии. Насколько неопределенно их положение?
Мы должны сохранять бдительность. Усиление восточного фланга НАТО, в том числе бригадой Бундесвера в Литве, является действительно сильным сигналом. Это показывает, что мы обеспечим защиту территории НАТО.
Даниэла Вейтс