Об исторических корнях агрессии России против Украины по версии Politico
Иллюстрация XIX века, изображающая экспедицию Витуса Беринга, потерпевшую крушение на Алеутских островах в 1741 году. История имперских замыслов России в Северной Америке восходит к этому случаю, когда Беринг впервые увидел Алеутские острова Аляски.
Politico напечатала
статью с «мощным анализом» исторических корней агрессии России против Украины.
Название статьи сразу задает тон
Убийство Россией коренных народов на Аляске говорит нам кое-что важное об Украине
Начинается статья с мощнейшего утверждения
Когда-то Россия контролировала 20 процентов территории США. Это наследие помогает объяснить ее агрессию против Украины.
Летом 2020 года, наполненным расовой расплатой, местные лидеры небольшого американского городка собрались для спорного голосования по вопросу о том, следует ли сносить статую в честь человека, который, как говорилось в одной из оценок, «погряз в расовых разногласиях, насилии и несправедливости
» . » Смогут ли они присоединиться к местным лидерам из городов Вирджинии, Алабамы и других штатов, чтобы снести мемориал, восхваляющий фигуру, символизирующую «
историческую травму », которая до сих пор вызывает боль и гнев среди их избирателей?
Городской совет выслушал, обсудил и, наконец, принял решение. С перевесом 6 против 1 семь членов проголосовали за то, чтобы присоединиться к потоку решений в других местах, чтобы уничтожить еще один символ исторического угнетения.
Однако эта статуя не имела ничего общего ни с Конфедерацией, ни с Гражданской войной. Скорее, это голосование проходило на Аляске, в небольшом прибрежном городке Ситка (население 8400 человек), расположенном на острове примерно на полпути между Анкориджем и Ванкувером, Британская Колумбия. А статуя принадлежала русскому купцу по имени Александр Баранов, ключевой фигуре в завоевании Россией Аляски более 200 лет назад. В
резолюции, санкционирующей выдворение, говорилось, что Баранов, который был первым колониальным губернатором Аляски, «непосредственно руководил [видел] порабощение тлинкитов и алеутов», политика, которая «часто оправдывалась теорией расового и культурного превосходства». Преступная деятельность Баранова, включавшая в себя, среди прочего, «насилие над коренными женщинами», «убийства и кражи коренного имущества», была настолько развратной, что местные тлинкиты прозвали его «Без сердца».
Статуя Александра Баранова, ключевой фигуры в колониальном завоевании Аляски Россией более 200 лет назад, была снесена летом 2020 года и перенесена в музей. | Джеймс Поулсон/The Daily Sitka Sentinel через AP
Снос статуи Баранова ни разу не попал в круг национальных новостей. И, возможно, это понятно, учитывая протесты, сотрясавшие в то время остальную часть страны. Но это также понятно по связанной с этим причине: российская колонизация Аляски - и сопровождавшие ее безудержное насилие, растущая резня и истребление местного коренного населения Аляски - вряд ли хорошо известны среди более широких американских политических кругов. Даже с учетом
новой переоценки европейской
колонизации Северной Америки, а также недавнего
всплеска научных
исследований в отношении кровавого империализма США на американском Западе, роль России в удушении и захвате Аляски стоит особняком как недооцененная глава колониализма на континенте.
Это также упускаемый из виду аспект российской истории внутри России. Официальные отчеты о российской экспансии предполагают, что Россия просто агломерировала соседние народы в рамках своего оборонительного захвата территории, с радостью собирая в объятия Москвы новые народы и новые земли. По мнению России, слово «колониализм» применимо только к другим империям, а не к российской.
Как недавно заявил министр иностранных дел Сергей Лавров , Россия «не запятнала себя кровавыми преступлениями колониализма».
Но, как показывает снос статуи Баранова, колониальное наследие России вряд ли забыто на Аляске. А учитывая возобновившийся крен России в сторону империализма в таких местах, как Украина, это наследие, возможно, сейчас более резонансно, чем за последние десятилетия - или, возможно, когда-либо.
В западных университетах и исследовательских институтах вторжение России в Украину вызвало радикальную переоценку отношений России с другими народами и нациями, включая Украину. На протяжении десятилетий западные ученые рассматривали Советский Союз как страну, фундаментально отличающуюся от предшествовавшей ему Российской империи, и анализировали ее систему и поведение, прежде всего, через призму коммунистической идеологии режима. Таким образом, когда распался Советский Союз, многие на Западе предполагали, что как только Москва откажется от коммунизма, естественным образом последует демократия.
Но постсоветская Россия сложилась по-другому, и как внутри, так и за пределами России ученые и аналитики различают важные направления в моделях и практиках от царских времен до наших дней. Одной из таких линий является колониализм, который оказывается одним из лучших объяснений агрессии России против Украины.
Вот почему американцам давно пора наконец ознакомиться с российской оккупацией Аляски и с тем, что она значила не только для коренного населения, уничтоженного и разрушенного царскими войсками, но и для того, как эта история переосмысливает наше понимание России как колониальной державы. мало чем отличается от своих европейских собратьев - особенно здесь, в Северной Америке.
Карта 1775 года с изображением русских открытий. Вскоре после высадки русских на Аляске в 1741 году стала проявляться знакомая картина колониальных преступлений, заставившая коренное население пошатнуться. | Императорская Академия Санкт-Петербурга
История имперских замыслов России в Северной Америке восходит к 1741 году, когда исследователь Витус Беринг
впервые увидел Алеутские острова Аляски. В то время Беринг искал доказательства существования предполагаемой «
Великой Земли », расположенной на востоке Сибири, полумифического форпоста неиспользованных богатств, который мог бы обогатить его благотворителей в Санкт-Петербурге. В экспансии России на Аляску через северные просторы Тихого океана не было ничего оборонительного или даже естественного. Это было основано только на одном: богатстве, которое можно было украсть у любого, кого они могли бы встретить на Аляске.
Хотя Берингу не удалось дожить до исследования этой «Великой Земли» - вскоре после этого он погиб от цинги - его товарищи по кораблю быстро поняли, что слухи о несвязанных богатствах в виде потока меха были правдой. Точно так же, как русские войска и охотники прочесывали
Сибирь в поисках таких богатств, как шкуры соболя (запомнившиеся им как «мягкое золото»), Аляска оказалась богатой лисьим мехом, а также шкурами тюленей и выдр. Вскоре сотни тысяч шкур потекли на запад, пополняя казну царских покровителей в Санкт-Петербурге.
Исследователь Витус Беринг, которому не довелось исследовать «Великую Землю» Аляски, но чьи товарищи по кораблю быстро поняли, что слухи о несвязанных богатствах в виде потока меха были правдой.
Разумеется, не сами русские моряки избивали и расстреливали каждого из этих животных. На Алеутских островах и большей части южной оконечности Аляски, которую исследовали российские моряки, уже проживали десятки тысяч местных жителей. Алеуты и тлинкиты, инуиты и юпики, народ за народом коренных жителей Аляски, уже заявили о своих правах на свой дом в регионе, практически нетронутом европейскими исследователями
И тут пришли русские. И так же, как они поступали с коренными народами в Сибири - и так же, как британские, французские, испанские и португальские исследователи поступали в более теплых странах Америки - русские войска видели в коренных народах не более чем нечеловеческую помеху, но также и как потенциальные средства достижения цели.
Вскоре после высадки русских развернулась знакомая картина колониальных преступлений, заставившая коренное население пошатнуться. Почти сразу же российские колонизаторы начали применять ту же стратегию, которую они усовершенствовали по всей Сибири. Первый шаг был известен как ясак : представители России требовали дань - обычно меха - от коренного населения. Чтобы обеспечить соблюдение требований, российские торговцы реализовали второй элемент схемы: аманаты , в которых русские захватывали заложников из числа коренного населения и удерживали их до тех пор, пока не будут выполнены требования ясака . Часто российские представители похищали детей местных лидеров - тем лучше, чтобы обеспечить соблюдение требований. В некоторых случаях, как
писала историк Энн Хайд , русские похищали детей до половины мужского населения данной общины.
И на этом они не остановились.
Как отмечает Национальный институт здравоохранения США , такая договоренность позволила россиянам эффективно «поработить» местное население. Требуя «меха в обмен на [] жизни» женщин и детей, русские будут «сексуально эксплуатировать заложников» - и даже «казнить заложников», если меха не будет получено. Все это просто «чтобы подать пример» другим непокорным коренным народам.
Ново-Архангельск на акварели, подписанной «креолом Александром Ольгиным 20 июля 1837 года»
На протяжении большей части XVIII века русское правление на Аляске в основном осуществлялось охотниками и торговцами, которые распространялись по южной Аляске без какой-либо реальной организации. Но через несколько десятилетий после первого контакта царские чиновники официально зарегистрировали Российско-Американскую компанию, чтобы навести некоторый порядок в беспорядочном российском завоевании. Созданная по образцу частных компаний в других странах, в первую очередь Британской Ост-Индской компании в Южной Азии, РАК была номинально независимой организацией, получившей право расширять и укреплять колониальные владения России.
При поддержке российского военно-морского флота расширение RAC было несложным: сотрудники отправлялись по всей территории Аляски и даже исследовали южные районы канадского и американского тихоокеанского побережья. А у руля компании стоял один человек: Баранов, исполнявший обязанности первого формального губернатора российской Аляски, и человек, который, как сказал
один житель Аляски в 2020 году , «нес ответственность за убийства, порабощение, изнасилования и виновник геноцида». все от имени далекого царя.
Литография из Атласа 1802 года, изображающая поселение в заливе Трех Святителей на острове Кадьяк, где сотни людей погибли в результате массовой резни русских. | Библиотека Расмусона, Университет Аляски, Фэрбенкс
Немногие народы пострадали под властью России больше, чем алеуты. Пострадавшее от ясачной и аманатской систем, алеутское население сразу же пришло в упадок. Но они вряд ли оставались пассивными. К началу 1760-х годов - как раз в тот момент, когда британские войска в других частях континента начали вводить новые
и крайне непопулярные налоги для американских подданных - алеуты на крупных островах тайно собрались и замышляли, как убить всех русских. И поначалу им это удалось. Гораздо лучше знакомые с трещинами и заливами Алеутского архипелага, алеуты отбивали своенравных русских захватчиков. Позже, по оценкам, число погибших среди россиян составило почти три десятка. Один российский корабль попытался спастись, но был отброшен волнами на берег, где алеутская пехота убила еще десятки русских, потерпевших кораблекрушение.
Возмездие России, что неудивительно, было быстрым. Один российский капитан, Иван Соловьев, немедленно развязал политику, близкую к геноциду, а потенциально и к нему. Российские наблюдатели рассказали, как Соловьев начал убивать десятки алеутов там, где он их нашел, убивая их «на месте» среди «ужасного» кровопролития,
пишет историк Клаудио Саунт . После того как еще 300 алеутов спрятались в «укрепленном сооружении», российские наблюдатели позже вспомнили, как Соловьев взорвал здание, а остальных зарезал «ружьями и саблями». Как добавил Саунт, Соловьев якобы «провел жестокий эксперимент: выстроив алеутов в шеренгу, он выстрелил в первых, чтобы узнать, через сколько людей пройдет пуля. ... Резня была настолько зверской, что море вокруг [одного острова] стало кровавым от тех, кто бросился или был брошен в него».
Интерьер хижины в Уналашке, Алеутские острова, XVIII век.
Общее число убитых алеутов остается неизвестным, но, по оценкам одного российского наблюдателя, только Соловьев руководил убийством более 3000 алеутов. Учитывая, что на момент прибытия русских на Алеутских островах проживало всего 17 000 жителей, Соловьев, возможно, несет большую ответственность за уничтожение почти одной пятой всей алеутской нации. Какова бы ни была окончательная цифра, буйство Соловьева было,
по словам историка Кэтрин Джонсон Рингсмут , «началом конца суверенитета [коренного] населения».
Но Соловьев был далеко не единственным россиянином, виновным в массовой резне. Некоторое время спустя, недалеко от огромного острова Кадьяк на Аляске, русские колонизаторы обстреляли бегущих из Алутика мужчин, женщин и детей, укрывшихся на скале с соответствующим названием «Убежище». Направляя канонаду на беззащитных алутиков, русские «устроили ужасную кровавую бойню»,
вспоминал позже один из старейшин Алутиков , «с зловонием трупов, лежащих на берегу, [который] так сильно загрязнил воздух, что никто не мог там оставаться». Погибли сотни людей - кого-то застрелили, кто-то бросился в море с высоты почти 10 этажей.
По другим воспоминаниям, число смертей еще выше и исчисляется тысячами. И все это без единой потери среди россиян.
Как позже сказал один археолог , резня русских в Рефьюдж-Роке, которая произошла всего через год после того, как американские войска наконец завершили свою революцию против британцев, «была Вундед-Ни на Аляске».
Сравнение во многих отношениях удачное, и оно должно помочь американцам, как и россиянам, более точно понять Россию как колонизирующую державу, как тогда, так и сейчас. Подобно Вундед-Ни, где американские солдаты убили сотни лежащих на земле мужчин, женщин и детей лакота, российские войска аналогичным образом ликвидировали сотни мирных жителей коренного населения. Как и в случае с Вундед-Ни, жители Рефьюдж-Рока уже были лишены как земли, так и прав, попав в колониальную пасть расширяющейся империи. И так же, как реалии Вундед-Ни, приукрашенные более поздними американскими пропагандистами, реальные детали резни в Рефьюдж-Роке были на протяжении веков, как писала
одна газетная статья , «забытыми».
Но там, где Вундед-Ни приобрел новую
актуальность и
интерес , такие события, как Refuge Rock, а также более широкие преступления российского колониализма на Аляске, по большей части игнорировались. Частично это связано с общим невежеством большей части Америки об истории Аляски, которое в основном ограничивается такими мелочами, как дата покупки Аляски Соединенными Штатами (в 1867 году, после более чем столетия российского колониального контроля). Частично это связано с полным нежеланием России даже намекнуть на российский колониализм, не говоря уже о том, чтобы взять на себя какую-либо ответственность за преступления геноцида русских на Аляске и в других местах.
Тем не менее, даже за исключением Аляски, очевидно, что Россия занималась колониальными завоеваниями и эксплуатацией с самых первых дней существования царской империи. На протяжении сотен лет царские войска проводили множество колониальных кампаний вдоль ее внешних границ, уничтожая соседние державы и превращая их в данников богатства Российского государства. Свержение правительств, резня местного населения, развязывание геноцида против многих из тех, кто выступал против расширения российской государственной власти - распространение России отражало истории колониальных завоеваний в других местах. Действительно, как и Испания в Южной Америке или Великобритания в Южной Азии, большая часть экспансии России была обусловлена не соображениями национальной безопасности, а попытками захватить и лишить как можно больше ресурсов, которые российские войска могли найти.
Это особенно актуально на Аляске. В конце концов, на Аляске движущая сила экспансии была совершенно очевидна. Вы не можете утверждать, что России нужно было завоевать Аляску в поисках территориальной безопасности, так называемой стратегической глубины, которая дистанцировала царские силы от любых врагов. Осталось добыть только богатство - найти меха, выбраковать шкуры, и все это как часть «
самого важного источника имперских доходов » для покровителей в Санкт-Петербурге. Как видно из британской жестокости в таких местах, как Нигерия, или бельгийских ужасов в Конго, или французского насилия во Вьетнаме, смысл существования России на Аляске был прост: чистый, механический колониализм, направленный на извлечение богатства, укрепление российских сил и уничтожение Аляски. Коренное население,
лишь недавно восстановившееся до дороссийской численности .
Действительно, Аляска остается, пожалуй, самым ярким примером российского колониализма. В то время как дебаты продолжаются вокруг российского экспансионизма в других местах - и где именно может проходить граница между российским империализмом и российским колониализмом - мало споров о том, что привело царские войска на Аляску.
В конце концов, Россия никогда не проявляла никакого интереса к фактическому заселению Аляски. Российские граждане
по-прежнему в основном ограничивались южным краем Аляски , часто используя свои базы для дальнейших операций на
северо-западе Тихого океана, в Калифорнии и даже
на Гавайях . Существует мало свидетельств того, что царские державы были заинтересованы в фактическом управлении Аляской как составной частью империи. Даже после столетия российского контроля, к тому времени, когда царь Александр II передал Аляску США, на этой территории фактически проживало менее 500 русских поселенцев.
Российские силы, похоже, были заинтересованы исключительно в том, чтобы лишить Аляску ее бездонных богатств, а также использовать и злоупотреблять коренным населением Аляски для любых нужд. Вопреки Лаврову, Аляска показывает, что русскими руководил беспримесный колониализм, и они были готовы прибегнуть к самым жестоким методам, необходимым для выкачивания из Аляски как можно большего богатства, которое они могли найти. В 18 веке Россия завоевала большую часть Евразийского континента, в конечном итоге контролируя земли от Черного и Каспийского морей на юге до Арктики на севере и дальневосточного побережья Тихого океана, а также подчинив десятки, если не сотни коренных народов, включая бурятов. , чеченцы и татары. Но именно на Аляске колониалистские движения России достигли своего апогея. И именно Аляска продемонстрировала, насколько схож российский экспансионизм с европейскими колониальными проектами в других местах.
Тем не менее, эта реальность остается по большей части неизвестной и по большей части неисследованной даже в США. Только в этом году крупнейшая североамериканская ассоциация исследователей России впервые решила сосредоточиться на «деколонизации» как теме
своей ежегодной конференции - около 75 лет назад. после того, как ассоциация была впервые создана. Такое отсутствие интереса становится еще более удивительным, если осознать, что Россия на Аляске колонизировала
почти 20 процентов территории самих США - это большая территория, чем
размер 13 британских колоний , которые первыми провозгласили независимость.
Из-за этой близорукости в нашем понимании не только колониальной жестокости европейцев в Северной Америке, но и в нашем восприятии России как колониальной державы, неотличимой от Британии, Франции, Испании или других стран, остается обширное белое пространство.
Если бы осведомленность о российских колониальных преступлениях в таких местах, как Аляска, была бы лучше известна и лучше усвоена более широкими американскими политическими кругами, такие события, как вторжение на Украину - и колониальные основы такой жестокости - были бы гораздо менее
шокирующими .
Как утверждает историк Тимоти Снайдер , Москва долгое время смотрела на Украину исключительно колониальным взглядом, и теперь ее возглавляет диктатор, который пытается не только захватить украинские провинции, но и стремится к «национальному вымиранию» Украины со всем этим». представлен русским колониализмом».
Конечно, существуют явные различия между злоключениями России на Аляске и ее продолжающимися усилиями на Украине. Президент России Владимир Путин, например, обычно называл украинцев и русских «одним народом», но никогда не существовало каких-либо туманных мифов о сходстве русских и коренных жителей Аляски. (Как писал Саунт, российские захватчики регулярно дегуманизировали коренных жителей Аляски, описывая «грязь» людей, которые «живут своей жизнью точно так же, как животные».) Точно так же Аляска никогда не играла центральной роли в более широкой идентичности России; Хотя русские утверждают, что Украина является ядром, составной частью собственно России, подобного взгляда на Аляску не существует ( по крайней мере, у
большинства россиян ). И все же, даже несмотря на эти различия, сходство между колониальными кампаниями России становится все более неизбежным. На Аляске российские колонизаторы
проводили конкретную политику, пытаясь «подчинить [коренных жителей Аляски] гражданству Российской империи» - идентичная политика, которая сейчас проводится на Украине. На Аляске Россия импортировала доверенных политиков для контроля над покоренным местным населением -
точно так же, как мы видели на Украине. А на Аляске русские колонизаторы оставались убежденными в своей правоте, своей прямоте и своей безудержной способности захватывать столько территории и столько людей, сколько они хотели от имени своих имперских лидеров - точно так же, как мы видели на примере
все более мессианский Кремль.
Но, возможно, именно сходство с другими европейскими империями делает завоевание Аляски Россией наиболее поучительным. В конце концов, Россия была едва ли не единственной, а тем более первой европейской колониальной державой, раздиравшей Северную Америку. Во многих отношениях оно даже не было уникальным; во всяком случае, политика России на Аляске во многом была идентична другим европейским колониальным кампаниям в Северной Америке (и других местах). Произошло прямое порабощение коренных жителей Аляски, идентичное
порабощению коренных калифорнийцев под руководством испанской миссии . Произошла резня безоружных туземцев Аляски, идентичная резне
Пекота в Англии или
забою Фокса во Франции . И повсюду существовало российское убеждение в моральной, даже духовной добродетели всего колониального опыта, неотличимого, скажем, от американской имперской экспансии по Северной Америке и даже на Аляске. «Россия была не меньшей колониальной империей, чем любая другая западноевропейская держава», -
писал Михаил Ходарковский, один из ведущих исследователей российского колониализма . «Россия с конца XV века была пронизана собственным ощущением явной судьбы».
И именно эта «явная судьба» сейчас разыгрывается в Украине. Как заявил Путин, Россия - это не просто еще одна нация, а «государство-цивилизация», перед которой, как писал в прошлом году аналитик Андрей Колесников,
лежит «особый путь», являющийся частью «тысячелетней истории» России. ». (Как
сообщается , Лавров заявил, что у Путина «есть три советника: Иван Грозный, Петр Великий и Екатерина Великая».)
И этот статус предполагаемой «государства-цивилизации» означает, что Россия имеет право - или, если хотите, судьбу - поглощать и доминировать над своими бывшими имперскими владениями. Путин неоднократно настаивал на том, что Россию необходимо признать «великой державой». Но эта формулировка по определению означает, что Россия должна доминировать над другими народами и осуществлять власть над рядом других стран. По логике Путина, Россия не может быть великой державой без «подвластных» стран, доказывающих ее доминирование. Таким образом, Украине - возможно, ее старейшей, а также географически и культурно самой близкой колонии - нельзя было позволить вырваться из-под контроля Москвы.
Теперь кажется очевидным, что мономаниакальная одержимость России империей заставила ее вторгнуться в Украину. И именно нежелание или неспособность рассматривать российский экспансионизм - ни тогда, ни сейчас - как колониальный по своей природе, закрыло глаза многим на Западе на реальные планы Москвы. Если Запад не займется этой историей сейчас, угрозе, которую все еще представляет российский империализм, невозможно противостоять.
К счастью, признание российского колониализма
наконец-то происходит . Но это уже на десятилетия запоздало. И еще более прискорбно то, что все это время у нас был четкий пример этого явления - а также затрат и наследия - прямо здесь, в Америке. Нам оставалось только посмотреть.