Что международное право должно сказать о войне между Израилем и Хамасом

Oct 22, 2023 08:29





Израильские солдаты выстроились в поле недалеко от границы с сектором Газа. Ронен Звулун/Reuters

Нападение Хамаса на Израиль и последовавшая за ним война в секторе Газа поднимают множество вопросов о юридических обязательствах комбатантов.



Зверства, совершенные ХАМАС против Израиля 7 октября, потрясли весь мир и побудили израильское правительство начать войну до сих пор неизвестного масштаба и характера против палестинской группировки боевиков.

Военная кампания Израиля в секторе Газа направлена ​​на достижение нескольких целей, включая уничтожение Хамаса и спасение заложников, которые строго регулируются международным правом. Соблюдение этих правовых барьеров, как заявил Израиль, сделает конфликт сложным и рискованным, особенно потому, что действия Израиля будут тщательно контролироваться различными наблюдателями, в том числе правительствами других стран, Организацией Объединенных Наций, Международным уголовным судом, учеными-юристами, гражданским обществом. , и широкой общественности. Большое количество жертв среди гражданского населения в результате огненного взрыва в больнице в секторе Газа подчеркнуло, что ничем не ограниченная война может привести к тяжелым человеческим жертвам.

Убийство Хамасом по меньшей мере 1400 израильских мирных жителей (включая детей) во время внезапного нападения на территорию Израиля нарушило положения международного гуманитарного права, которые призваны защищать гражданское население и его собственность во время войны. К ним относятся общая статья 3 Женевских конвенций 1949 года, которая требует гуманного обращения с гражданскими лицами и некомбатантами; Статья 51 Протокола I к конвенциям, которая защищает гражданское население от нападений; а также множество положений о военных преступлениях и преступлениях против человечности в статьях 7 и 8 Римского статута [PDF] Международного уголовного суда (МУС), которые отражают обычное международное право и применяются к лидерам и боевикам Хамаса. Более того, непрерывные неизбирательные ракетные обстрелы ХАМАСом израильских целей подвергают риску гражданские структуры и отдельных лиц, что также нарушает положения этих договоров и обычное международное право.

Подпадает ли Хамас под действие международного права?

Среди правительств и ученых -юристов по-прежнему ведутся довольно напряженные дебаты о применении различных областей международного права к негосударственным субъектам, таким как Хамас, включая вопросы о юридических обязательствах государств, с которыми эти субъекты вступают в конфликт. Например, в Соединенных Штатах администрация Джорджа Буша-младшего выдвинула аргумент о «юридической черной дыре» во время так называемой войны с терроризмом, последовавшей за событиями 11 сентября, утверждая, что «Аль-Каида» и «Талибан» были негосударственными субъектами и, следовательно, незащищенными. Женевскими конвенциями 1949 года. Однако в 2006 году Верховный суд США дискредитировал этот юридический аргумент, постановив, что общая статья 3 конвенций действительно применима к войне США с «Аль-Каидой».

Израиль и «государство Палестина», которое признается большинством стран как включающее Западный Берег, Газу и Восточный Иерусалим, являются ратифицированными сторонами четырех Женевских конвенций 1949 года. Израиль не ратифицировал первый и второй протоколы к конвенциям, который в 1977 году дополнительно регулировал защиту гражданского населения, собственности и окружающей среды во время войны. Одним из выдающихся положений является статья 75 Протокола I, которую Вашингтон уже давно рассматривает как часть обычного международного права, и, таким образом, это положение будет связывать не только Соединенные Штаты, но и Израиль. Он требует, чтобы с лицами, удерживаемыми воюющей державой, обращались гуманно при любых обстоятельствах, и содержит подробный список запрещенных действий. Большинство судей Верховного суда в решении 2006 года подчеркнули обычное применение статьи 75 . Палестина ратифицировала все три протокола, поэтому, будучи государством-участником, она, несомненно, связана их условиями. ХАМАС, особенно как де-факто руководящая власть в Палестине (а именно, над сектором Газа) с контролем над собственными боевыми силами, обязан как часть Государства Палестина соблюдать Женевские конвенции и три протокола к ним.

Государство Палестина также является государством-участником Римского статута Международного уголовного суда (МУС) , что означает, что лидеры и персонал Хамаса могут быть привлечены к ответственности за совершение геноцида, преступлений против человечности или военных преступлений, например, на территории Израиля. территории или в секторе Газа. Израиль, как Соединенные Штаты и десятки других стран, не является государством-участником Римского статута, но прокурор МУС будет тщательно проверять его военные действия в секторе Газа, на территории государства-участника.

Самооборона Израиля

Основными целями Израиля являются самооборона в ответ на нападения ХАМАС и обеспечение будущей безопасности Израиля. Статья 51 Устава ООН допускает действия «неотъемлемой» самообороны, вытекающие из обычного международного права, и не ограничивает это право действиями против обычных вооруженных сил другого государства. Совет Безопасности ООН может решить не предпринимать никаких действий по усилению или ограничению этого права на самооборону - и, тем не менее, этот орган уже давно по сути парализован из-за раскола между западными постоянными членами и парой России и Китая, что вполне достаточно продемонстрировано во время безрезультатного заседания совета 16 октября.

С мерами самообороны Израиля тесно связано заявленное правительством намерение полностью ликвидировать ХАМАС. Международное право прямо не запрещает применение силы для ликвидации такой организации, как ХАМАС, которую Израиль, США и многие другие страны считают террористической группировкой. Однако по-прежнему важно, чтобы применение Израилем силы для достижения этой цели соответствовало праву на самооборону согласно Уставу ООН и соответствовало праву вооруженных конфликтов и международному гуманитарному праву.

Что должен сделать Израиль, чтобы соблюдать международное гуманитарное право?

У Израиля есть фундаментальные юридические обязательства , которые он должен соблюдать во время своей кампании против ХАМАС. Резко обвиненные заявления некоторых израильских чиновников необходимо отделить от здравой правовой политики. Короче говоря, Израиль должен соответствовать нескольким стандартам:

  • Он не должен использовать голод (включая лишение еды, воды и других предметов первой необходимости для выживания) гражданского населения Газы в качестве оружия войны против Хамаса или по какой-либо другой причине.
  • Он должен предпринять все возможные шаги, чтобы нацеливаться только на боевиков ХАМАС и их военную инфраструктуру, а также свести к минимуму жертвы среди гражданского населения и разрушение гражданской инфраструктуры. Израильская воздушная и артиллерийская кампания, а также наземная война должны руководствоваться непреложными правовыми принципами гуманности, избирательности, соразмерности и военной необходимости.
  • Оно должно обеспечить возвращение перемещенных гражданских лиц после конфликта. Хотя временная эвакуация гражданского населения с театра боевых действий может быть запрошена по закону, было бы незаконно постоянно вытеснять гражданское население из его домов. Обстоятельства в Газе сегодня создают огромные трудности для сотен тысяч палестинских гражданских лиц, и Израиль должен принять меры для улучшения этих трудных условий. Визиты президента США Джо Байдена и госсекретаря США Энтони Блинкена на Ближний Восток на этой неделе были частично посвящены тому, что Израиль и другие страны и организации могут сделать для решения тяжелого гуманитарного положения палестинцев в секторе Газа.
Спасение заложников

Еще одной первостепенной задачей Израиля является спасение или освобождение примерно двухсот израильских, американских и других иностранных заложников. Захват заложников на территории Израиля и незаконное использование их в качестве живого щита в Газе подопасные для жизни условия создают особые проблемы для военных действий Израиля. Если бы ХАМАС не взял заложников, стратегия Израиля в противостоянии этой группировке могла бы быть другой.

Несмотря на многочисленные споры среди юристов-международников и правительств, у государств существует законное право [PDF] применять силу для спасения заложников, если их действия соответствуют четырем критериям:

  • захвачено много заложников, особенно во время вооруженного нападения (как это произошло 7 октября),
  • действия необходимы (существует угроза насилия против заложников Хамаса, а варианты ненасильственного восстановления, такие как соглашение с группировкой, могут оказаться бесполезными),
  • существует неотложность (быстрое освобождение путем переговоров невозможно, и судьба заложников, похоже, ухудшается с каждым днем), и
  • применение силы пропорционально (используется только тот уровень вооруженной силы, который необходим для спасения заложников).

Последний критерий пропорциональности будет заменен ожидаемым вторжением Израиля в сектор Газа, поскольку это вмешательство будет осуществляться на основании права самообороны - гораздо более масштабной цели - а не только для спасения заложников.

Какими бы ни были дебаты о палестинской государственности, применимости различных договоров и о том, является ли Израиль оккупирующей державой в Газе, Израиль должен позаботиться о том, чтобы следовать строгим требованиям обычного международного права, когда он защищает себя от Хамаса и занимается спасением заложников.

Дэвид Дж. Шеффер, эксперта

P.S. Рокфеллеровский Совет по международным отношениям (CFR) присоединился к другим экспертным центрам, изучающим правовую сторону конфликта Израиля и ХАМАС. И пришёл к выводу - обе стороны не стесняются в средствах.

Слово "обе" в данном случае играет против Израиля.

▪️ Действия ХАМАС и гибель гражданских лиц на территории Израиля нарушают общую статью 3 Женевских конвенций 1949 года, которая требует гуманного обращения с гражданскими лицами и мирными жителями, статью 51 Протокола I к конвенциям, которая защищает гражданское население от нападений, и множество положений о военных преступлениях и преступлениях против человечности МУС.

При этом нет единства во мнениях, возможно ли юридически применить эти нормы к ХАМАС - негосударственному субъекту. Тогда как у Израиля есть формализованные обязательства, каждое из которых выглядит нарушенным.

▪️ Например, Израиль не должен использовать голод (включая лишение гражданского населения Газы пищи, воды и других предметов первой необходимости для выживания) в качестве оружия войны против ХАМАС или по какой-либо другой причине.

Тель-Авив обязался нацеливаться только на боевиков ХАМАС и их военную инфраструктуру, а также свести к минимуму жертвы среди гражданского населения и разрушение гражданской инфраструктуры Газы. Воздушные и артиллерийские удары должны исходить из принципов гуманности, различения, соразмерности и военной необходимости.

Любопытна и норма, обязывающая Израиль предусматривать возвращение перемещённых гражданских лиц после конфликта. Как минимум, придётся отстроить заново жильё для сотен тысяч палестинцев.

В целом, Израиль обязан следовать строгим требованиям международного права при защите от ХАМАС и спасении заложников, резюмирует CFR.

▪️ Но к чему всё это? Может быть, какой-нибудь МУС выдаст теперь ордер на арест руководства Израиля, а США и ЕС - введут санкции против этого государства? На практике военные преступления Тель-Авива вряд ли приведут к чему-то подобному.

Израиль здесь - только симптом. Нынешняя система международного права - это право сильного, где юридические нормы применяются или не применяются в зависимости от геополитического веса обвиняемого и влияния его друзей.

Восстановление справедливого международного права, которое будет работать одинаково для всех, - одна из побочных задач России в ходе строительства многополярного мира. Без этого планета и дальше будет делиться на тех, кому можно всё, и тех, кому нельзя ничего.

@Елена Панина

ХАМАС, Израиль, гражданское население, Арабо-Израильская война

Previous post Next post
Up