Константин Сивков: «Запад проиграл военный конфликт на Украине»

Oct 24, 2023 14:30





Константин Сивков

Корреспондент GEOFOR поговорил с доктором военных наук, заместителем президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук о Нагорном Карабахе, палестино-израильском конфликте и Третьей мировой войне.



- Константин Валентинович, в Закавказье события явно разворачиваются по блиц-сценарию: Турция усиливает давление по вопросу открытия Зангезурского коридора, статус российских миротворцев в НК непонятен, госсекретарь США Блинкен заявляет о готовящемся нападении Азербайджана на Армению. Каков ваш прогноз?

- Там готовится нормальным образом военный конфликт. Понятно, что доступ к Нахичевани прямым коридором, путем взятия под контроль Зангезурского коридора, без военного конфликта невозможен, и это создает еще одну напряженную точку, где России придется принимать тяжелое решение. Армения сейчас является членом ОДКБ, и если начнется новый военный конфликт, уже непосредственно против Армении, России придется либо признать недееспособность этого договора, либо принять участие в этом военном конфликте на стороне Армении, а это означает ведение прямых боевых действия против Азербайджана. Поэтому какие принимать решения, в значительной степени будет определяться политической ситуацией. России надо решить вопрос с обеспечением безопасности Армении в рамках проведения скоротечной операции по разгрому войск агрессора. Если же это решение не будет принято в силу объективных обстоятельств, например, угрозы вмешательства в конфликт со стороны Турции, то, возможно, будет предпринята попытка решить данный вопрос политически-дипломатическим путем. И делать это станет Россия. Запад будет делать все от него зависящее, чтобы это стало фактом военного столкновения России и Азербайджана. Причина - Запад проиграл, что уже общепризнанно, военный конфликт на Украине. То есть Запад не сумел решить задачу смещения президента Владимира Путина и замены его на либерального, прозападного лидера России путем комбинированного удара с Украины, экономических санкций, информационной войны. Поэтому он будет расширять зону нестабильности и военных конфликтов вокруг России.

И точки уже видны. Было заявлено, что поврежден газопровод между Эстонией и Финляндией Balticconnector. С большой долей вероятности я предполагаю, что, мотивируя угрозой дальнейших повреждений на этом газопроводе, они могут ввести охранную зону вокруг него и препятствовать движению российских гражданских судов, которые связывают континентальную Россию с Калининградской областью. В этом случае России придется решать задачу обеспечения морской коммуникации, поскольку никакой другой коммуникации, обладающей достаточной пропускной способностью для обеспечения связи Калининградской области с основной частью России, нет. Это может привести к столкновению с НАТО.

И НАТО готовится к войне, там уже проводятся соответствующие учения. Останется напряженность на Украине. С большой долей вероятности в этот конфликт может быть втянута Польша, которая введет войска в западные регионы Украины.

Следующая точка - это зона армяно-азербайджанского конфликта, в который может быть втянута Россия.

И третья точка - Ближний Восток, на котором явно нарастает крупномасштабный конфликт с втягиванием большого числа стран. Подтверждением, что это конфликт, который будет расширяться, являются удары Израиля по территории гражданских аэропортов в Дамаске и Алеппо. Тем самым Израиль демонстрирует решимость Запада втягивать в этот конфликт другие страны региона. Разговоры о том, что это якобы предупреждение - полная чушь. Это именно демонстрация решимости втянуть в этот конфликт другие страны. Тем самым возникает зона военных действий, которая фактически может считаться первым этапом уже не гибридной Третьей мировой войны, которая пока еще идет в гибридной форме.

- Турция, будучи членом НАТО, продвигает интересы США и Израиля в Закавказье через Азербайджан. Пример тому военная база Израиля в Зангеланском районе Азербайджана. Но при этом в палестино-израильском конфликте Эрдоган явно на стороне Палестины. В Сирии также по курдскому вопросу видны разногласия между Турцией и США. Какова на самом деле роль Анкары и кто истинный режиссер?

- Сейчас Турция стремится проводить самостоятельную политику. Это надо четко понимать. Почему мы ценим сотрудничество с Эрдоганом? Потому что это действительно суверенный лидер, который сам принимает решения, а не соглашается с решениями, продиктованными США или Брюсселем, как Германия или Франция, и с ним имеет смысл договариваться. А раз так, то, соблюдая и учитывая интересы Турции, можно обеспечить политически-дипломатическими мерами снижение напряженности на этом направлении. При этом суть политики Турции сводится к расширению ее сфер влияния и реализации так называемого плана пантюркистского мира - Великого Турана, который включает в себя все тюркоязычные страны и народы, находящиеся на территориях, прилегающих к Турции, в том числе и те народы, которые являются гражданами России и проживают в Башкортостане, Татарстане, в частности. Программа реализации этого проекта несет серьезную угрозу для России. Тем не менее, в настоящий момент Турция в отношении конфликта на Украине занимает не столь агрессивную позицию, как другие страны. Она хоть и оказывает определенную помощь Украине, но при этом не позволяет кораблям НАТО заходить в Черное море через Босфорский пролив, ссылаясь на доктрину Монтре.

Что касается Турции в отношении текущей политики, то она заинтересована в переходе Зангезурского коридора под контроль Азербайджана, что позволит Турции получить прямой доступ через Нахичевань и Азербайджан к районам, непосредственно прилегающим и находящимся на территории России и Центральной Азии. И в этом вопросе Турция сотрудничает с США, потому что Америка заинтересована в том, чтобы развязать военный конфликт в данном регионе.

Что касается Сирии, то Турция здесь заинтересована в ликвидации курдских военизированных формирований, вообще курдского образования, которое имеет тенденцию к формированию определенных черт государственности на территории Сирии, поскольку это чревато угрозой потери завосточных регионов Турции, плотно заселенных курдами.

И в этом турки вступают в конфликт с США, и даже случаются столкновения - когда США сбили турецкий беспилотник. Но сбили они его потому, что этот беспилотник, как и турецкий самолет, наносил удар по курдам. А курды являются прокси-силами США, они курируются ими. Поэтому здесь США и Турция конфликтуют.

Ситуация с Израилем. США выступают на стороне Израиля, тогда как Турция де-факто выступает на стороне Палестины. Там тоже серьезный конфликт. Но в части Зангезурского коридора в зоне данного конфликта Турция будет выступать на стороне Азербайджана, и в этом отношении она может войти в конфликт с Ираном, который не хочет, чтобы возникал такой коридор, который отсекает Иран от районов Средней Азии и создает ему угрозу с востока. Поэтому Иран тоже может втянуться в этот конфликт, как и Россия. Для США это очень выгодный вариант, поскольку он оправдывает вероятность вступления Турции в конфликт с Ираном, и тут можно рассчитывать, что к этому подключится и Саудовская Аравия. Тогда вместе с Израилем США могут создать анти-иранскую коалицию, которая способна попытаться начать военные действия против Ирана с целью его разгрома.

Примерно такой сценарий мне видится для решения иранского вопроса со стороны США и Запада. Эти узлы тесно увязаны, и у каждого из них есть очень много тонких моментов. Все западные планы, которые я сейчас рассматриваю, имеют такие уязвимые моменты, поэтому говорить, что они будут четко выполняться, нельзя. Но есть стремление в этом направлении. А как получится, будет зависеть от очень многих факторов, которые в настоящее время даже еще не проявились.

- Вы упомянули гибридные войны. Какими вы видите будущие войны: ядерные столкновения, боевые действия в больших городах, что еще?

- Боевые действия будут вестись обычными традиционными системами вооружения. Однако та из сторон, которая будет терпеть поражение, и это поражение чревато серьезными последствиями для внутриполитической стабильности страны (я не говорю какой - России, США - неважно), потерей значительной части территории, утратой суверенитета, то эта сторона может пойти на применение ядерного оружия. Пока речь о России не идет, говорим о других странах, например, Израиле или США. В США принята концепция ограниченной ядерной войны. Мы пока тоже ее не отрицаем.

СССР ее отрицал. Сущность этой концепции состоит в том, что США, Россия и Китай в меньшей степени (его ядерный потенциал невелик), могут применять тактическое ядерное оружие на территории третьих стран, не затрагивая территорию США и России. То есть, если имеет место столкновение российских и американских прокси-сил (израильских, германских, натовских, тех же польских) на какой-то территории, например, на территории Польши, Западной Украины или Германии, в этом случае США могут пойти на применение тактического ядерного оружия по нашим войскам, чтобы предотвратить катастрофическое развитие ситуации. В свою очередь Россия тоже будет применять тактическое ядерное оружие по районам складирования американского ядерного оружия, по войскам агрессора, если это будет грозить безопасности нашей страны. Это записано в нашей Стратегической доктрине. Сегодня военный конфликт с применением ядерного оружия уже достиг уровня маловероятного. Раньше он был практически исключен, потом был чрезвычайно маловероятен, сегодня этот уровень достиг значения маловероятного. То есть вероятность этого конфликта растет. Пока масштаб прямого ядерного столкновения России и США находится на уровне практически невозможного. К сожалению, я должен констатировать, что вероятность применения какой-либо из сторон ядерного оружия, в условиях нарастания военного противостояния на Ближнем Востоке, с риском перерастания этого противостояния в большую ближневосточную войну, нарастает. Я это констатирую с горечью. Скорее всего, Россия к применению ядерного оружия не перейдет. Поводов для этого нет.

Разговоры о применении ядерного оружия против каких-то стран - ПРЕСТУПНЫ! Сейчас, когда мир катится к классической Третьей мировой войне, такие разговоры вести нельзя.

- Ракета «Сармат» встает на боевое дежурство. Это серьезно меняет расклад сил в мире?

- «Сармат» - это оружие, которое обеспечивает ядерное сдерживание и на расклад сил не влияет никак. Оно предотвращает возможность США грозить нам ядерным оружием. Появление такого оружия как «Сармат» должно вынуждать американцев сесть за стол переговоров в части ядерных вооружений. Потому что сейчас американцы ведут себя неадекватно. Они вышли из договора по ДРСМД, и появление «Сармата» может их заставить задуматься. Второе: это оружие может вынудить американцев снизить агрессивность в целом в геополитическом масштабе в отношении России. В том числе это, конечно, будет сказываться, хоть очень косвенно и опосредованно, на всех конфликтах, включая Украину. Но пока это не просматривается, так как «Сарматов» очень мало на вооружении. Когда их будет в достаточном количестве и, самое главное, когда Россия продемонстрирует наличие у нас особо оригинальных видов вооружений, обладающих большим поражающим средством, расклад сил в мире изменится.

Например, Россия должна создать и предъявить миру ядерный боеприпас сверхмощного калибра - 100 и более мегатонн тротилового эквивалента, который способен вызвать детонацию, например, Йеллоустоунского вулкана, - то есть оружие конца Света. Тогда они, возможно, изменят свою риторику очень сильно.

Беседу вел Евгений Давутов - специально для Центра геополитических прогнозов GEOFOR.

3-я мировая война, Нагорный Карабах, геополитика, Турция, НАТО, Арабо-Израильская война

Previous post Next post
Up