Очерк десятый (начало) 4
Русские войска вошли в Белоруссию‚ Литву‚ затем в Польшу‚ и это принесло евреям огромные бедствия. Их снова грабили‚ убивали и изгоняли из завоеванных городов. Раввин Моше Ривкес писал:
"Шайки русских и казаков рассыпались по всей Литве‚ завоевали Полоцк‚ Витебск и Минск и разоряли города. Казаки истребляли евреев массами и грабили их имущество. Когда страшное войско подошло к воротам Вильно... бежала оттуда почти вся еврейская община‚ одни на лошадях и повозках‚ другие пешком‚ неся малых детей на плечах. Далеко разносились вопли плачущих‚ и из моих глаз слезы текли ручьем".
Тех‚ кто не успел убежать‚ перебили‚ и в пожаре‚ который бушевал семнадцать суток‚ сгорел в Вильно весь еврейский квартал. Когда же беглецы вернулись назад‚ в городе свирепствовали эпидемии и голод‚ и многие от отчаяния покончили жизнь самоубийством. Местные мещане просили русского царя окончательно изгнать евреев из города‚ и царь Алексей Михайлович в своей грамоте предписал "жидов из Вильны выслать на житье за город".
Затем был взят город Люблин - после долгой осады. В праздничный вечер казаки подожгли синагогу‚ когда в ней было много молящихся‚ и во время пожара убили сотни человек. Раввин Шмуэль Кайдановер вспоминал: "Всё мое имущество было взято у меня... Две мои дочери были убиты... И бросили меня на улице избитого, мазали кровью убитых... Много раз выводил меня враг на смерть, и протягивал я шею свою, как скот на бойне..." Резня в Люблине произошла в праздник Суккот‚ и долгие годы затем этот праздник был для люблинских евреев днем памяти и плача. В городе Быхове в Белоруссии убили триста евреев‚ затем "огнем и мечом" разорили Пинскую общину и весь Пинский округ. Хмельницкий снова осадил Львов и потребовал выдать ему евреев. "Евреи‚ - писал он магистрату‚ - как враги Христа и всех христиан должны быть выданы нам со всем своим имуществом‚ с женами и детьми". Но магистрат города вновь отказался выдать евреев и откупился огромной контрибуцией.
В Витебске евреи вместе с поляками обороняли город от осаждавших его русских войск: копали рвы вокруг крепости‚ укрепляли стены‚ ходили в разведку и сражались. "Во время осады‚ - свидетельствовали польские дворяне‚ - евреи постоянно несли стражу‚ каждый из них имел вооружение и ружье для защиты; не жалея здоровья‚ они защищались и отражали неприятельские штурмы..‚ позволили разбирать их дома и брать из них материалы‚ необходимые во время осады..‚ и вообще хорошо себя вели и оказывали помощь". Наконец московский боярин В. Шереметьев взял город, после чего казаки ограбили евреев и многих насильно окрестили; часть из них вместе с поляками отправили в ссылку - в Псков‚ Новгород, Казань‚ и многие пленники замерзли по дороге.
Когда русское войско взяло Могилев-на-Днепре‚ местные жители попросили московского царя выселить из города евреев‚ своих давних конкурентов. На это было получено согласие Алексея Михайловича: "а жидам в Могилеве не быти и жития никакова не имети". Не успели выполнить это распоряжение‚ как к городу подошло польское войско‚ и Константин Поклонский - православный шляхтич на русской службе - "принудил насильно" евреев "выступить из города для уменьшения многолюдства‚ вредного во время осады"‚ и обещал дать им проводников в Литву. Но когда они собрались за городом‚ он выехал к ним со своим войском и перебил всех - мужчин‚ женщин и детей. Заупокойную молитву в день их гибели читали в синагогах Могилева еще в двадцатом веке.
Война России с Польшей продолжалась до 1667 года‚ и по Андрусовскому договору левобережная Украина - Малороссия‚ часть Киевщины вместе с Киевом‚ а также Смоленская и Чернигово-Северская земли перешли к Москве. На этих территориях евреев практически не было, и некий священник, посетив Малороссию и обнаружив на своем пути разоренные еврейские дома, с удовлетворением отметил, что повсюду господствовала православная вера.
5
В 1655 году шведы вторглись в Польшу и быстро овладели страной‚ в которой царила анархия. Они захватили центр государства‚ Великую и Малую Польшу‚ Познань‚ Калиш‚ Варшаву и Краков. Шведы относились к евреям терпимо и не истребляли их‚ а еврейские общины выплачивали им чрезвычайные военные налоги‚ которые те могли бы взять и так‚ путем реквизиции. Это и поставили евреям в вину‚ когда в Польше поднялось восстание против Швеции‚ во главе которого встал Стефан Чарнецкий‚ вождь партизанских отрядов.
Летом 1656 года отряды Чарнецкого отвоевывали у шведов город за городом и громили еврейские общины - под предлогом того‚ что евреи сочувствовали или помогали шведам. Были уничтожены общины Бреста‚ Гнезно‚ Лешно‚ Плоцка‚ Ленчице и Калиша‚ многие синагоги разрушены‚ убитые насчитывались тысячами‚ а голод и чума довершили опустошение. Улицы были завалены трупами‚ некому было их хоронить‚ и псы пожирали мертвых. В еврейских летописях Стефана Чарнецкого называли "злодеем"‚ "врагом", "палачом в Великой Польше".
Этот страшный период, с 1648 по 1656 год, наконец-то закончился‚ и евреи стали подсчитывать свои жертвы. Их количество исчислялось десятками тысяч человек и превысило еврейские жертвы всех крестовых походов и преследований во времена "черной смерти" в Западной Европе. Не случайно отметил впоследствии украинский историк Н. Полетика:
"Освободительный путь украинского народа в семнадцатом веке прошел по трупам евреев". Более семисот еврейских общин были разгромлены. В левобережной Украине не осталось ни одного еврея‚ и казаки запрещали им туда возвращаться. В больших еврейских общинах сохранилось по нескольку семей‚ а мелкие общины вообще исчезли. Дома стояли разрушенными и пустыми‚ потому что прежние их обитатели бежали‚ погибли или оказались в плену у татар. Для выкупа пленных был создан в Стамбуле особый комитет‚ который собирал деньги в Турции и по городам Европы. Та катастрофа произвела на европейских евреев ужасающее впечатление; ее сравнивали с разрушением Иерусалимского Храма: "Такое бедствие не случалось с тех пор‚ как Израиль лишился своего государства"‚ - писал итальянский раввин. А Натан Гановер с благодарностью вспоминал о том‚ как евреи выкупали из плена своих собратьев и помогали беженцам‚ попавшим "в Моравию‚ Австрию‚ Богемию‚ Германию‚ Италию‚ где их приютили‚ кормили‚ поили и одевали".
Вернувшись на старое место в один из городов Польши‚ еврейский торговец‚ арендатор или ремесленник должен был начинать жизнь заново‚ на пустом месте‚ среди коренного населения‚ также разоренного войной. Поэтому и началась еврейская эмиграция на запад - в Вену‚ Прагу‚ Амстердам‚ Гамбург‚ и о польском происхождении переселенцев напоминают фамилии их потомков во всех частях света - Полак‚ Поляк‚ Полячек‚ Полякко‚ Поликер‚ Ляховер‚ Лехно. Укоренившись‚ казалось бы‚ на польской земле‚ после очередного поворота событий евреи снова стали изгнанниками‚ на новом месте‚ в очередном враждебном окружении. Они оглядывались назад‚ на Польшу‚ где оставили родные могилы‚ и оплакивали - уже издалека - ту трагедию и жертвы страшного времени. "Глаза мои истекают слезами над жестокой гибелью тех‚ кто прославлял единство Божие дважды в день‚ - писал рабби Шабтай Шефтель Горовиц‚ оказавшись беглецом в Вене. - Губил их меч на улице и ужас в домах. Мужчины и женщины‚ юноши и девушки‚ как овцы‚ подставляли шею под нож‚ не желая спасти свою жизнь служением чужим богам. Горько плачут плакальщики над растерзанными Священными книгами и свитками Торы‚ из которых враги изготовляли сандалии".
Этот трагический период стал поворотным моментом в истории евреев Европы. Если раньше шла эмиграция с запада на восток‚ то теперь она поменяла направление: в Германию‚ Моравию‚ Чехию и Голландию. Выдающиеся польские раввины и ученые‚ что бежали в Западную Европу от ужасов тех лет‚ стали раввинами и главами талмудических школ в крупнейших городах Европы. Раввинская наука‚ перенесенная некогда из Германии и Чехии в Польшу и Литву и достигшая там расцвета‚ перекочевала обратно на запад. Лучшие раввины Польши погибли в те годы или эмигрировали; талмудические школы пустовали; один из беженцев‚ рабби Моше Кац‚ переселившись в Лотарингию‚ откуда евреи убегали когда-то в Польшу‚ писал: "Польша‚ ты была раем‚ средоточием учения и знания..‚ ты славилась возвышенной ученостью‚ - но теперь ты покинута‚ овдовела и осталась одинокой".
Еврейство Польши переживало тяжелые времена.
"Тяжко согрешили мы перед Господом‚ - говорилось в воззвании Коронного Ваада. - Смута растет с каждым днем; всё труднее становится нам жить; наш народ не имеет никакого значения среди других народов. Удивительно даже‚ как это‚ невзирая на бедствия‚ мы еще существуем. Единственное‚ что нам остается делать‚ это объединиться в один союз‚ в духе строгого послушания заветам Божьим и предписаниям наших благочестивых учителей и вождей".
Летописец Натан Гановер, автор исторической хроники "Пучина бездонная", жил в Заславле, бежал от преследований казаков Хмельницкого, скитался по Европе - Германия, Голландия, Италия, Молдавия; поселился, наконец, в Моравии, чтобы обрести покой на старости лет, и был убит во время военных действий. Его хроника начинается такими словами: "Я тот муж, глаза которого узрели жезл гнева, которым разил Господь народ израильский..."
Раввин Меир из польского города Щебржешина составил хронику тех страшных лет под названием "Тяготы времен" - "о годах, подобных головне дымящейся и мечу обоюдоострому... дабы пробудить всех скорбной песней о тысячах убитых, чтобы не стали их души добычей забвения".
Летописцем времен хмельнитчины был и раввин из Вильно Саббатай Гакоген, который написал "Свиток тягот" "о злых делах и тяжелых бедах". Его хроника заканчивается такими словами: "Да отомстит Господь за кровь Своих рабов, которая, словно вода, орошала камни и деревья. Отомсти... за праведных мучеников, за ученых и мудрых, за раввинов, канторов, служек, синагогальных певчих, за юношей и девушек, мальчиков и девочек, за почтенных учителей и их юных учеников".
***
Рабби Шимшон из Полонного был убит казаками Хмельницкого пятнадцатого июля 1648 года вместе с евреями того города. Натан Гановер писал о нем:
"И был между ними (жителями Полонного) муж разумный и проницательный‚ ученый кабалист по имени Шимшон из Острополя‚ к которому ежедневно являлся ангел-посланец и обучал его тайной мудрости... Сказал ангел-посланец Шимшону задолго до катастрофы‚ чтобы евреи взяли на себя великое покаяние‚ дабы смягчить роковой приговор неба. И проповедовал он много раз в синагоге‚ призывая народ к покаянию‚ - и действительно было великое покаяние‚ но оно не помогло‚ ибо приговор был уже подписан".
Источник: Феликс Кандель. Книга времен и событий том 1. История российских евреев (1988)
Очерк одиннадцатый