История Констанции и Дон Жуана, 1710 г. Хендрик Карре
Имена Ловелас (Ловлас) и Дон Жуан (Дон Гуан) давно стали нарицательными. Но к ним необходимо добавить третье - Вальмон, без которого список великих соблазнителей будет неполным.
Роберт Ловелас (Ловлас, Лавлейс, loveless - «не знающий любви») - герой книги Сэмюэля Ричардсона «Кларисса». До появления этого произведения он был персонажем других литературных историй, которые не получили такой популярности, как этот роман.
Дон Жуан (Дон Гуан, Дон Хуан) - тоже герой многих литературных произведений. К сюжету о коварном обольстителе обращались Тирсо де Молин, Мольер, Гофман, Байрон и даже Карел Чапек.
Виконт де Вальмон - единственный в своём роде. Роман Пьера Амбруаза Франсуа Шодерло де Лакло «Опасные связи» был настолько популярен, что первые большие тиражи были раскуплены в считаные дни. Но после законодательного запрета на печать, продажу и другое распространение издания все изъятые у населения, типографий и магазинов книги были уничтожены «за оскорбление нравственности». Видимо, поэтому имя Вальмона и не стало нарицательным.
Дон Жуан соблазняет даму
Многие писатели и исследователи чётко разделяли эти образы, хотя мы их имена воспринимаем как синонимы. Более того, некоторые персонажи сами сравнивали себя со своими «коллегами». Например, Вальмон в письме 110 маркизе де Мертей пишет:
Прибегать после более чем двух месяцев забот и трудов к способам, мне совершенно чуждым! Рабски влачиться по чужим (Ловеласа) следам и восторжествовать бесславно! Нет.
То есть приёмы обольщения, которыми пользуется Ловелас, виконту не близки. И это действительно так.
Мольеровский Дон Жуан откровенно волочился за женщинами, ему было важно, чтобы объект его страсти был максимально недоступным. Он соблазнил и влюбил в себя монашку, но вскоре бросил её. Увёл любимую у человека, который его спас. Причём обстоятельства, при которых его жизни угрожала опасность, тоже весьма интересные: Дон Жуан собирался похитить с корабля девушку, которая вот-вот должна была выйти замуж.
Саския Уикхэм в роли Клариссы, Шон Бин в роли Роберта Ловеласа. Кадр из сериала «Кларисса». 1991
Для Ловеласа так называемая возлюбленная - это орудие мести. Поправ честь Клариссы, он намеревался отомстить её братьям, которые оскорбили его. Герой не действует так напористо и прямо, как Дон Жуан. Он тратит много времени на соблазнение невинной девушки, заставляет поверить в искренность и желание защитить её от всех ужасов мира. Не достигнув желаемого результата, Ловелас опаивает Клариссу и овладевает ею:
Нет больше сил быть честным. Я стал бездушным. Прощай, совесть!
Вальмон предстаёт перед читателем как зрелый циник, который дорожит своей свободой. Он стратег, ему нравится разрабатывать сложные схемы соблазнения женщин, которых искренне презирает. Больное самолюбие и желание быть лучше других мужчин лежат в основе его поступков. Он заключает пари со своей бывшей любовницей и соглашается растлить юную и невинную девушку. Однако вскоре Вальмон по-настоящему влюбляется совсем в другую даму, но из-за условий спора отказывается от истинных чувств.
Мишель Пфайффер в роли мадам де Турвель, Джон Малкович в роли виконта де Вальмона. Кадр из фильма «Опасные связи». 1988
Сравнивая манеры и приёмы, которые герои используют в процессе обольщения женщин, можно понять, почему возникли расхождения в интерпретации характеристик героев и почему их нарицательные имена не синонимичны. Перед нами три разных образа: Дон Жуан - беспринципный волокита, Ловелас - коварный соблазнитель, а Вальмон - опасный распутник.
Дон Жуан и статуя Командора (последняя сцена оперы Моцарта Дон Жуан), Александр Эварист Фрагонар
Но есть у персонажей одна общность. Дон Жуан даже при встрече с Командором не раскаивается в своих деяниях и умирает от его каменного рукопожатия.
Ловелас мучается мыслями о загубленной жизни Клариссы, искренне желает искупления вины и гибнет в итоге на дуэли.
Киану Ривз в роли шевалье Дансени, Джон Малкович в роли виконта де Вальмона. Кадр из фильма «Опасные связи». 1988.
А Вальмон соединяет два предыдущих образа: его убивают на дуэли, но раскаяния в нём нет. Справедливая месть настигает каждого из этой троицы
Реклама Python - разработчик - курсы программирования на питон Стань программистом на Python с трудоустройством - Eduson Academy eduson.academy Перейти на сайт Реклама Бесплатное Обучение для Мам. Содействие в Занятости Мам Бесплатное обучение и содействие в занятости для молодых мам! synergy.online Перейти на сайт Leninka вы подписаны
Вы подписаны
Горе соблазнителю, или Способы, которыми бесчестные люди портят порядочных
11 ноября 2022
831 прочитал
Имена Ловелас (Ловлас) и Дон Жуан (Дон Гуан) давно стали нарицательными. Но к ним необходимо добавить третье - Вальмон, без которого список великих соблазнителей будет неполным.
Источник:
https://pl.pinterest.com/pin/671880838143000626/ Роберт Ловелас (Ловлас, Лавлейс, loveless - «не знающий любви») - герой книги Сэмюэля Ричардсона «Кларисса». До появления этого произведения он был персонажем других литературных историй, которые не получили такой популярности, как этот роман.
Дон Жуан (Дон Гуан, Дон Хуан) - тоже герой многих литературных произведений. К сюжету о коварном обольстителе обращались Тирсо де Молин, Мольер, Гофман, Байрон и даже Карел Чапек.
Виконт де Вальмон - единственный в своём роде. Роман Пьера Амбруаза Франсуа Шодерло де Лакло «Опасные связи» был настолько популярен, что первые большие тиражи были раскуплены в считаные дни. Но после законодательного запрета на печать, продажу и другое распространение издания все изъятые у населения, типографий и магазинов книги были уничтожены «за оскорбление нравственности». Видимо, поэтому имя Вальмона и не стало нарицательным.
Дон Жуан соблазняет даму. Источник фото:
https://24smi.org/person/689-don-zhuan.html Многие писатели и исследователи чётко разделяли эти образы, хотя мы их имена воспринимаем как синонимы. Более того, некоторые персонажи сами сравнивали себя со своими «коллегами». Например, Вальмон в письме 110 маркизе де Мертей пишет:
Прибегать после более чем двух месяцев забот и трудов к способам, мне совершенно чуждым! Рабски влачиться по чужим (Ловеласа) следам и восторжествовать бесславно! Нет.
То есть приёмы обольщения, которыми пользуется Ловелас, виконту не близки. И это действительно так.
Мольеровский Дон Жуан откровенно волочился за женщинами, ему было важно, чтобы объект его страсти был максимально недоступным. Он соблазнил и влюбил в себя монашку, но вскоре бросил её. Увёл любимую у человека, который его спас. Причём обстоятельства, при которых его жизни угрожала опасность, тоже весьма интересные: Дон Жуан собирался похитить с корабля девушку, которая вот-вот должна была выйти замуж.
Саския Уикхэм в роли Клариссы, Шон Бин в роли Роберта Ловеласа. Кадр из сериала «Кларисса». 1991. Источник фото:
https://kulturologia.ru/blogs/300620/46850/ Для Ловеласа так называемая возлюбленная - это орудие мести. Поправ честь Клариссы, он намеревался отомстить её братьям, которые оскорбили его. Герой не действует так напористо и прямо, как Дон Жуан. Он тратит много времени на соблазнение невинной девушки, заставляет поверить в искренность и желание защитить её от всех ужасов мира. Не достигнув желаемого результата, Ловелас опаивает Клариссу и овладевает ею:
Нет больше сил быть честным. Я стал бездушным. Прощай, совесть!
Вальмон предстаёт перед читателем как зрелый циник, который дорожит своей свободой. Он стратег, ему нравится разрабатывать сложные схемы соблазнения женщин, которых искренне презирает. Больное самолюбие и желание быть лучше других мужчин лежат в основе его поступков. Он заключает пари со своей бывшей любовницей и соглашается растлить юную и невинную девушку. Однако вскоре Вальмон по-настоящему влюбляется совсем в другую даму, но из-за условий спора отказывается от истинных чувств.
Мишель Пфайффер в роли мадам де Турвель, Джон Малкович в роли виконта де Вальмона. Кадр из фильма «Опасные связи». 1988. Источник фото:
https://www.kinopoisk.ru/film/3810/stills/page/1/ Сравнивая манеры и приёмы, которые герои используют в процессе обольщения женщин, можно понять, почему возникли расхождения в интерпретации характеристик героев и почему их нарицательные имена не синонимичны. Перед нами три разных образа: Дон Жуан - беспринципный волокита, Ловелас - коварный соблазнитель, а Вальмон - опасный распутник.
Но есть у персонажей одна общность. Дон Жуан даже при встрече с Командором не раскаивается в своих деяниях и умирает от его каменного рукопожатия. Ловелас мучается мыслями о загубленной жизни Клариссы, искренне желает искупления вины и гибнет в итоге на дуэли. А Вальмон соединяет два предыдущих образа: его убивают на дуэли, но раскаяния в нём нет. Справедливая месть настигает каждого из этой троицы.
Киану Ривз в роли шевалье Дансени, Джон Малкович в роли виконта де Вальмона. Кадр из фильма «Опасные связи». 1988. Источник фото:
https://www.kinopoisk.ru/film/3810/stills/page/1/ Не пожалели авторы и жертв искусителей. Монахиня Эльвира возвращается в монастырь, дальнейшая судьба её неизвестна. Кларисса умирает от затяжной болезни, вызванной многодневным голодом. А дамы виконта де Вальмона примеряют на себя судьбы двух своих предшественниц: соблазнённая юная девушка уходит в монастырь, а любимая мадам де Турвель умирает от горя и болезни.
Александр Сергеевич Пушкин тоже не обойдёт эти три образа своим вниманием. Роман о Ловласе будет в числе читанных Татьяной Лариной произведений, о Дон Жуане поэт напишет свою версию трагедии, а некоторыми чертами виконта де Вальмона он наградит Евгения Онегина. Но русский обольститель - это пусть и циничный, но всё-таки сохранивший честь человек. Поэтому и исход этой драмы, если и печальный, то хотя бы не фатальный.
Как говорил Ловелас:
Когда мы бываем вынуждены признать истину, мы сознаём, что добродетель - священна.
телеграм-канал Ленинка.