Юрий Удовенко. Агенты России (часть 4)

Nov 25, 2023 09:23


Часть 3



ГЛАВА 3. А В ЧЁМ ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ?

Этот вопрос будоражил умы Платона, Плутарха, Аристотеля и других великих мыслителей древности, которые приходили к выводу - преступность имеет свои причины вне злой воли человека, и кроются они в имущественном неравенстве людей.



В начале XVI века Томас Мор в политическом романе «Утопия» главной причиной преступности назвал существование класса богатых и так называемых благородных, окруженных многочисленной челядью и живущих в довольстве рядом с нищетою народных масс.

О взаимосвязи нищеты, нравственности и преступности ещё в 1859 году Карл Маркс писал: «Какие могут быть основания у пролетария, чтобы не красть? Очень красиво звучит и очень приятно для слуха буржуазии, когда говорят о "святости частной собственности". Но для того, кто не имеет никакой собственности, святость частной собственности исчезает сама собой. Деньги - вот Бог на земле. Буржуа отнимает у пролетария деньги и тем самым превращает его в безбожника. Что же удивительного, если пролетарий остается безбожником, не питает никакого почтения к святости и могуществу земного Бога! И когда бедность пролетария возрастает до полной невозможности удовлетворить самые насущные потребности, до нищеты и голода, то склонность к пренебрежению всем общественным порядком возрастает в еще большей мере.

Нищета предоставляет рабочему на выбор: медленно умирать с голоду, сразу покончить с собой или брать то, что ему требуется, где только возможно, то есть, попросту говоря, красть. И тут мы не должны удивляться, если большинство предпочитает воровство голодной смерти или самоубийству».[1]

«…большинство наиболее серьезных аспектов нашей преступной ситуации тесно связано с социальным и экономическим неравенством нашего общества»[2] - утверждал Эдвин Шур, а Р. Кларк был убеждён, что причинами преступности являются дегуманизирующее влияние трущоб, расизм, невежество, насилие, коррупция, нищета, безработица, недоедание, загрязнение окружающей среды, равнодушие, умственная дефектность, скученность жилищ, алкоголизм, наркомания, алчность, страх, ненависть, безнадежность и несправедливость общества.

С Платоном, Мором и Марксом всё более-менее понятно. «А кто такие эти самые Р. Кларк и Эдвин Шур?» - спросит читатель. Ответим: Рамсей Кларк (Рэмси Кларк) 1927 г.р., американский государственный деятель, юрист и правозащитник, министр юстиции США (генеральный прокурор) в 1967-1969 годах при президенте Линдоне Джонсоне. А Эдвин Шур - американский криминолог, профессор университета имени Тафта. И говорили они не о российском, а об американском обществе, которое многие из моих соотечественников сегодня считают эталоном.

Ещё в 50-е годы IV века до Рождества Христова в труде «Законы» Платон обосновал, что для предупреждения преступности необходимо законодательно установить пределы разрыва между бедностью и богатством, при котором собственность самых зажиточных превышала бы «состояние» самых бедных не более чем в 4 раза.[3] Уместно будет отметить, что академик Абалкин Л.И. в статье «Аз, буки и веди частного предпринимательства»[4] практически подтвердил обоснованность этого предложения Платона и его актуальность для современной России.

Современные криминологи считают разрыв между бедностью и богатством 1:10 социально опасным. Вероятно, принимая во внимание вышеуказанное мнение людей науки, высокоразвитые страны современности так обустроились, что этот показатель близок у них к 5-кратному. И как следствие - у них ежегодные темпы роста или снижения преступности составляют 2-4 %, что позволяет без чрезвычайщины осуществлять профилактические программы.[5]

В демократической России социально опасный разрыв между бедностью и богатством 1:10 был достигнут уже в 1993 г. и с той поры он только возрастал: в 1994 г. - 1:15; в 1995 г. - 1:16, в 1997 г. - 1:24, ну и так далее. К 2008 году 1,5 % населения России владело уже 50 % национальных богатств, при этом треть населения РФ жила за чертой бедности.[6] Количество бездомных превысило два миллиона человек,[7] а число беспризорников к маю 2010 г. достигло уровня Гражданской войны.[8] При этом задолженность по зарплатам в России в январе-феврале 2010 г. приблизилась к 5 млрд руб.[9] Без работы в этот период было порядка 6,2 млн, а заработная плата около 10 млн россиян и сегодня «не соответствует стандартам», то есть ниже прожиточного минимума.[10] В феврале 2011 г. уже 14 % населения России жило на сумму менее 3 400 р. в месяц, то есть в крайней нищете; 30 % россиян являлись просто нищими, зарабатывая от 3 400 до 7 400 рублей в месяц; 40 % - относилось к категории «бедность», сводя концы с концами на заработок от 7 400 до 17 000 рублей в месяц…[11]

Увеличение разрыва между бедностью и богатством естественно приводит и к росту стандартов потребления. Рост материальной нужды значительной части россиян не позволяет обеспечить удовлетворение их стандартных потребностей, что приводит к повышению уровня неудовлетворенности в обществе. В этой связи всё больше людей готовы идти на преступления ради достижения высокого уровня жизни. Наиболее криминогенным фактором является постоянно снижающийся жизненный уровень отдельных групп населения на фоне резко возрастающих стандартов потребления других слоев населения. Главными факторами общеуголовной корыстной преступности постепенно становятся безработица и нищета, маргинализация населения России.[12]

О метаморфозах постсоветского государства мною достаточно подробно изложено в книге «Сатрапы Сатаны». В этой связи нет нужды в проведении сложных агентурнооперативных изысканий для информационного обеспечения принятия политического решения о путях ликвидации преступности в России. Не грех при этом прислушаться к выводу Кларка: преступность отражает характер строя в целом.[13] И пока Россия не ликвидирует беспрецедентную государственную бесконтрольность и не станет социально ориентированной державой сталинского типа, увеличивать численность оперативно-следственно-надзирающих органов бесполезно. Но это тема других изысканий, мы же исследуем только агентурно-оперативный сегмент государства Российского.

ГЛАВА 4. АГЕНТ - ОСНОВА СЫСКА

Я говорил явно миру; и тайно не говорил ничего (Иоан. 18:20)

Приказ Председателя Комитета государственной безопасности СССР от 4 июля 1983 года № 00140 «О введении в действие Положения об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности СССР» вторил своим предшественникам: «Важнейшее значение в решении разведывательных и контрразведывательных задач придается совершенствованию агентурного аппарата, эффективному использованию агентуры как основного чекистского средства. Улучшается работа с доверенными лицами…»[14]

Смею уверить читателя, что все нормативные акты, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность в СССР-России (да, пожалуй, и за её пределами), сходятся в одном: в сыске, как и в разведывательной деятельности, секретных сотрудников (назовите их ябедниками, осведомителями, агентами, источниками, спецаппаратом, конфидентами, шпионами или того круче) никто и ничто заменить не может!!! Агент - основное средство спецслужб, а всё остальное (наружное наблюдение, перлюстрация корреспонденции, средства аудио- и визуального контроля, и прочее, прочее, прочее) второстепенно.

Именно по этой причине спецслужбы всех времён и народов тщательно оберегают сведения о личностях секретных агентов. И нет более низменного поступка в неписаном кодексе чести оперработников всех времён и народов, чем предать агента! Ибо это предательство подрывает основу агентурной работы - доверие конфидента к субъекту оперативно-розыскной деятельности. И именно по этой причине разглашение сведений о личности агента во все века каралось крайне жестоко, в то же время предоставление сведений о шпионе весьма щедро вознаграждалось!

Спецслужбы внедряют свою агентуру в «исследуемую среду» для того, чтобы узнать её тайны, а «исследуемая среда» коррумпирует спецслужбы, дабы поживиться её секретами.

Круг замкнулся. Глядя на миниатюру «Бог времени, Демогоргон, окружённый Уроборосом» сквозь призму агентурно-оперативной деятельности, начинаешь осознавать, что твою безмятежную жизнь окружает кипучее противоборство агентур, олицетворяющее единство и борьбу противоположностей или создание из уничтожения.

***

Агентурное проникновение осуществляется двумя способами: вербовка источника из числа участников объекта оперативной заинтересованности (специальной службы или иного органа противника, преступного сообщества, организации или группы) либо ввод в эту среду ранее завербованного агента. Вербовка агента осуществляется методом убеждения либо принуждения. Об этом аспекте поговорим чуть позже. А пока обсудим значимость агентурной информации и судьбины персоналий, оставивших общеизвестный след на этой незримой ниве государственной деятельности.

Библия - история рода человеческого от сотворения мира до конца времён - уделила внимание рыцарям плаща и кинжала!

Пятикнижие Моисея повествует, что именно Господь надоумил его шпионажу. После исхода из Египта в пустыне Фаран перед вторжением в чужие земли «… сказал Господь Моисею, говоря: пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них». (Чис 13:2-3).

Сорок дней длился рейд созданной Моисеем разведгруппы, состоящей из глав двенадцати колен Израилевых. В точности исполнив задание, лазутчики представили Моисею добытые ими сведения политического, военного, экономического характера о стране предполагаемого вторжения, отметив, что «в ней подлинно течет молоко и мед. но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие…» (Чис 13:8-29). Десять из двенадцати лазутчиков[15] были против озвученной Моисеем воли Господней о вторжении и посему «…умерли, быв поражены пред Господом; только Иисус, сын Навин [из колена Ефремова], и Халев, сын Иефонниин [из колена Иудина], остались живы из тех мужей, которые ходили осматривать землю». (Чис14.37-38). В последующем бывший лазутчик Иисус сын Навина стал преемником Моисея и возглавил завоевание земель Ханаанских.

Книга Иисуса Навина гласит, что перед вторжением направил он в Иерихон двух лазутчиков. Закономерно, что пособничала шпионам блудница по имени Раав - воистину шпионаж и проституция рука об руку по жизни шагают!

Об истинной роли Раав в захвате Иерихона иудеями остаётся только догадываться, но за предательство своего народа сыны Израилевы сохранили ей и домочадцам ейным жизнь. Раав была «объявлена праведной на основании дел». Одни источники утверждают, что она, приняв иудаизм, вышла замуж за Иисуса Навина и стала праматерью восьми пророков, в том числе Олдамы, Иеремии, Иезекииля, и восьми священнослужителей из рода потомков Аарона. Евангелие от Матфея и гласит, что Раав вышла замуж за Салмона[16] и таким образом стала праматерью царя Давида и самого Иисуса Христа. (Мф.1:5).

Иерихон же разграбили «… и все, что в нем, сожгли огнем… И предали заклятью все, что в городе, и мужей, и жен, и молодых, и старых, и волов, и овец, и ослов (все) истребили мечом».

Справедливости ради нужно отметить, что закопёрщики вторжения были достойно вознаграждены. Когда раздел всей земли был завершен, сыны Израилевы по повелению Господа дали Иисусу, сыну Навина, удел на горе Ефремовой, где он построил город, жил в нём и умер в возрасте 110 лет. Халев в удел получил часть земли Ханаанской, откуда изгнал он коренных жителей и укрепился там со своей семьей.

Книга Судей повествует, как судья Израиля Самсон, избранник Божий, обладавший необыкновенной физической силой, пал в результате успешно проведённой разведывательной акции. Он влюбился в Далиду. Извечные враги сынов Израилевых филистимляне банально завербовали женщину посулами: «…мы дадим тебе за то каждый по тысяче сто сиклей серебра». В итоге «медовая ловушка сработала[17] любовница выведала тайну, и филистимляне пленили Самсона. Заслуживает внимания тот факт, что во время попыток Далиды выведать у Самсона секрет его силы в ее спальне постоянно скрывался один филистимлянин, контролировавший действия высокооплачиваемого агента.

Библейская история Есфири - иудейки, которая под именем Гадасса была столь удачно внедрена в окружение персидского царя Артаксеркса, что стала его любимой женой. Этот агент влияния своевременно получил сведения о подготовленном царским фаворитом Аманом и разосланном во все области царства указе в назначенный срок «убить, погубить и истребить всех иудеев, малого и старого, детей и женщин, в один день» и добился его отмены другим указом, коим «царь позволяет Иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить»».

Во исполнение сего указа «… избивали Иудеи всех врагов своих, побивая мечом, умерщвляя и истребляя, и поступали с неприятелями своими по своей воле. В Сузах, городе престольном, умертвили Иудеи и погубили пятьсот человек… и десятерых сыновей Амана». По всем областям царства «…умертвили из неприятелей своих семьдесят пять тысяч… Это было в тринадцатый день месяца Адара; а в четырнадцатый день сего же месяца они успокоились и сделали его днем пиршества и веселья». И по сей день иудеи отмечают «веселый праздник» Пурим.

Как видим, в этих Ветхозаветных легендах речь идёт не об эпизодическом доносительстве, а о целенаправленной тайной разведывательной деятельности, которую поручали лишь лицам, заслуживающим полного доверия. Свершившие ратный подвиг лазутчики за мнение, противное политическому руководству, могли и жизнью поплатиться. Те же из них, кто поставлял сведения, приятные повелителю, достигли немалых, а порою и высших должностей. Рыцари плаща и кинжала за хлопоты свои тайные издревле получали значительные блага, но злато то замешано на крови преданных ими…

Понятное дело, что каждый агент является доносчиком, так как сообщает стороне, в интересах которой действует, те или иные сведения. При этом он, безусловно, предаёт тех, против кого донёс. Как само собою разумеющееся возникает вопрос о морально-нравственной составляющей доносительства как существенной составляющей процесса, именуемого оперативно-розыскной деятельностью (далее по тексту ОРД), а также облико морале конфидентов и их повелителей, начиная от оперработника и выше.

12 августа 1995 года Государственной Думой принят Федеральный закон Ш44-ФЗ «Об ОРД», коим определено, что оперативно-розыскная деятельность в России осуществляется исключительно в целях борьбы с преступностью, предотвращения угроз безопасности Российской Федерации и основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. В этой связи ряд авторов утверждают, что с формально-логической точки зрения ОРД является высоконравственной, поскольку закон - высшая форма общественной морали. Другие возражают: для морали неприемлемы насилие, обман, воровство, коварство, вероломство, предательство и прочие низменные способы, к которым зачастую прибегают для достижения целей ОРД!

О доносчиках Юлий Цезарь говаривал: люблю предательство, но ненавижу предателей. В.В. Путину приписывают утверждение «…с врагами боремся, предателей - уничтожаем». Корнелий Тацит Публий был убеждён, что предателей презирают даже те, кому они сослужили службу, а Платон считал, что предатели предают прежде всего самих себя. М.Е. Салтыков-Щедрин по такому случаю изрёк: благонадёжность - это клеймо, для приобретения которого необходимо сделать какую-нибудь пакость. А ещё на Руси сложилось мнение, что Иуды тоже научились носить кресты и что на каждого изменника свой предатель найдется. Кант вообще рассматривал закон и нравственность сквозь призму соотношения справедливости, то есть воздаяния каждому по делам его, и добродетели - жертвенности во благо ближнего своего.

Мы же, памятуя, что ОРД в силу Закона направлена на цели благие и осуществляется государством, то есть властями и начальством, всё же обратимся к мудрости столпов веры нашей православной.

Так, Христос учил: Любовь есть исполнение закона (Рим.13:10). Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Иоан. 3, 24.). Стало быть, Бог есть Закон! И всяк способствующий исполнению Закона пребывает в Любви и в Боге, а Бог в нём!

В Послании к Колоссянам современник Иисуса Святой Апостол Павел говорил о том, что все силы мироздания подчинены Богу Отцу и Его Сыну Христу:

«…Который есть глава всякого начальства и власти…» (Кол.1:16:), «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано» (Ин 1:3; Еф 3:9; Евр 1:2 17) и «Он есть прежде всего, и все Им стоит». (Ин 1:1.).

Иоанн Златоуст[18] научал:

«Несть власть, аще не отъ Бога, сущия же власти отъ Бога учинены суть» (Римл.13, 1-3).

Апостол Пётр поучал: «Бога бойтеся, царя чтите» (1 Петр. 2, 17).

Аналогичная точка зрения у всех адептов Христа, которые вместе с тем предостерегали и власть предержащих от утраты легитимности. Василий Великий[19], памятуя, что «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 29), пояснял:

«Высшим властям должно повиноваться во всем, что не препятствует исполнению Божией заповеди» [20]

Преподобный Иосиф Волоцкий[21] вообще призывал к прямому неповиновению властям, вершащим беспредел: «Если же некий царь царствует над людьми, но над ним самим царствуют скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправда, гордость и ярость, злее же всего - неверие и хула, - такой царь не Божий слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель. Такого царя, за его лукавство, Господь наш Иисус Христос называет не царем, а лисицей: "Пойдите, - говорил Он, - скажите этой лисице" (Лк. 13, 32). И Пророк говорит: "Царь надменный погибнет, потому что пути его темны" (Ср.: Иез. 28, 17-19; Дан. 5, 20)… И ты не слушай царя или князя, склоняющего тебя к нечестию или лукавству, даже если он будет мучить тебя или угрожать смертью. Этому учат нас Пророки, Апостолы и все мученики, убиенные нечестивыми царями, но не покорившиеся их повелению» [22]

Из этого следует, что государственной власти надобно повиноваться законопослушанием. Донос властям о нарушении Закона есть акт богоугодный, то есть нравственный, при условии, что он направлен не против кого-то, а во благо всех. Но прежде чем донести, нелишне вспомнить слова пророка:

«Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью. Похоть же, зачавши рождает грех» (Иак. 1:14-15).

Основываясь на мудрости пророков, прихожу к выводу: на всё, в том числе на ОРД в целом и конфидентов в частности, надобно смотреть сквозь призму добра и зла, мера коих у каждого сугубо индивидуальна и соразмерна совести его. А посему каждый читатель вправе дать свою оценку описанным мною событиям и личностям.

Примечания:

[1] Маркс К. Население, преступность и пауперизм // Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч. Т. 13 С. 515.

[2] Эдвин Шур, Наше преступное общество (социальные и правовые источники преступности в Америке)

[3] Платон. Законы. Соч. в 3-х томах, М 1972, т 3, ч.2 с.219.

[4] Щит и меч. 1994. № 4.

[5] Криминология - ред. акад. В.Н. Кудрявцева

[6] www.newsru.com/russia/20oct2008/poor.html: «Новые известия» от 20 октября 2008 г.,

[7] http://www.newizv.ru/news/2009-01-21/104511/ Новые известия 21.01.09, Обыкновенный «бомжизм»

[8] http://www.newsru.com/russia/26may2010/besprizor.html

[9] 10 марта 2010 года на пресс-конференции в РИА «Новости» сообщил секретарь Федерации независимых профсоюзов России АлександрШершуков http://www.kommersant.ru/news.aspx?DocsID=1334941

[10] http://www.interfax.ru/business/txt.asp?id=177457 Такие цифири прозвучали 14 февраля 2011 года на совещании у Президента России.

[11] http://www.liveinternet.ru/users/697512/post151977833/ Утверждает журналист Юрия Гейко

[12] Шиханцов гг. Криминология. - М., 2001, л.301

[13] Н. А. Щелоков. Строительство коммунизма и укрепление правопорядка, «Коммунист», 1972, № 8, стр. 54.

[14] Осведомителями - по старому стилю.

[15] Из колена Симеонова Сафат, сын Хориев; из колена Иссахарова Игал, сын Иосифов; из колена Вениаминова Фалтий, сын Рафуев; из колена Завулонова Гаддиил, сын Содиев; из колена Иосифова от Манассии Гаддий, сын Сусиев; из колена Да-нова Аммиил, сын Гемаллиев; из колена Асирова Сефур, сын Михаилев; из колена Неффалимова Нахбий, сын Вофсиев; из колена Гадова Геуил, сын Махиев.

[16] пра-прадед Давида, член первого поколения израильтян, которые пересекли реку Иордан.

[17] «Медовой ловушкой» называют использование в интересах спецслужб сексуальную привлекательность агента, введённого в разработку объекта оперативной заинтересованности.

[18] Иоанн Златоуст (ок. 347 - 14 сентября 407) - архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. В беседах на послание к римлянам Иоанн писал: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее».

[19] Василий Великий (ок. 330-379), известный также как Василий Кесарийский, - святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот), убеждённый поборник киновии - христианской монашеской коммуны.

[20] Творения святых Отцев в русском переводе. Том 7. Часть 3. М., 1846. С. 487-488.

[21] Иосиф Волоцкий (в миру - Иван (Иоанн) Санин; 14 ноября 1440 (1439(?)) - 9 сентября 1515) - святой Русской Церкви, почитается в лике преподобных.

[22] Преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель. Издание Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря, 2006. С. 196-197.

Продолжение.

криминал, разведка, жандармерия, сыск

Previous post Next post
Up