Мир распадается на куски. Точнее, процесс перекрашивания различных частей мира в одну стандартную культурную и экономическую расцветку закончился. Мир разнообразен, и таким останется ещё очень долгое время.
И это хорошо.
Нам в России выпало непростое счастье иметь свою собственную комплексно развитую цивилизацию.
У нашей страны есть политическая независимость, надёжная обороноспособность. Есть все объективные условия для построения комплексно развитой высокотехнологичной экономики и для сохранения и развития мощной, привлекательной и самобытной культуры.
При этом культура России находится под давлением культуры западной и страдает из-за сбитых ориентиров и отсутствия ясной государственной стратегии.
Культура и искусство пронизывают всё. Культура отражает внутренний мир общества, формирует завтрашний день. Живая, адекватная времени эстетика программирует будущее, формирует смыслы, даёт моральную силу, делает эффективной пропаганду и способствует повышению качества продуктов.
Экономическая сила, социальное устройство, последовательная политика, привлекательная культура поддерживают друг друга, образуя цельность цивилизации. И наоборот, разрозненность этих составляющих ведёт к слабости. Толкает идти по чужому пути духовных исканий. Принуждает народ играть в различных областях жизни на вторых и третьих ролях.
Сегодня назвать российскую культуру полностью здоровой нельзя. Она находится под давлением западной политики и культуры. Мода в одежде продвигается зарубежными сайтами и компаниями, на один ресторан русской кухни приходятся десятки, если не сотни, ресторанов кухонь зарубежных, надписи на вывесках зачастую пишутся не по-русски, песни по радио в большинстве своём звучат не на русском языке.
На здании напротив Государственной думы, на месте которого раньше находилась гостиница Москва, среди многочисленных надписей на иностранном языке, есть единственная вывеска на русском: «Страна, которой нет». И в этом есть какая-то метафора.
Очернение нашей истории, восхваление и продвижение западной истории и культуры были обычным явлением в различных теле- и радиопередачах, даже в школьных учебниках.
Молодёжь скорее и больше узнает о деяниях, узнает, кто такой Мартин Лютер, чем протопоп Аввакум, Авраам Линкольн, чем Муравьёв-Виленский.
Надо отметить, что периоды ослабления интереса к собственной культуре и истории в России уже бывали.
Во время Петра I дворяне переоделись по иностранной моде, стали есть и пить по-европейски, строить здания в стиле, пришедшем из-за рубежа. Даже через век пушкинская Татьяна «по-русски плохо знала», а считавшийся авторитетным мыслителем Чаадаев написал такую глупость: «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили…».
Эту болезнь Россия успешно преодолела, и вторая половина 19 века была расцветом русской государственности и культуры. Русское искусство, пребывая в поисках идеи народности, прекрасно обходилось без западного рынка, при этом находясь в полном чувстве возвышенной независимости и даже скепсиса по отношению к европейскому современному искусству.
В первые десятилетия Советской власти содержанием искусства и самими творцами занималось государство, приняв на содержание всю армию деятелей культуры и опираясь на свежую тогда и вполне продуктивную идеологию. Вера в то, что страна идёт во главе всемирного социального прогресса, давала силы и позволила добиться множества впечатляющих побед и открытий, в том числе в области культуры.
Затем, начиная с 1980-х и по сегодняшнее время, русское искусство пытается найти свою идентичность вновь в контексте западного нового искусства 20 века, порождая региональные свои многообразия, как переработанные находки и открытия того же Запада. Так в 90-е рождается институции - копии европейской сцены… это фонды, галереи, биеннале и какой-нибудь рынок. Казалось, не было в форме ни идеологического различия нашего и западного, а были сообщения из своеобразной далекой провинции языком радикального акционизма или концептуализма на русские дикие темы. Далее эти практики, связи и информированность породили разные безликие международные универсалии под названием contemporaryart, которому стали обучать у нас молодое поколение новые художники, прошедшие международный опыт биенналь-триенналь. Эта модная сцена существовала отдельно от жизни страны и традиции, выдавая ее за как бы актуальность передового искусства в отсталой полудикой стране.
Сегодня волна санкций, пандемийные ограничения, разница подходов к будущему Украины, вылившаяся в вооружённое противостояние, выстроили высокий барьер между Россией и Западом. Произошёл исход знаковых поклонников западной культуры из страны. Это даёт шанс и побуждает Россию вновь обратить взгляд на себя, и именно в себе искать источники силы.
Итак, неплохо, если бы современные художники проявляли:
Уважение к истории, к культурным наслоениям, их прямое и скрытое использование и цитирование.
Устремлённость в будущее. Вера в позитивный сценарий. Не против, а за.
Открытость и даже жадность к новым технологиям.
Открытость к миру. Видим и ценим культуру Востока, Запада, Юга и Севера. Но мы - отдельная цивилизация, у нас свой путь. Цивилизация Россия.
Россия не Европа, 22.12.2023