Прилеты шли один за другим! Враг засадил «Градом». Воздух гремел.
Я посмотрел на наших волонтеров - Ларису и Дашу: ну как вы? Испуга на их лицах не было, но как там у них в душе, то одному Богу известно.
Даша Сорокина - госслужащий из Москвы. На Донбассе у нее свои задачи. Но сейчас она в отпуске. А для доставки гуманитарной помощи подходят любые неравнодушные руки, и Даша помогает.
Лариса тоже из Москвы. Она занимается тактической медициной. Привезла для фронта много чего полезного от Благотворительного фонда «Альфа Центр-Регион».
В дороге Лариса «замучила» нас разными медицинскими приемами, которые отрабатывала на нас. Мы стоически терпели. Хотя я, каюсь, изредка делал вид, что сплю, стараясь уклониться от роли подопытного кролика.
Зато нужно было видеть лицо начмеда, когда мы доставили все это богачество в его хозяйство, и Лариса показывала лекарства, препараты, средства первой помощи, аппараты для внутрикостного проникновения…
Воздух опять завибрировал, но прилеты на этот раз были далеко.
* * *
Мы - что? Залетные. Приехали, уехали. А вот те, кто постоянно на передовой, являются героями нашего времени. И те, кто ушел, их лица, - они не должны затеряться, кануть в безвестность, оставаясь только в памяти родных им людей.
…Она была действительно похожа на лютик. Такая же нежная на вид, но с внутренним стержнем, определявшим ее характер и поступки.
Это о них, «ангелах милосердия», медицинских сестрах и фельдшерах, писал когда-то Герой Советского Союза, военкор газеты «Отвага» Муса Джалиль:
Сто раненых она спасла одна.
И вынесла из огневого шквала,
Водою напоила их она.
И раны их сама забинтовала.
Под ливнем раскаленного свинца
Она ползла, ползла без остановки
И раненого подобрав бойца,
Не забывала о его винтовке.
* * *
«Лютик» - таким был ее позывной, по жизни, по паспорту - Любовь Николаевна Коробка. Родилась за несколько дней до Нового года, 28 декабря 1982-го. В год, когда Советский Союз приблизился к эпохе крутых политических перемен, закончившихся гибелью великой страны.
Так что при Союзе Люба пожила всего девять лет. Юность и зрелось она провела уже в независимой Украине.
Весной 2014 года командир в народном ополчении предложил выбрать ей позывной:
- А какой? - пожала плечами Люба.
- Да хоть лютиком назовись! Тем более, ты чем-то походишь на этот цветок.
Так Любовь стала Лютиком.
С первого дня борьбы за Русский Донбасс и до своей гибели Любовь была на фронте. Она была фельдшером 6-й роты 2-го батальона 3-й гвардейской бригады (Горловской).
О боевом пути гвардии старшего сержанта Любови Коробки сообщает скупая справка: Константиновка, Донецк, Мариновка, Дмитровка, высоты 176.9 и 185, Дибровка, Новозарьевка, Солнцево. Старая и Новая Ласпы, Озеряновка, Батмановка, Широкая Балка, Зайцево, Доломитное, Гольма.
Первый бой Лютика был в Мариновке, крупном селе в Шахтёрском районе ДНР.
Заместитель командира роты «Петруха»:
- Я очень ярко помню первое огневое крещение под Мариновкой. Бой тогда длился несколько часов. На Любе потом квадратного сантиметра сухого не было, даже волосы были в крови.
А в Зайцево, это пригород Горловка, отдельные позиции роты от ВСУ отделяли какие-то десятки метров, и «Лютика» можно было видеть везде, где требовалась медицинская помощь.
Любовь Коробка была награждена медалями «За отвагу», «За оборону Славянка», «Защитнику Саур-Могилы», «За оборону Донецка». «За оборону Горловки», «Участнику боевых действий», «Защитнику Земли Русской», «За боевые заслуги» (посмертно).
А еще крестами «За спасение жизней» и «Народное ополчение Донбасса», знаком отличия «Защитник Новороссии» - в ДНР им награждались медицинские работники, которые оказывали помощь раненым на поле боя.
* * *
Люба пошла на войну после Майдана, точнее - после появления карателей на Донбассе.
- Как только в нашей Константиновке начали формироваться отряды ополчения, я пришла в исполком и сказала, что хочу быть полезной хоть чем-нибудь. Меня направили на трехдневные курсы в городскую больницу № 5. Вот так я из маляра-штукатура превратилась в медика.
Константиновка - город на реке Кривой Торец, рядом с Краматорском и Славянском. Железнодорожный узел. Центр стекольной промышленности Украинской ССР.
В начале июля 2014 года отряды ополчения вынуждены были покинуть Константиновку. Вместе с ними ушла и Любовь Коробка. Впереди ее ожидала полная неизвестность. Ее семьей стали боевые товарищи.
* * *
Одним своим присутствием на войне женщина поддерживает мужчин. Она вселяет уверенность, дает силы для преодоления трудных военных дорог и не позволяет быть слабым.
Рассказывает Сергей, хранитель мироточивой иконы «Умягчение Злых Сердец - Донецкая»:
- Друзья называли ее Любашей, Любонькой. Ее любили за спокойный, уравновешенный характер и поразительную скромность. Лютик, кроме своих непосредственных прямых обязанностей фельдшера, добровольно взвалила на себя решение ряда вопросов, став для бойцов роты любящей сестрой и строгой, заботливой матерью.
Ее берегли, вернее, оберегали. Потому что война рядом, она - везде.
Когда Лютику говорили, что она необыкновенная, она всплескивала руками:
- Ой, да ну что ты! Я - обыкновенная… Мне бывает страшно, и плакать хочется… Меня часто спрашивают: почему я на войне, почему не ухожу? Я не могу иначе! Я буду с ребятами до конца… до Победы! Мы обязательно разобьем фашистов. По-другому будет неправильно, а значит, будет по-нашему.
* * *
До первого дня весны оставалось всего несколько дней. Мужчины обязательно поздравили бы Любашу, но 3 марта 2019 года вражеские осколки оборвали ее жизнь.
Заместитель командира роты «Петруха»:
- Перемирие на нашем участке фронта никогда не было тихим. Но тогда укры уже несколько дней работали по нам прицельно и настойчиво. Поэтому и в тот день я сразу понял, что сейчас будет жарко и отдал приказ: «В укрытие!» Пока я проверял, все ли сделано, все ли укрылись в блиндаже, Любочка метнулась спасать медикаменты, свою полевую сумку. Я бросился поторопить ее… тут нас и накрыло. Основной удар приняла наша сестричка.
«Петруха» был сильно контужен. У него частично обгорели лицо, волосы. А Лютик... Любе навсегда осталось тридцать пять лет.
* * *
В очерке «Сёстры победы» Ольга Егорова пишет: «Когда закончатся бои и стихнет шум канонад, острое перо военкора распишет жизнь погибших за мир на Донбассе как полагается - с воспоминаниями родных и близких, с детскими трогательными строчками первых сочинений, неумелыми рисунками, с эпизодами богатой на события школьной жизни - из первых рук классного руководителя.
Сейчас на это нет времени, идут боевые действия, но фиксировать жизнь и гибель товарищей надо обязательно. Для истории. Для народа. Для осиротевших детей. И вроде бы совсем молодые погибают, а есть что рассказать о них, тогда как иногда «от большинства людей остается только тире между двумя датами», как говорится в хорошем советском фильме «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого».
* * *
Мы не раз рассказывали в газете «Спецназ России» о героинях Русского Мира. Одна из них - Валентина Галатова, тоже фронтовая медсестра. Уроженка Красноярского края, жительница Воронежа. Гвардии сержант, боец медицинского взвода стрелкового батальона Армии ДНР.
На Валиной страничке в «ВКонтакте» сохранились записи погасшей звезды. Последний раз Галатова заходила сюда 13 апреля 2022 года - получается, буквально накануне гибели. На вопрос «что, по вашему мнению, главное в людях?» Валентина ответила: «Смелость и решительность».
Она погибла 14 апреля 2022 года в Мариуполе: попала под минометный обстрел тех, кто потом, в мае, с позором будут покидать «Азовсталь», сдаваясь в плен.
* * *
Другая сестренка - Ольга Климова, тоже красавица. Иначе чем «Олечка», ее и не назовешь. Хрупкая, улыбчивая молодая женщина, ясные глаза. Фельдшер 4-й бригады Армии ЛНР.
Коллеги уговаривали Ольгу не рваться на передовую. «Мы столько раз говорили ей: «Оля, ну зачем ты идешь в самый ад, оставайся в госпитале, у тебя двое детей, ты нужна им живой». Но Климова и слышать не хотела. Ольга не могла оставаться в безопасности, зная, что в паре километрах от нее истекают кровью ее земляки. Чувство долга было в ней выше чувства самосохранения.
Свой последний бой Ольга приняла 3 апреля 2022 года под Кировском, что на реке Лугань. Взрывной волной с нее сбило каску еще в начале боя, но искать ее было некогда, спасать раненых - вот о чем думала Оля, а уже потом о себе.
Климова была смертельно ранена осколками вражеского снаряда, когда вытаскивала раненых из-под обстрела. Олю доставили в госпиталь. Сестра милосердия умерла на операционном столе, не приходя в сознание.
* * *
В небесном спецназе Красного Креста сестренок встретила Любовь Коробка - Лютик.
Как верно сказал Сергей, хранитель «Донецкой Богородицы», погибшие в войне уже ничего нам не расскажут, они ушли в вечность. Но мы, живущие сегодня, должны и обязаны рассказывать о воинах, отдавших свои жизни за свободу и независимость Донбасса - а значит, и всей России.
На войне привыкаешь к звукам стрельбы, прилетов и ответок врагу. Но когда вдруг наступает оглушительная тишина, то становится как-то не по себе.
Автор: Павел Евдокимов
Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ», журнал